6. Весенние воды. Романсы С. В. Рахманинова

Павлова Вера Калиновна
     Особое место у нас в репертуаре заняли романсы Сергея Васильевича РАХМАНИНОВА.(р.1873 – 1943) Родился он в селе Онег Новгородской губернии, в имении родителей.

     Рано проявившиеся музыкальные способности предопределили его будущее: в 8 лет он стал учеником младшего отделения Петербургской консерватории. Однако заниматься ему пришлось в Московской консерватории.

     В 1891 году он окончил её как пианист, в 1892 году - как композитор, представив в качестве дипломной работы оперу «Алеко» по поэме Пушкина «Цыганы».

     В годы учёбы он создаёт одно из интереснейших своих сочинений – Первый фортепианный концерт, наполненный светлыми образами, красивыми мелодиями, блестящей техникой.

     В эти же годы появляются его первые романсы, среди них «О НЕТ, МОЛЮ, НЕ УХОДИ» на слова Д.Мережковского.:

               О нет, молю, не уходи!
               Вся боль – ничто перед разлукой.
               Я слишком счастлив этой мукой.

Его отличают чуткость к поэтическому тексту, которая рождала мелодию, полную живой «дышащей» фразировки.

     Одним из самых лучших романсов Рахманинова на  слова Ф. Тютчева является "Весенние воды", полный будоражащей силы пробуждения природы, молодости, радости и оптимизма.

              Ещё в полях белеет снег,
              А воды уж весной шумят .
              Бегут и будят сонный брег,
              Бегут и блещут и гласят..
              Они гласят во все концы:
              "Весна идёт, весна идёт!
              Мы молодой весны гонцы,
              Она нас выслала вперёд!"

     Вокальная партия, изложенная в дуольном ритме, преимущественно в высоком диапазоне, имеет провозгласительно-возвестительный характер. Сочетание её с бурляще-восходящим движением заполненных шестнадцатыми триолей в аккомпанементе создают зримое впечатление кипящего половодья, неудержимого водного потока, симфонии природного весеннего пробуждения.
      
     Мелодия романса «В МОЛЧАНЬИ НОЧИ ТАЙНОЙ», сл.А.Фета, на широком дыхании:

                О, долго буду я
                В молчаньи ночи тайной
                Улыбку, взор, взор случайный,
                Перстам послушную волос,
                Волос твоих густую прядь
                Из мыслей изгонять и снова призывать;

постепенно развиваясь, она дробится на короткие фразы, не лишающие её смысловой продолжительности, а лишь усиливающие драматизм образа, подводя к естественной динамической и эмоциональной кульминации романса:

             Шептать и повторять былые выраженья
             Речей моих с тобой, исполненных смущенья,
             И в опьяненьи, наперекор уму,
             Заветным именем будить ночную тьму,
             Заветным именем будить ночную тьму, -

звучит на повторении последняя фраза, возвращая нас к первоначальному настроению. Последний раз она звучит на пиано в конце произведения на фоне истаивающих триолей в аккомпанементе.
          
     Фортепианное сопровождение гармонически и фрактурно дополняет мелодию, а в кульминационные моменты досказывает её музыкально-поэтическую мысль.

     Романсы Рахманинова, Чайковского, Римского-Корсакова глубоко симфоничны. Раньше, в Советское время, была замечательная музыкальная традиция – создавать переложения романсов наших классиков для исполнения их солистом в сопровождении симфонического оркестра.

     По радио они звучали постоянно. Сейчас поют совсем не то и под «фанеру». Я помню начало этой эпохи «дуть» в микрофон. С тех пор учатся вокалу только оперные певцы. Понятие о вокале в эстраде имеют очень немногие её представители.
 
     По скольким аспектам культуры сразу ударил этот безграмотный вокальный шабаш и профессиональная вседозволенность!

«ПОЛЮБИЛА Я НА ПЕЧАЛЬ СВОЮ», сл. А.Плещеева (из Гейне) - романс о печальной доле женщины, муж которой увезён в рекруты. Романс требует широкой напевности, полноты тембра.

           Полюбила я на печаль свою
           Сиротинушку бесталанного.
           Уж такая мне долюшка выпала.

    Для достижения необходимого характера композитор использует разнообразные средства выразительности: контрастную динамику, акценты, длительное нарастание силы звука, усиливаемое «клокочущими» гармоническими триолями в фортепианном сопровождении.

