Письма Архиепископа Иоанна Шаховского

Череватая Ирина

11 октября 1986г.

                Многочтимая Ирина Ионовна

  Вы хотите знать моё мнение, нужно ли молиться за умерших.
Поставьте себя на место этих усопших : было бы Вам утешительно, если бы кто-нибудь, после Вашей земной кончины, вспомнил о Вас, даже без всякой молитвы? А тем более, молитвенно обратился бы ко Господу и Спасителю, "Царю царствующих и Господу господствующих", чтобы простил Вас, если Вы не успели, как это надо было бы, сами обратиться к Нему? Ведь тут дело идет не о торжественных похоронах другого человека, о которых в Писании сказаны такие слова: "оставьте мертвым погребать своих мертвецов", - а в том, что любовь к ближнему, которую Христос завещал и дает нам, переходит все границы и может иметь великую силу и участие в воскресении человека, желаемом Господу* для нас. Это излияние Христовой любви переходит и за пределы этого мiра; Господь не ограничивает нас только земными чувствами, которые даются, в чистоте своей и высоте, не только для земли и на ее краткий срок.
  Слово "принять Христа" не нужно принимать ограничительно. Некоторые, думающие о себе, что они всецело приняли Христа, на самом деле честно ошибаются и не достигли еще нужной меры отдачи себя; и для них может быть неожиданностью Суд Господа об их душе. Вспомним ясное на это указание Его Самого в словах евангельских о последнем Суде, на котором люди, думавшие, что достигли "второго рождения", на самом деле окажутся далекими и не достигшими его; а те, которые и не подозревали, что они со Христом, на самом деле окажутся принадлежащими уже к Его духовному Телу Церкви.**
Поэтому не будем слишком скоры на присвоение себе и кому-либо "рождения", подождем Суда Христова.  А пока усвоим себе привычку осторожно относиться к своей как-бы спасенности.  Ибо мы "спасены в надежде". А на какой стадии своих переживаний мы окажемся, мы узнаем достоверно от Самого Господа.  Без смирения и поставления себя на последнее место, мы не обойдемся.
  Я Вам кратенько пишу свое убеждение, как и веру Церкви в ее понимании двухтысячелетнем.  И все псалмы библейские так божественно хорошо нам говорят об истине смирения.  Тут ответ и на вопрос Ваш.  Не будем бояться самой высокой связи с ушедшими близкими нашими: молитвы, любви и общения с ними.  На этом пути нет барьеров и частоколов.  То, что рождает в нас любовь Христова, не может быть безсмысленным.  А разсуждающие химически, в формулах о "градусах любви", могут останавливать свою любовь, где они хотят.  Мы же, во Христе, - "сыны Божии" и вольны проявлять свою веру до последних границ своего разума. И мы не признаем, что отошедшие с земли "спят" в некоем летаргическом сне смертном, без сознания. "У Бога в с е  ж и в ы".
  Прилагаю к письму и еще нечто.
  Не бойтесь, хотя бы кратко помянуть Ваших близких, пребывающих в состоянии, для нас еще мало постигаемом.  Простирайте свою любовь, которую дает Вам Господь Христос не для того, чтобы Вы прятали ее в шкафчик и вынимали лишь иногда.
Спасибо за сообщение о печатных возможностях.  Я буду это иметь  в виду.
Милость Божия с Вами и домом Вашим. Прошу ее дать нам - и надежды.

+ Архиеп. Иоанн

Шлю несколько страниц свидетельства верного на тему беседы нашей.

* так в тексте, здесь и далее сохранена орфография оригинала
**Мф. XIV (ссылка на главу из Четвероевангелия - И.Ч.)

27 мая 1987 г.
Отдание Пасхи

                Многотчимая и дорогая о Господе Ирина Ионовна,

                Христос Воскресе!

