духов день-К

Игорь Богданов 2
 Д У Х О В  Д Е Н Ь  - р а с с к а з
   Моя знакомая Лерочка – дама приятная во всех отношеньях, но, увы. уже немолодая и разведенная. А разведённых женщин в наше время становится всё больше и больше. Не потому, что мужчины так любят разводиться, а потому, что развод даёт женщине ни с чем не сравнимое чувство свободы. Вот и здесь: Лерочка готова поспорить с кем угодно, кажется, из-за этой её любви к спорам от неё и ушел муж – большой поэт. Но, как все поэты, большой любитель выпить и поволочиться.
   Правда, Лерочка считает, что на самом деле она с ним развелась, а не он от неё ушёл.
   – И вообще он порядочная сволочь... был, – добавляет она, сделав паузу.
   Но не договаривает, почему "был" – чтобы не подумали, что после того, как он её бросил, муж стал порядочным человеком. Короче, после сакраментальной фразы она обычно делает легкомысленный жест рукой. И в конце концов бросает загадочную фразу:
   –Ну вот, развелся же он со мной.
   И тут же быстро поправляется:
   – Вернее, это я его выгнала.
   И хоть физически супруга в квартире давно нет, но дух его несокрушимо витает во всех углах и закоулках. Можно сказать, им пропитан весь воздух, и бывшая супруга тоже это чувствует каждую минуту. Она уже сделала три ремонта, частично сменила мебель, а дух и ныне там. Спрашивается – ну чего ему надо? Впрочем, надо сказать, что между ним и хозяйкой установилось хрупкое перемирие. И тут она, ни на йоту не верующая в потусторонний мир, сделала исключение в своих принципах для духа своего бывшего мужа. Но только для мужа, и то потому, что он до сих пор живой, а может быть, и вопреки, не знаю.
Как и всякая женщина, она даже из эфирной сущности своего бывшего сумела извлечь пусть небольшую, но вполне реальную выгоду. Несмотря на то, что, как уверяла она всех знакомых, он был порядочный подлец – как и все поэты.
   – А как же Пушкин? – спрашивали сомневающиеся, но Лерочка парировала:
   – Он был наполовину негр.
   В общем, солнце русской поэзии Лерочкин муж затмить не смог, а старался. А муж её – Валентин – любил застолья, гостей, бардовские песни, чтение стихов наедине с хорошенькой гостьей в тёмном коридоре.
   Ну, а что Лера? Ей доставались последствия этих сатурналий – горы грязной посуды, слухи, неухоженные дети и головная боль. Да, судьба хоть и женщина, но, увы, к женщинам несправедлива. Но Лерочка всегда готова поспорить даже с судьбой. Вот муж ушёл, а слава, скажите, кому досталась? Правильно, она при Лерочке, и это справедливо, а то, что слава и дух – одно и то же, так тут ничего страшного нет. Если бывшая супруга немного поэксплуатирует дух своего благоверного.
   И что с того, что муж здесь больше не живёт? Зато живы его прежние друзья и знакомые, которых он так вероломно бросил и уехал в другой город, достойные, надо сказать, люди.  И ходят к Лерочке в гости, особенно дамы, ходят, можно сказать, по привычке. А что прикажете с ними делать, ну не выгонять же? И хоть имя бывшего мужа не упоминается всуе, но дух его летает меж гостей, шелестя крылышками, и навевает приятные воспоминания. А если гостям хорошо, значит, и хозяйке приятно.
  И она греется в лучах мужниной славы, улыбается и молчит (ну хоть какая-то польза!) А могла бы многое сказать, и гости это знают, но молчание – золото. Золото несказанных слов, несделанных дел, ненаписанных романов. Того, что могло бы быть, но не произойдет, из прошлого в будущее, минуя настоящее. И в этом прекрасном далёко дух её бывшего мужа соединится с духом бывшей жены, и колесо истории закрутится с новой силой. Высекая искры поэзии и роняя всяческий ненужный мусор. Верно, приблизительно так думают многочисленные гости и гостьи.
   Сама же Лерочка так далеко в своих мечтаньях не заходит. Ибо с духом бывшего поэта она в принципе жить согласна, но терпеть его физическое присутствие, представьте, – нет. Она, конечно, допускает как гипотетическую возможность, что через много-много лет муж её – седобородый старец с клюкой – из последних сил доковыляет до дверей (стальных, заметьте), усиленных уголком и декорированных косяком под морёный дуб. Да, так вот, заскребётся он своей птичьей лапкой и слабым голосом попросит. Нет, не воды, а прощения, а уж потом разрешения переступить порог когда-то общей жилплощади.
   Дальше Лерочка вступает в неразрешимое противоречие. Она смотрит на него, молодая и красивая, ну, не молодая, допустим, но ещё ничего себе так. Но главное, чтоб худенькая и без целлюлита, а он чтоб старый и немощный, и бородка такая, знаете ли, как у Ленина. Ну вы, в общем, представляете: нечёсаные волосы, руки трясутся, глаза слезятся, дырявая одежда и обувь – как у Рембрандта на картине. Однако здравый смысл ей подсказывает, что это будет не поэт, а бомж какой-то.
   А муж её был не хухры-мухры, а донжуан и джентльмен в одном лице, ведь не с бомжом  же она столько лет прожила? Да и признания бомжа недорого стоят. "Да, неувязочка получается с будующим–то", – задумалась Лерочка. "Поэт он был, конечно, никакой, но вот дух после него остался – хороший", – усмехается она сама себе и молчит дальше. Ведь дух – он всё слышит, и попробуйте сказать про него что–нибудь плохое, он вам такое устроит, мало не покажется. И хозяйка, и гости знают, что дух поэта отличается особой злопамятливостью, так что ни слова.
