Индия. г. Ченнай и окрестности

Виктория Попплуэлл
Сегодня я была в храме Kapaleeshwarar. Мальчик, около 3х лет, уверенным шагом подошел ко мне, гордо достал из маленьких штанов свое достоинство и начал пристально смотреть мне в глаза. Смотрел долго. Несмотря на старание двух сопровождающих его женщин, пытающихся засунуть болтающееся достоинство обратно в штаны, оно так и продолжало проветриваться, представая передо мной в своей полной красе. Носильное одевание штанов сопровождалось недовольными криками мальчика, обращенными к женщинам, а также тем же пристальным взглядом на меня. После тщетных попыток скрыть нагое бесстыдство, большая сила маленького характера сломила трех женщин и породила собой мизансцену минут около пяти.   

Многие люди на протяжении сегодняшнего дня, как в целом и на протяжении моего пребывания в Индии, приветливо налаживали со мной знакомство, или, по крайней мере, пытались это сделать. В том же самом храме я жала руку коротковолосой, практически лысой, женщине. Ее сыну, жене ее сына, а также ее совсем крошечному внуку. Адвокату, пришедшему в храм со своими племянницами, который любезно подарил мне свою визитку и посоветовал обращаться по указанному в ней телефону, если со мной вдруг что-нибудь случится, а также даже в случае, если ничего серьезного со мной не произойдет.

На сюрреалистических просторах пляжа Marina компания, подобранная по тому же принципу – дядя и две племянницы (уж не знаю, если семьи Индии на самом деле такие крепкие и дяди такие заботливые или же папы такие смекалистые и находчивые) по очереди пережали мне руку. После это дядя, разузнав, что живу я в Англии, очень быстро себе что-то сообразил и выдал мне это соображение в виде просьбы - найти для него в Лондоне работу.

На тех же сюрреалистических песчаных просторах полноватому мужчине средних лет не давала покоя возможность соблазнить белую женщину. С разных сторон ко мне поступали намеки-вопросы: одна ли я в Индии, насколько приехала, сколько еще пробуду. Мой ответ, что блуждать по Индии мне предстоит еще целую неделю, поверг его в состояние полного счастья. Волны эйфории-гармонии опустились на нашу невеселую компанию, где один хотел задавать вопросы, а второй хотел убежать от ответов. Как вы догадываетесь убежала я не только от ответов, но и от самого мужчины.

Хотелось бы отдельно описать пляж Marina Beach, который скорее всего похож на многие пляжи Индии. Объединяет пляжи два момента: поведение людей на пляже, а так же – атмосфера. Пляж представляет собой пустую длинную желтую полоску, прислонившуюся к городу одним из своих боков. Кое-где валяется мусор: обрывки выгоревшей на солнце бумаги упаковок встречаются с определенным постоянством. Можно даже отметить, что мусор – это первое, что бросается в глаза, когда ты только вступаешь на песчаное болото, а море кажется узкой полоской, нарисованной где-то вдали. Обрывки мусора выступают на фоне общей пустоты. Пустоты и тишины. По мере продвижения к Бенгальскому Заливу наполненному высокими, шершавыми волнами ты незаметно погружаешься в транс. Сложно сказать, отчего это происходит. То ли от невероятной тишины, которую не нарушает даже медленная детская игра в крикет. То ли беззвучность твоих шагов, медленно утопающих в песке и мусоре. То ли из-за невероятно красивых слоистых горизонтальных оттенков голубооко неба и синего моря. То ли от аккуратно размазанных мягких облаков, беззвучно и бездвижно зависших над горизонтом. Мне сложно ответить почему, но к моменту, когда твои уши начинают различать еле слышные звуки моря, ты понимаешь, что попал в другую реальность. И ты не задаешься вопросом, почему в самом море никого нет, а все эти люди, пришедшие на пляж с племянницами, семьями, мужьями и женами просто стоят и смотрят на море. Индусы не плавают. Единственное, что они могут себе позволить – это поздороваться с морем, стоя по колено в воде. Одежду при этом никто не меняет и подвернутые мужские штаны и женские сари воспаряют над землей и поднимаются на уровень моря беззвучными волнами. На самом деле, плавать вовсе не хочется. Может причиной всему банальный страх дизентерии и неоглашенный карантин. А может быть причина в другом. Например, в отношении к жизни. Или тот же самый Буддизм, пронизывающий каждый второй сантиметр это страны (каждый первый оставим Индуизму): созерцать, но не чувствовать. И созерцать это шершавое, шипучее море, можно часами. Или, по крайней мере до того момента, пока кто-нибудь не попросит вас подыскать для них работу.