  Вот и Пасха прошла перед нашими глазами, и еще раз утвердился в жизни Пасхальный Свет.  Получил Ваше письмо с актуальными для всех богословов мiра вопросами.  Они довольно "ветвистые", открывающие - по идее - вереницу новых попутных вопросов.  По каждому из них можно было-бы* написать длиннейшее сочинение.
  Отвечая на Ваш вопрос о Петре и Павле, должен сказать, что всё Священное Предание всей Церкви, с древних времен, передавало, - бесспорно для людей каждой эпохи, - что Первоверховные Петр и Павел одинаково чтились и чтутся, как апостолы Рима. Никаких "епархий" не было у Ап. Павла, ни у Ап. Петра.  И самое епархиальное устроение началось в после-апостольское время.  До второго века в Церкви еще бушевал огонь Духа Святого, не знающего границ и "епархий".  Чистое Предание Церкви сообщает, что Петр и Павел были СО-АПОСТОЛЫ и оба пострадали в Риме за благовестие Христово.  Никакие aдминистративные темы их не занимали и не противупоставляли од(ного другому.  И тысячу лет Римский епископ был "равным" среди других епископов, "первенствующим" лишь в любви.  И - началось, на полторы тысячи лет - становление Священного Предания, начавшегося в I-м веке, в Духе Святом.  Формировались церкви разных направлений и внешних форм, но церковь оставалась всегда "Una Sancta", всегда "ЕДИНАЯ ЦЕРКОВb".  "ВЕРУЮ ВО ЕДИНУЮ СВЯТУЮ, СОБОРНУЮ И АПОСТОЛbСКУЮ ЦЕРКОВb" - говорит "Символ Веры", донесенный до наших дней.
  Если найду книгу, отвечающую более прямо на этот вопрос Ваш, охотно ее пришлю.  Или, может бырь, Вы когда-нибудь приедете в Калифорнию и тогда можно было-бы более подробно поговорить.  Судя по Вашим переводам, вижу, что Ваша душа открыта многообразию и широте понимания Церкви.  А догмат Св. Истины выше всякого догматизма Запада и Востока.

  В отношении 32-х "дев" Мадиамских - на страницах Библии - необходимо иметь в виду, что не все выражения Библии [старозаветной] нужно понимать дословно.  "Приношение" или "возношение" не обязательно должно означать кровавую жертву; оно допускает и чисто духовное посвящение их храму.  Здесь дело требует особого рассмотрения и понимания.  В Ветхом Завете есть не мало мест, которые шокируют наше христианское чувство моральное ; и мы пытаемся скрыться в СИМВОЛИКУ Писания.  Я всецело принимаю -- и духовно, и реально, и символически - факты Свящ. Писания Ветхого Завета [и не нарушает моей веры история, например, пропока Елисея с детьми]. Оно выше наших моралистических тенденций, так как мы п о д ч и н е н ы Господу, а не Слово Его п о д ч и н я е т с я  н а м !  И мы знаем, - не только историю 32-х дев-язычниц, но и историю всех народов, которых изгнал  Израиль с места, ему данного Богом.  Также надо иметь в виду характер слов "посвящение", "вознесение" [о которых речь] - в те дни и в тех местах.+/
  Книги Ветхого Завета полны н и ж е -е в а н г е л ь с к и х суждений моральных.  Многих это огорчает и мешает понять боговдохновенность древних библейских книг;  Библия также полна и символов, в потоке которых осуществляютя исторические факты.  По распоряжению Господа уничтожались иногда целые города и народы.  Да и пророки не очень церемонились с жрецами идолов; и это, несомненно было по Божьему велению, когда Господь Бог очищал землю от идольского служения в многоразличных пунктах.  Господь подготовлял многообразно приход Мессии.

--------
+/ Если прочитать в "Числаx" в е с ь этот абзац до конца, то ясно становится, что "вознесение или "приношение означает отдачу предмета храму, в пользование.  Про ослов, и про золото тоже говорится - там "возношение" и одинаково "приношение".

  Это и сейчас продолжаеся, но в других, менее "теологических" формах или в уклончивых определениях истины.  И богословский смысл страданий стран и народов надо находить в книге Иова, в его диалектике Богоблагословенной.  Надо  в с ё  принимать в жизни из Рук Господа...  Наша временная логика здесь мало помогает.  В этом отличие отвлеченно-моралистического подхода к Слову Божию от пророческого благодатного понимания того, что Бог говорит людям во всех Своих словах, чрез все века.   Не в Библии что-то "непонятно", как мы видим, а в нашей собственной еще неподготовленности, в младенческом разуме, в недостатке духовного восприятия Истины.
  Да не убоимся и не устрашимся пред Словом Божиим!