   Впрочем, когда гости разойдутся, она, подвыпив, много чего себе позволяет сказать вслух и про бывшего, и про гостей. Но кто её услышит, так, монологи за дверью. Молчание! Пусть и с чувством сказанные слова, но в гордом одиночестве, всё равно молчание. А пока - горят свечи, поблёскивают бутылки, томится селёдка под шубой и гости прохаживаются мимо стола, словно случайно тут оказались и сейчас уйдут. Наконец, все рассаживаются, начинаются необязательные разговоры про школу, детей, раскладываются закуски, открываются бутылки. Разговор оживляется. (Ну кто из вас первый скажет про Валентина – поэта всех времен и народов? – язвительно думает хозяйка.)
   Надо сказать, когда он бросил её (одну с двумя детьми!) и  переехал в другой город – более столичный, то слава его стала расти и расти, опять же в узких кругах, конечно. И доросла уже до того, что никто и рта не мог открыть, предварительно не упомянув про Валентина, ну и про стихи его тоже заодно. Дело, понятно, не в стихах, а в обаянии его харизматичной личности. Гости, в основном дамы, много чего могли рассказать про Лерочкиного мужа, но знания эти – тайные, они только для посвященных. И у каждой свои, особенные от всех секреты.
   Впрочем, у Лерочки имеются некоторые догадки и даже неопровержимые доказательства (тоже мне, нашли, чем гордиться), и она насмешливо щурится (ведь я всё-таки законная жена, а вы - мимолётные увлечения). Эпизоды, стишки, эпиграммы: посвящается Н., посвящается К. и так далее по списку (в очередь дамы, соблюдайте очередь!) Здесь она позволяет себе даже кому-то улыбнуться. В конце концов какая-нибудь из истосковавшихся  дам просит Леру принести гитару Валентина (святого).
   А это значит для многострадальной экс-супруги, что сейчас начнётся камлание духа. Или, говоря по-другому, стосковавшиеся сердца любивших его женщин будут вызывать к жизни дух её бывшего. (Оно и не удивительно, ведь он столько стихов им посвятил, - думает мимоходом Лера, идя в коридор за гитарой.) Наконец, инструмент принесён, любимая гитара поэта. Первой её берёт Люда – мать троих детей и муза, вдохновлявшая поэта последние годы. (Хоть ты и последнее его увлечение, но я-то первое и жена к тому же, – усмехается хозяйка салона.) Муза нежно перебирает струны, петь она, конечно же, будет, но не Валины стихи, хоть он подарил ей свой сборник (единственной и неповторимой).
   А про что петь? Ну там про последнюю электричку, Петербург-Ленинград, золотую осень –короче, начнёт нагонять тоску и печаль (тут она мастер). Это уже мнение хозяйки, но оно в скобках – для себя, курсивом. Остальные, закусив и выпив, будут ей вроде подпевать, а вроде мычать – и как тут не сказать про камлание? Камлание и есть, вызывают дух. Лерочка молчит как главная фигура ритуала. Ведь у неё с духом полное согласие, можно сказать духовный брак. Потому что она воплощает три ипостаси: духовная жена, жена первая и единственная (официальная) и мать его детей. Все вышеперечисленные звания незримо украшают её, можно сказать, грудь, и придают ей несокрушимый авторитет. Она еще не совсем догадывается о звёздном статусе, но гости уже начинают прозревать, кого они видят перед собой.
   И вот, когда Людмилино пение достигает апогея, в гулкой тишине квартиры раздаётся звонок телефона. Наглый и бесцеремонный. Все вздрагивают, кроме Леры (как истинный духовед, она знает, кто звонит, знает и молчит). Она встаёт, подходит к телефонному столику, театрально берёт трубку и говорит хорошо поставленным голосом "аллё", – уже зная, кто ей ответит на другом конце провода.
   – Приветики! – восклицает до боли знакомый голос.
   Пока супруга думает чтобы ответить,он (а кто же ещё!) спрашивает язвительно:
   – Всё поёте?
   Она ошарашена его догадливостью. А он (вот гад какой!), понимая природу её немоты, требует:
   – Передай трубку Люде!
   Бедная супруга смотрит на гостей, потрясённая до самых сокровенных глубин.
   – Кто! Кто это? – спрашивают заинтригованные гости. Она, как в замедленной съемке,  отрывает трубку от уха и поворачивает её к гостям, как бы призывая их в свидетели. А из трубки стрекочет голос её бывшего мужа Валентина:
   – Людочка! Людок, возьми трубку, умоляю!
   Потрясённые гости кричат "ура", камлание закончилось успешно.
   Конечно же, Люда на правах любимой женщины поэта досадливо освобождает трубку телефона из пальцев экс-супруги.
   - Да-да, это я, конечно же, все в сборе, да, передам, конечно, люблю, целую миллион раз везде, ну пока!
   Дальше Люда переводит дух, передаёт всем привет от Поэта всех времён и народов. Потом гости успокаивают Лерочку. Насильно вливают ей бокал шампанского, все пьют, закусывают, всё классно. Лера отстранённо смотрит на клуб жён великого поэта, уже не как жена, как хозяйка салона.
   "Итак, сеанс состоялся, я свободна до следующего раза. Но свободна ли я? – озадаченно думает она дальше. "Нет, даже развод не даёт окончательного чувства свободы. Если муж поэт, – приходит она к неутешительному выводу. – Ну, не убивать же его теперь, и вообще,  может, я слишком многого хочу. Вот живут же некоторые с тремя детьми, и муж обыкновенный инженер". Тут она вздыхает и идёт курить на кухню, где её уже поджидает пирог с брусникой в духовке.

К О Н Е Ц  26 мая 11г. БОГДАНОВ И В (Санкт-Петербург) 89045116822