MUSE. Музы покоряют Москву

Александр Хлупин
      22 мая 2011 года в Москве, в СК Олимпийский состоялся поистине исторический концерт. К нам, в рамках очередного этапа мирового тура в поддержку альбома 2009 года «The Resistance» приехала легендарная английская группа MUSE.
      Этого события российские меломаны ждали почти 4 года. Именно столько МУЗЫ не радовали нас своим живым шоу. За это время они успели выпустить концертный альбом «HAARP», на котором запечатлено их историческое выступление на стадионе Уэмбли в Лондоне, когда группа собрала два беспрецедентных аншлага подряд в июне 2007 года. А также в 2009 году увидел свет очередной номерной альбом «The Resistance», который явился этапным в творчестве группы. Помимо замечательных новых песен, он содержит симфоническое произведение «Exogenesis», состоящее из трех частей, при прослушивании которой возникает четкая ассоциация с творчеством другой великой английской группы QUEEN.
       Не знаю как вам, а лично для меня творчество МУЗ является развитием и в хорошем смысле слова преемственностью творчества КОРОЛЕВ.
       Все их концерты в Европе проходят с неизменным аншлагом, 'soldout' - не просто показатель востребованности, это титул, уровень, диагноз. Второй год подряд они становятся 'Лучшей британской группой' по версии премии NME. Помимо этого, есть еще награды Grammy, MTV Europe Music Awards, Brit Awards, Q Awards и другие, причем полученные в основном за концертные выступления.
      Последний Resistance-тур группы, зрелый и концептуальный, благодаря сильному музыкальному материалу, а также продуманным инженерным и световым решениям (выступления проводились на пирамидальной сцене размером около 60 м в ширину и 45 м в глубину) поставили коллектив на один уровень с такими монстрами, как U2. Таким образом, музыканты достигли платинового статуса в музыке, когда каждый концерт становится историей.
      Группа MUSE основана в 1997 году, в маленьком прибрежном городке Тейнмуте, в графстве Девон, Англия.  Состав группы: Мэтью Беллами (Matthew James Bellamy) (вокал, гитара, клавишные, музыка, тексты), Крис Волстенхолм (Chris Wolstenholme) (бас-гитара),Доминик Ховард (Dominic Howard) (ударные).
       И за это время ими пройден значительный путь в музыке. Каждый шаг, каждый новый альбом продвигал их вперед и вверх.
       Концерт открыла разогревающая группа WE ARE SCIENTISTS. Коллектив представляет собой трио, исполняющее энергичный бритпоп. Ребята показали настоящий драйв и профессионализм, которые пока уступают уровню виновников торжества, но при удачном стечении обстоятельств, вполне могут принести коллективу заслуженную славу.
       После их выступления последовала значительная пауза, во время которой техническая группа меняла инструменты на сцене и проверяла работу оборудования. Да, как ни крути, но современный концерт, тем более на большой площадке, сложно представить себе без применения разнообразных технических изысков – декорации, видеоинсталляции, световое и лазерное шоу.
      Все эти изыски были продемонстрированы на концерте MUSE с лихвой! Заполненный до отказа Олимпийский, затаив дыхание, следил за драматургией шоу. А следить было за чем.
     Энергичный Мэтью Беллами, с гитарой наперевес метался по сцене, пел и падал на колени, дирижировал публикой и, сменяя гитару на рояль, почти шептал в микрофон, а затем в середине произведения, его шепот переходил в громогласный рык, а музыка меняла тональность столь резко, что зал мгновенно просыпался.
    Его коллеги не отставали от лидера. Бас-гитарист Крис Волстенхолм  активно подпевал и тоже метался по сцене. А барабанщик Доминик Ховард больше других общался с залом, не забывая и о профессиональных обязанностях. Кроме того, на сцене присутствовал сессионный клавишник.
    В сет-лист концерта были включены почти все композиции из альбома «The Resistance», в частности: открывшая шоу упругая композиция «Uprising», монументальная «United States of Eurasia», «MK Ultra» и др.
    Не обошлось и без старых хитов, таких, как: «Hysteria», «Supermassive Black Hole», «Map of  The Problematique» и др. 
    Особенно запомнилось хоровое исполнение вместе с многотысячным залом композиций «Starlight»   и «Knights of Cydonia» в финале шоу. 
    Сложно сказать в каком именно стиле работают МУЗЫ. В их музыке намешаны элементы самых разных музыкальных направлений. Но мне кажется, что наиболее точно их стиль можно характеризовать, как симфо-рок. В композициях группы тут и там встречаются симфонические куски, а зачастую вся песня звучит как полноценное симфоническое произведение с вкраплением вокальных партий.  Творчество MUSE на грани истерии, душевные переживания как поэтический дар, эмоции как стимул к музицированию.             
    Музыкальное действо гармонично дополнялось визуальными эффектами. По краям сцены были расположены два высоких экрана, на которых можно было наблюдать за игрой музыкантов в увеличенном варианте. В глубине сцены располагались особые светодиодные экраны, напоминающие по форме пчелиные соты. На них отображался концептуальный видеоряд, имеющий отношение к содержанию той или иной композиции. Кроме того, в ходе концерта было продемонстрировано потрясающее по своей красоте световое и лазерное шоу, столбы пара неожиданно вырывались из устройств, расположенных у края сцены и по краям режиссерского пульта, а ближе к финалу, в фанатскую зону непонятно откуда посыпались огромные надувные шары, напоминающие по виду глазные яблоки со зрачками. Эти шары публика и сами музыканты с удовольствием подбрасывали вверх руками и пинали ногами, что привнесло в концерт элемент здоровой дурашливости.
    Нельзя не отметить великолепный звук во время шоу, который весьма непросто выстроить в подобном Олимпийскому спортивном зале.
    Концерт прошел на одном дыхании, за что МУЗАМ низкий поклон! Они улетели, но обещали вернуться. А в ушах всех тех, кто был в этот вечер на концерте, думаю еще долго звучало забавное: «Спасьибо, Москва!».
    Thank You, MUSE!!!