  На Ваш вопрос о Риме и Востоке я могу ответить следующее : Церковь, вышедшая на поверхность всей земли, всех государств мiра - н е  м о г л а  и не должна была уклоняться от всяких социальных контактов с властью гражданской.  Господь, всё-же, велел воздавать "Божие Богови, а кесарево Кесарю"...  Но, конечно, служители Церкви не всегда налаживали контакт с существующим мiром в правильном духе и направлении.  Были злоупотребления и на Западе и на Востоке в области авторитета высшего.
  Понятно, что Ватикан несет на своем историческом пути неприятные светские следствия какой-то государственности, оттенок юридического отношения к жизни и устроению Церкви.  Вопросы эти изучаются в семинариях, но к сожалению всё это ограничено человеческим разсудком. Конечно, и восточная иерархия церковная несет эту вину, омрачавшую мiр религиозными войнами в истории,  Христиане, во все века, являлись и мучениками и нарушителями чистой веры апостольской.  А исторические факты ясно показывают, что часть христиан смешивалась с "мiром сим". Это знали все свв. отцы Церкви и завещали бороться против неверного отношения к Свящ. Преданию, которое не есть "прединия старцев" [как ошибочно толкуют некоторые], но историческое ПРЕДАНИЕ ЦЕРКВИ АПОСТОЛbСКОЙ В ДУХЕ СВЯТОМ.  Именно эта сторона Церкви - Святое Предание - и дала мiру то Евангелие, которым пользуется сейчас человечество: именно Церковь определила канонический текст Евангелия и отвергла целый ряд других евангелий, как апокрифических.
  Лодыженский идеализирует Восток, как имеющий бОльшую духовность. Я бы не сказал так, ибо "обмiрщенность" христиан и суд над этим - принадлежит только  Е д и н о м у 
С у д ь е  Г о с п о д у  Б о г у.  Жизнь церкви в мiре - великая тайна и трудность, и к ней надо подходить осторожно и  с м и р е н н о.  Мы слишком часто, люди, считаем лишь себя оправданными судом Христовым, забывая, что мы далеки от совершенства, завещанного ап. Павлом : "Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе". [Фил. 3:12-14].  И не считать себя  у ж е 
о б л а д а ю щ и м и  всей ПОЛНОТОЙ ВЕРЫ, после своего обращения к ней.
  В остальном книга Лодыженского одна из лучших религиозных книг, выходивших в России до революции.  И стиль ее приятнее многих иных слащавых трактатов, при оценке религиозных истин.  Ее писал честный православной мысли человек - для широкого читателя.
  У Лодыженского есть одна ошибка : он, говоря о недостатках только иерархии западной, забывает, что византийская и русская иерархия включала иногда тоже людей, не понимавших сущность веры или пророчеств.  И среди служителей Господа были иные не на высоком уровне, даже после своего крещения.  Как, например, разобраться,  в е р н о  л и  "откровение" одного известного евангельского проповедника наших дней, говорящего, что "Бог велел ему собрать с прихожан два с половиной [2 1/2] милл. долл. пожертвований"?  И проверять пророков истории и всех церквей - это задача трудная и не очень приятная.  Лучше будем опираться на всё Божье, положительное, что есть в мiре церковном.  ЕСТb ПРЕЕМСВЕННОСТь ОПЫТА ВЕРЫ, ИДУЩЕГО ОТ АПОСТОЛОВ,  как на Всотоке , так и на Западе.  Будем держаться этого основного и утешительного факта !   А Дух Святой Божий все 2000 лет истории, - как во многих фактаx 1000-летней России, - являл и являет Себя, и мы видим, наравне со слабостью христианской, подлинную чистоту и героичность веры и любви ко Христу.  Более ясно, может быть, я определил эти мысли в своей книге "ТАЙНА ЦЕРКВИ", вошедшей в том "Листья Древа".
  Не сетуйте на то, если я написал слишком суммарно.  Более пространное изложение растянуло бы эти мысли без нужды. К сожалению, двух других книг Трилогии Лодыженского у нас нет.  Я не знаю, что посоветовать.  Сколь помню, в Зарубежьи этих книг не переиздавали.
  Надо сказать, что стиль католического благочестия значительно изменился после двух мiровых войн и трудностей создания Ватикана, как государства, соединенного с Церковью.  Конечно, некоторые недочеты жизни Православной Церкви, как организации духовной, видны глазам и мало отличаются от католических.  Главным образом, это вопрос СОБОРНОСТИ, о которой пророчески писал Хомяков.  Вопрос же о характере Сoбoрности и духовнохго единства остается важным и сейчас.  Революция в каком-то новом разрезе, осуществила единство мiрян и клира, как единой Семьи святой веры и страдания за эту веру, и - лучшего понимания разных форм благовестия Христовой Истины.
  Лодыженский не являлся членом клира церковного, он был мiрянин; но это не мешало ему, тульскому помещику, - быть правильным выразителем православной веры.  Беседуя однажды с Л. Н. Толстым, соседом своим по имению, он выразил формулу христианской любви в ее действии: "Господь Бог представляет Собою Центр Бытия, вокруг которого располагается всё человечество по радиусу.  Чем ближе точки радиуса к Центру, тем ближе они и друг ко другу".  Л. Н. Толстой, уже старый писатель, был очень удивлен такому ясному и простому примеру взаимоотношений людей в Боге.  В свою очередь, удивлен был и Лодыженский, видя, что Толстой, уже так обильно разсуждавший о вере Церкви, НЕ ЗНАЛ ИМЕНИ АВВЫ ДОРОФЕЯ, одного из главных идеологов Церкви, выразителя подлинной веры первых веков христианства.  И, конечно, остающейся истинной верой и для всех времен.
  Советую людям, ищущим истину, если они еще нe могут чего-либо уразуметь в Свящ. Писании [например, некоторые строки Апокалипсиса], - не задерживаться слишком долго на догадках о смысле и буквальном понимании текста, а идти дальше.  Когда-нибудь смысл этого откроется им.  Священное Писание [и не только Ветхий Завет]  - полно тайн веры.
И рано или поздно, всё нужное откроется нам.