           Разлучили нас люди сильные,
           Увезли его, взяли в рекруты...
           И солдаткой я, одинокой я,
           Знать, в чужой избе и состареюсь.
           Уж какая доля мне выпала. А...
         
    Заканчивается романс вокализом отчаяния и плача – причитания одинокой солдатки, поддерживаемым на угасании пассажами шестнадцатых в аккомпанементе.

    «ДАВНО В ЛЮБВИ, сл.А.Фета романс – разочарование, насыщенный штрихами, выразительными темповыми отклонениями. Короткие фразы – жалобы полны горечи и сожаления. Выразительнейшая мелодия обогащена красивой гармонией и разнообразной фактурой партии фортепиано.

              Давно в любви отрады мало.
              Без отзыва вздохи,
              Без радости слёзы;
              Что было сладко, горько стало,
              Осыпались розы, рассеялись грёзы.

Кульминация и смысловая, и динамическая – во второй строфе, как итог накопления эмоций и чувства безысходности в первой:

              Оставь меня, смешай с толпою!
              Но ты отвернулась, а сетуешь, видно,
              И всё ещё больна ты мною.
              О, как же мне тяжко
              И как мне обидно!

     Кажется, глядя на эти строфы – прозу, создать на их основе что-либо гармоничное, укладывающееся в приемлемую музыкальную форму, невозможно. Но какой силы музыкальной драматургии и тонкости интонации мелоса достигает Рахманинов, объемля всё стихотворение в единую музыкальную мысль - высказывание!
            
     Освоенные нами вышеупомянутые романсы - эмоционально яркие, полные внутренней экспрессии и драматизма.

     Экспрессия и в мелодии, и в сложной и развернутой фактуре и гармонии фортепьянной партии.

     Романс «СОН», сл.  Плещеева, - романтичная музыкальная миниатюра–грёзы о прошлом со взлетающим в конце каждого куплета пассажем в сопровождении, - звуковым миражом, дорисовывающим возникшие воспоминания.

                И у меня был край родной: прекрасен он!
                Там ель качалась надо мной…
                Но то был сон!

                Семья друзей жива была. Со всех сторон
                Звучали мне Любви слова… 
                Но то был сон!

     «СИРЕНЬ», сл. Бекетовой, -  пример лёгкой поэтической лирики. Мелодия простая, полная свежести, прозрачности, в ритме безостановочного биения восьмыми и возникающего короткого контрапункта в аккомпанементе, как далёкий наигрыш деревенской свирели.

                Поутру, на заре, по росистой траве…
                Я пойду свежим утром дышать,
                И в душистую тень, где теснится сирень,
                Я пойду своё счастье искать…

                В жизни счастье одно мне найти суждено,
                И то счастье в сирени живёт;
                На зелёных ветвях, на душистых кистях
                Моё бедное счастье цветёт

      «РЕЧНАЯ ЛИЛЕЯ», сл. А.Плещеева (из Гейне) – изящная музыкальная миниатюра.  Гибкая капризная мелодия как бы вырисовывает детали созерцаемой акварели: серебримая лунным светом лилия на водной глади реки, а восходящие форшлаги (украшения) в партии фортепиано – прозрачная ночная капель с листьев, склонившихся у берега ветвей.

                Речная лилея, головку поднявши, на небо глядит.
                А месяц влюблённый лучами уныло её серебрит…
                И вот она снова поникла стыдливо к лазурным водам.
                Но месяц всё бледный и томный, как призрак, сияет и там…

      Эта очаровательная музыкальная звукопись - проявление мастерства Рахманинова как композитора – колориста.

Все три романса изящны и представляют собой лёгкие музыкальные акварели – так легки  и прозрачны в них мелодия, тонкая изобразительность.

      В сопровождении невесомая музыкальная ткань фраз как бы «повисает» в воздухе...Диапазон музыкальных «красок», выбор средств выразительности необычайно широки.

      Исполнение произведений композитора –  для нас было очень серьёзной исполнительской задачей и большой художнической ответственностью. 

      Нами освоена была лишь небольшая часть произведений С.В. Рахманинова из первого  тома его романсов, наиболее часто звучавших в эфире (по радио). Однако были и малоизвестные: «Речная лилея», «Давно в любви» и другие.


                Продолжение:  http://www.proza.ru/2011/05/31/721