В Индии удивительным образом, многие места провозглашаются религиозными. Независимо от того есть ли поблизости храм, иногда ты просто чувствуешь это желание: сесть и медитировать. Безусловно, в большом городе это сделать сложно. По меньшей мере, собьет уровень шума, наложенный на беспрестанную беготню. А если вы человек белокожий, то вам будет уделяться усиленное внимание, но об этом чуть позже. Итак, в городах для желающих медитировать, есть храмы. Не только индусские и буддистские. Есть храмы медитации. Туда, сняв обувь и оставив ее у входа, допускается каждый желающий. Пройдя беззвучно босиком по обширному холлу и заняв место слева – если вы мужчина, либо справа – если вы женщина, можете сесть в любую удобную позу (никто не будет вас бить палкой, если вы не примете идеальную позу лотоса) и начать медитировать. Можно закрыть глаза. Можно взором обратиться к статуе, изображающей Рамакришну, сидящего в идеальной позе лотоса. Никакой беготни, никаких запахов, никаких эмоций – просто удивительно как в Индии на одинаковом максимальном уровне ты можешь чувствовать себя пораженным колоссальным стрессом и суетой и в то же время не менее могущественной всепоглощающей гармонией. Если вы сможете успокоить свой разум и не думать о своих дорогих шлепанцах, оставленных у входа в храм, то получите заряд невероятной энергии и умиротворенности. Знаний каких-либо обрядов не требуется. Сотрудники храма допускают в его недра людей несведущих в обрядах, да и цель храма не в том. Наставлять и учить вас никто не будет, максимум, что могут сделать – включить вентилятор над вашей головой. Когда вы уйдете, вентилятор вежливо выключат. Рядом с любым храмом расположен книжный магазин, в котором можно, уже обувшись в свои любимые, вновь обретенные сланцы или сандалии, пролистать, ознакомиться или даже приобрести литературу, посвященную духовному саморазвитию. Иногда при храмах располагаются целые библиотеки, на полках которых мирно сосуществуют все религии нашей планеты.   

Помимо индусских (внутрь которых туристам заходить не положено), буддийских и медитативных храмов, в Индии также существуют храмы католические. Британские и французские миссионеры постарались на славу и оставили за собой большое количество красивых, высоких католических храмов. Как это ни странно, по крайней мере, как показалось мне, атмосфера в этих храмах вовсе не католическая. Я заходила во многие из них, в то время когда не было богослужения. Внутри храмы очень светлые, украшенные разноцветными лентами и вентиляторами. В целом обстановка яркая, красочная, так необходимая эмоциональному индийскому сердцу. Но эмоций в храмах не чувствуется. Мне все посещенные храмы показались очень медитативными. Люди приходят в католические храмы, занимают места на длинных деревянных лакированных лавочках и погружаются в транс. Никто не говорит, не молится вслух, не крестится. Тихо, красиво, уютно и очень спокойно. Только вместо статуи человека, сидящего в позе лотоса, перед верующими представлен распятый Христос. Рядом с таким храмом, как правило, будет располагаться небольшой сад, усаженный красивыми цветами. Люди в храмах приветливые. В один из таких храмов, St.Maria на территории старого британского порта, я попала под конец службы и застала небольшую ее часть. В храме было много людей и все они были очень приветливы. А проходящая мимо женщина-священник даже вслух отметила, что я в этом храме впервые. И да, большинство индусов прекрасно владеет английским языком. Если вы преодолеете языковой барьер, представленный в виде ярко-выраженного индусского акцента, то в ваших руках, а точнее устах, окажется прекрасная возможность пообщаться с большим количеством интересных людей.

Как я уже упоминала выше, индусы народ общительный. Видя на улице белокожего человека, каждый будет считать своим долгом подойти, познакомиться и что-то сказать. Однажды меня попросили просто пообщаться пять минут. Поскольку языкового барьера в виде ярко-выраженного акцента  мне преодолеть так и не удалось, мне пришлось отказаться от предложенной беседы. То как вы посмотрите на общительность индусов, во многом зависит от вашего характера. Меня это абсолютно выбило из сил и наводило на все мои похождения необузданную внутреннюю злость. Мне хотелось посмотреть город, побыть наедине с собой. Вместо этого я каждые пять минут то и дело слышала: мадам, мадам, мадам. Когда же я отказывала или не обращала внимания, люди обижались. Так, однажды, ко мне на велосипеде подъехал сухой подтянутый мужчина и что-то спросил. Я ответила «нет» и, не смотря на него, прошла в магазин за водой. Когда я вышла из магазина, мужчина был все еще там. Он недовольно поблагодарил меня за сухой ответ, после чего я услышала целую лекцию о том, что мне надо срочно начать работать над собой, над понижением уровня моей злости, а также над повышением уровня моего духовного развития, например, на его занятиях йогой. Я попыталась объяснить ему, что со мной вступает в контакт по десять человек в час. Придя к предложенному мужчиной выводу, что я скорпион и во мне сидит, заложенная природой, потребность эмоционально кусать окружающих меня людей, мы расстались друзьями. На его занятия йоги я так и не попала, но до сих пор храню его визитку и могу поделиться номером.