Во Христе да будет Ваша жизнь!

+ Архиепископ Иоанн

* так в тексте, здесь и далее сохранена орфография оригинала


Осколки воспоминаний об Иоанне Шаховском

Череватая Ирина

Митина любовь

Так называется один из рассказов Ивана Бунина. Печальное повествование о несчастной любви студента, кончающего жизнь самоубийством.
Бунин писал этот рассказ в Грассе, на юге Франции, где жил тогда.
И всё почему-то не мог придумать имени главному герою.
Примерял то одно, то другое, но они, с точки зрения автора, не шли и не шли будущей жертве неразделённой любви.
И тут в гости к нему приехал князь Шаховской.
-Митя! - воскликнул Бунин. - Подходит!
И повторил: Митя...
-Так и назову его, - сообщил он гостю, будущему о. Иоанну, в миру - Дмитрию Шаховскому...

Видение

В эмиграции, в Париже, молодой князь Дм. Шаховской издавал одно время журнал "Благонамеренный", где печатались известные литераторы - невольные изгнанники России, в том числе Иван Бунин и Марина Цветаева.
Князь был вполне светским человеком и намерений порывать с этой жизнью при жизни не имел.
Однажды его посетило видение. Впервые. При отличном психическом здоровьи, как пошутил, рассказывая об этом, о. Иоанн.
Впечатление от него было настолько сильным, а смысл и назначение - настолько очевидными, что и решение последовать зову свыше пришло к князю почти тотчас. Решение служить Богу.
Так начался его путь в монашество.
К огорчению авторов, представленных в очередном номере журнала "Благонамеренный", номер этот так и остался лежать нeзавершенным на редакторском столе кн. Шаховского. Подробно отец Иоанн описал случившееся тогда в одной из своих автобиографических книг.
А мне показал листочек с нигде не опубликованными стихами Марины Цветаевой, где были слова о "красивом князеньке", который покидая этот мир, уходит в монастырь...


Богоискатель

Долговязый такой парень был, кудлатый, в сильно потёртых джинсах. Я столкнулась с ним при входе в дом о. Иоанна, потому и успела бегло рассмотреть. Часа за три до этого Владыка позвонил Галине, мы беседовали с ней на кухне, и попросил меня зайти к нему, чтобы вместе почитать из Нового Завета. Я отправилась, но Галина вернула меня с порога: о. Иоанн просит тебя повременить, к нему гость какой-то зашёл, позвонит, когда освободится.
 Освободился через три часа, я пошла к нему, когда гость выходил.
 Кто-то указал ему на дом "русского архиепископа", и он пришёл поговорить с ним о Боге. - Православный? - спрашиваю.
- Внецерковный, - улыбнулся о. Иоанн. - Вообще внецерковный. Но вопросов у него, видите, на три часа беседы хватило. Ищет Бога всем сердцем. На таких времени не жалко.

О генерале Краснове и его адъютанте

 Он был духовным сыном о. Иоанна. Как-то показывая мне сохранившееся из их переписки Владыка долго рассказывал о нём.
Была у генерала прискорбная особенность: глубокая неприязнь к богоизбранному народу. Другими словами - был Краснов "несгибаемым" антисемитом. Не раз беседовал с ним на эту тему - и устно, и в письмах духовный его отец. Пробовал убедить, что никакая ксенофобия с верою во Христа несовместима: нет, мол, ни иудея ни эллина. "Это мне понять трудно, человек я простой, неучёный, специалист, главным образом, по лошадям," - отшучивался Краснов.
 -"Неучёный" этот два высших образования имел, - грустно заметил о. Иоанн. И показал мне очередное "дурачество" (так и выразился) генерала, запечатленное в его письме к духовному отцу. Звучало оно примерно так: "Не могу я принять, что Мария, моя "Дульсинея", мой идеал женщины... жидовка. Не могу, и всё."
Был у Краснова адъютант, сын писателя, популярного в 20-30-е годы в русской европейской эмиграции (фамилии точно не помню). Так тот писатель, по части антисемитизма, превосходил, по словам Владыки, и Краснова. Ненавистью к евреям страдал фанатичной и искренней. И изливал, изливал её, словно она не вмещалaсь в нём, на каждой написанной им странице. Происшедшее с ним о. Иоанн знал со слов его сына, красновского адъютанта. Тот, когда отец умирал, не отходил от его постели. И, в какой-то момент, вдруг, своими глазами увидел, то ли тёмную массу, то ли густое облако, опускавшееся на постель. "Подхватило оно писателя и подняло , примерно на высоту руки. Раздался крик, неестественный, словно не вполне человеческий, и старик рухнул на постель бездыханным."
- Кошмар какой! Почти по Гоголю... - помнится, заметила я, и o. Иоанн согласился. - Не хочется ставить смерть этого писателя в прямую зависимость от его патологической нелюбви к евреям, - сказал он, - но совсем от этой мысли отделаться трудно. И, что примечательно, Краснов-то об этой истории узнал прежде меня, но и она не заставила его... насторожиться. Собственная смерть генерала и его адъютанта тоже была трагической: ведь их агенты ЧК выкрали. И оба погибли в подвалах Лубянки...
О. Иоанн был членом редколегии журнала "Континент", который издавался одно время в Париже писателем Вл. Максимовым.
- Напишите туда о генерале Краснове - всё, что мне рассказали, а, отец Иоанн? - горячо попросила я.
- Неловко это, - задумчиво произнёс Владыка, - ведь здесь, на земле, он уже ничего не сможет сказать в свою защиту...
- Ну, отец Иоанн, - потише затянула я, ну пожалуйста! Ведь это так интересно...
Владыкa взглянул на меня почти сердито:
- И Вы, Ирина, не давите на меня. Пожалуйста, - произнёс он подчёркнуто.
 Я струхнув замолчала.
 А месяца через три уже дома, вынув из почтового ящика очередной номер журнала "Континент", обнаружила в нём воспоминания князя Шаховского (о. Иоанна) о генерале Краснове и его адъютанте...

О. Иоанн и баптисты

 В Cанта-Барбаре много баптистов. Они любили беседовать с о.Иоанном на духовные темы и нередко заходили к нему в гости. Но Bладыкой никогда не называли. Только "братом". Галина по этому поводу недовольно ворчала. А сам Bладыка благодушно улыбался.

Бой часов

Собственно, произошло это в Морpистауне (штат Нью-Джерси), где я живу. Но пояснения по поводу происшедшего пришли, конечно, из Санта-Барбары, от Галины.
С некоторых пор, стоило мне вечером встать на молитву и произнести первые слова, как... раздавался бой часов, и не так себе, а громкий, почти торжественный. Удивление моё из вечера в вечер возрастало: часов с боем в доме нет, окна закрыты (дело было зимой)...
Если стояла на молитве полчаса, то полчаса и слышалось, размеренно так: бам - бам - бам...
Закралась суетная мыслишка: уж не ангелы ли посещают меня, в знак "одобрения свыше"? Надо бы у Галины спросить, подумала. Но почему-то не захотелось... Больше месяца продолжалось это, и вопрос вертелся у меня на языке всякий раз, как говорила с Галиной по телефону.
Она что-то почувствовала, и однажды прямо спросила:
- Что-то происходит с тобой необычное? Чего сказать не хочешь?
Тут я не выдержала, поведала свою тайну. Галина поинтересовалась насмешливо:
- А в чулане у тебя (в Америке "клозетом" называется) никто метлой не метёт? Шумно так...
- Нет. - говорю.
- Святых отцов читать надо, - назидательно заметила Галина. - У них и про часы и про метлу написано... Бесы к тебе, голубушка, повадились. Озоруют они так, по временам, с теми, кто много молится... Ты сегодня-то молилась на сон грядущий?
- Нет ещё.
- Ну, начни. Если опять часы "затикают", прочти молитву на изгнание бесов. Посмотришь, что будет.
Я так и сделала. По мере того, как произносила слова известной молитвы, бой часов заметно слабел. Даже странно было: как-то "неуверенно" стали бить. всё реже, всё тише...
И не успела дочитать молитву до конца, как вовсе умолкли.
- А-а, заткнулись? - зло произнесла я. - Пошли вон!
 Ну, это, так сказать, вдогонку и напрасно, как заметила Галина, когда я отчиталась перед ней о результатах. - Они итак больше не явятся!
 Действительно, часы больше не били ни разу.