Безусловно, места для ублажения и очищения души, существуют в Индии повсеместно. Я попала в один из таких центров при поселении Auroville. Это центр медитации, а точнее, как выражаются люди при этом центре работающие, концентрации. Место для концентрации представляет собой золотую, впечатляющих размеров, сферу, а также примыкающее к ней поселение. При посещении поселения в первый раз, вам позволят взглянуть на сферу только со стороны, а точнее со смотровой площадки. Если желание побывать внутри сферы в вас все же зародится, возрастет, и не будет давать вам покоя, вам придется записаться на следующий день и снова проделать получасовой путь на автобусе или такси от близлежащего города к этому самому центру. Таким образом вы докажите, что вы человек интересующийся и уважающий, а не просто какой-то турист. Туристов в Matrimandir не допускают. Я считаю, довольно-таки честно. Если человек на самом деле хочет посвятить себя медитации, а точнее концентрации, он должен приложить усилия и вернуться. В этом необыкновенном месте я встретила женщину, которая перестала употреблять пищу уже около 10 месяцев назад… Но это уже другая история.

Помимо ублажения души, индусы знают толк и в ублажении тела. Для меня таковым стал массаж в одном из аюрведических центров. Перед массажем со мной долго говорила женщина доктор, одетая в сари, понимающе кивала и сочувственно записывала в карточку мои данные. После того, как данные были внесены, минут через 15 за мной пришли и провели в небольшой зал, в котором располагалась деревянная кушетка. Когда меня раздели и вылили мне на голову масло, я поняла, почему кушетка деревянная. Массаж представляет собой погружение массажируемого в максимально возможное количество масла, чтобы как говорится, как сыр катался по кушетке и получал неземное наслаждение. Массаж делают две девушки в четыре руки – действие воистину очень приятное. После массажа вас отведут в небольшую ванную и… вымоют. Если честно, это то, что по уровню удовольствия может быть приравнено к самому массажу. Такое количество масла человек самостоятельно смыть с себя не может, поэтому вас намажут скарбом,  мылом и еще не понятно чем, а потом из ковша смоют это все теплой водой. Весь процесс такого массажа настолько чист и прост, что дает шанс снова почувствовать себя ребенком! Причем, новорожденным. А после такой ванны из ковша, чувствуешь себя таким чистым, что чище не бывает!

В целом люди в Индии очень услужливые и гостеприимные. В них не заложено беспрекословное гостеприимство тайцев, но они будут мило трогательно стараться вам помочь, если, конечно вы не будете на них злиться. Именно эта миловидность, граничащая порой с наивностью, иногда сводит с ума. Как сказала моя подруга Виктория: «Если вы сможете пробыть в Индии две недели и ни разу не выйдете из себя, вы смело можете работать с детьми - олигофренами». Довольно часто, люди не могут ответить на, казалось бы, простые вопросы: таксисты не знаю адрес, написанный на бумажке, даже если они работают таксистами в этом городе всю свою жизнь, а адрес написан преогромными буквами. Если обслуживающий персонал не знает ответа, он может просто стоять и улыбаться, причем так долго, как долго вы захотите это терпеть, или пока вы не лопнете от злости. Однажды в отеле, страдая от стандартной индийской боли в животе (о чем можно писать отдельно и много) тщетно пытаясь объяснить, по какому адресу должно проследовать заказанное мной такси, я вышла из себя и начала ругать вслух, но по-русски, бедного мальчика, возвышающегося за стойкой ресепшена. Стоит отметить, что накопившийся гнев, коснулся не только его, но и всего отеля, всех таксистов этого города, всего города, а также всей необъятной Индии с ее одним единственным часовым поясом. На что я получила разумный и достойный ответ этого мальчика, который, и без всякого знания русского языка, меня понял: «Мадам, заказать такси невозможно».

Что ж, вполне умно. Иногда так и надо обращаться с отъевшимися недорогим и удобным сервисом туристами!

Несколько дней назад в Лондоне в метро ко мне подошла женщина и спросила, если прибывший поезд следовал до нужной ей станции. Я точно знала, что поезд шел до станции, которая требовалась мне, а поскольку в Лондоне поезда разных веток ходят по одним и тем же туннелям и ее станция находилась как раз на другой ветке, то вопрос этот поставил меня в абсолютнейший тупик. Я долго смотрела на карту, пытаясь сообразить какой же поезд ей нужен. Несмотря на большую карту, расположенную прямо перед моими глазами и тот факт, что я пользуюсь этой станцией уже полтора года, благоразумный ответ так и не пришел в мою голову. Я вспомнила бедных таксистов, не понимающих, в какую точку огромного города мне требовалось попасть, и на ум мне пришла индусская мудрость:
Когда надо давать советы другим, каждый - кладезь премудрости.
Когда надо самому следовать этим советам, то и мудрец не умнее дурака.