Как я с Владыкой фотографировалась

 Однажды, когда я гостила в Санта-Барбаре, попросила у о.Иоаннa разрешения сфотографироваться с ним. Он согласился. Галина пошла за фотоаппаратом. Bладыка в кресле расположился. Я позади кресла встала. И... положила руку ему на плечо. В следующее мгновение встретила взгляд Галины - такой растерянный и испуганный, что сама испугалась. Руку инстинктивно отдернула. Галина щелкнула затвором камеры. Я поспешно подошла к ней. - Ты что?... - Ты что?! - сердито передразнила она. - А то, что Bладыка - монах, а ты - женщина.
 О. Иоанн, слыша наше перешёптывание, улыбался.
 Фотография у Галины не получилась. Свет не так падал. Так что на карточках, что привезла из Cанта-Барбары, все мы - и Bладыка и Галина, и я - по отдельности.

О Владыке Иоанне и отце Александре

 Скончался о. Иоанн в мае 1989 года, а в сентябре 1990-ого убили Aлександра Меня.
 Мы в это время в Mоскве были, и за неделю до случившегося я побывалалa у него в Новой Деревне. Возвратившись в Штаты, сразу же позвонила Галине. Об убийстве Mеня ей уже было известно, но я стала пересказывать ей всё, что знала об этом, ещё кровоточащем, через призму собственного восприятия. Реакция её была неожиданной, я и поняла-то не сразу.
 Bздохнула Галина и произнесла, я бы сказала, почти весело и с ноткой... зависти:
 - Вот работы им там теперь! Cильно заняты оба! - Какой работы, где и кто занят?
 - Оба они - о. Иоанн и о. Александр - в России сильно теперь заняты, - назидательно повторила Галина. - Много у них там важной работы, а какой... - нам теперь не понять.
 - Впрочем, - вздохнула она снова, работы там всегда хватало, и надолго ещё хватит.

Лампадка

 Верная его сотрудница на протяжении 60 лет, пережила Владыку Иоанна на семь лет. С полгода не поднималась с постели. Скончалась в конце июля 1996-oго года. Заботился об одинокой старушке православный приход в Cанта-Барбаре. Нашли ей постоянную сиделку из россиянок, женщину добрую и работящую, но неверующую.
 Я держала с ней связь по телефону, и при случае она всегда повторяла: "Ни во что сверхъестественное не верю".
 В середине июля мне надо было уехать из дому. Я понимала, что уйдёт Галина со дня на день.
 Рассказывая о ней, как-то упустила очень важную деталь: не упомянула об особенной трепетной любви Галины к Богородице.
 Она и мне старалась передать её, и я ей за это очень благодарна.
 Вернувшись домой, позвонила в Санта-Барбару.
 Сиделка жила ещё в домике Галины. Сама Галина третий день как умерла.
 - Скончалась, голубушка, - горько вздохнула в трубку сиделка, и вдруг - нервно так:
 - Ирина, за ней ведь Богородица приходила! Я, можно сказать, сама видела...
 - Расскажите.
 - Ну, помните, она спала под иконой Богородицы, и лампадка в головах у неё всегда теплилась? Так вот, я видела: как вздохнула Галина Васильевна в последний раз, так и погасла лампадка.
 - Кто же погасил её?
 - А вы, как полагаете?
 И я напомнила женщине, что она "ни во что сверхъестественное не верит."
 - Поверишь тут... - задумчиво произнесла она.
 А я подумала: это душа Галины, вырвавшись из тела, загасила огонёк!
 А, может, и в самом деле Пречистая Сама сошла на землю и погасила Свою "лампадку".