7. Я желал бы, чтобы музыка моя распространялась

Павлова Вера Калиновна
Иллюстрация к романсу "Растворил я окно" (из ин-нета) Белая ночь в Санкт-Петербурге.
            
               «Я  желал бы, чтобы музыка моя распространялась» - эти слова композитора можно считать вполне воплотившимися в жизнь. Его оперы ставят на всех оперных сценах мира, его симфонии звучат в исполнении выдающихся зарубежных филармонических оркестров. Его романсы являются репертуарными и входят в число обязательных произведений на международных конкурсах вокалистов.

     Романсы ЧАЙКОВСКОГО Петра Ильича (р. 1840 – 1893) – непреходящее музыкальное богатство России и высокая школа воспитания вокалиста. Их нельзя петь плохо или    посредственно. Неподдельные страсть, драматизм, гениальный мелодизм, сложная и богатейшая фортепьянная партия романсов требуют от вокалиста и концертмейстера грамотности, большой музыкальной и интеллектуальной отдачи.

     Пётр Ильич родился в г. Воткинске, на Урале, где его отец был начальником металлургического завода. Свою первую песню «Наша мама в Петербурге» Чайковский сочинил в 4 года. В то время только формировались его музыкальные способности, но уже было ясно, что они незаурядны.

     В 10 лет его отправили в Петербург и определили в Училище правоведения «Я очутился, - писал впоследствии композитор, - совершенно одиноким в большом, чужом городе». Может быть, только музыка, которой в училище отводилось значительное место, скрашивала печаль разлуки с домом и горячо любимой матерью. Поэт Апухтин писал о годах учёбы в Училище:

                Ты помнишь, как забившись в «музыкальной»,
                Забыв училище и мир,
                Мечтали мы о славе идеальной?..
                Искусство было наш кумир,
                И жизнь для нас была обвеяна мечтами…
                Мечты твои сбылись. Презрев тропой избитой,
                Ты новый путь себе настойчиво пробил…

     Чайковский после окончания в 1859 году Училища правоведения, и, работая чиновником в министерстве юстиции, не утратил интереса к музыке, а, напротив, с ещё большим рвением стремится к ней. И как только открывается в Петербурге в 1862 году первая в России консерватория, он поступает туда.

     «…Что из меня выйдет, - пишет он сестре А.И. Давыдовой, - когда я кончу учиться?  В одном только я уверен, -  что из меня выйдет хороший музыкант…»

     В декабре 1865 года Чайковский окончил консерваторию, а в январе следующего года переехал в Москву по приглашению Н.Г. Рубинштейна, чтобы занять место преподавателя в  открывавшейся в 1866 году Московской консерватории.

     «Счастье Чайковского, - говорил Асафьев, - что тотчас по окончании Петербургской консерватории он попал в Москву и застал великие 60-е годы среди мощного раскрытия русских артистических сил, в окружении народно – песенного половодья»

     Москва для Чайковского стала любимым городом, где развился, окреп и  получил признание его замечательный талант.

     В 1869 году Чайковский создаёт свои первые значительные романсы на стихи русских поэтов. Как правило, он свободно обращается со стихами, заменяя строфы, вводя новые слова, повторы, таким образом выделяя главное мелодико-эмоционально-смысловое зерно, которое преобразуется в основную тему романса. В этом проявился романсово - симфонический стиль композитора.

      Таков и романс «ЗАБЫТЬ ТАК СКОРО» на сл. А. Апухтина. Начало романса - лирически спокойное воспоминание о прошедшей любви:

                Забыть так скоро, боже мой,
                Всё счастье жизни прожитой!
                Все наши встречи, разговоры,
                Забыть так скоро, забыть так скоро!..

     Затем мелодия,. развиваясь, трансформируется в полную страсти, экспрессивного  чувства горечи и сожаления тему:

                Забыть любовь, забыть мечты, забыть те клятвы,
                Помнишь ты? Помнишь ты? Помнишь ты?
                В ночную пасмурную пору, в ночную пасмурную пору.
                Забыть так скоро, так скоро! Боже мой!

      Романс «РАСТВОРИЛ Я ОКНО» на слова К. Романова  начинается мелодией в аккомпанементе – вычлененной попевкой из темы романса в широком октавном удвоении, со скупым гармоническим вкраплением в неё.

      Навстречу ему, распахиваясь в восходящем эмоциональном насыщении, взлетает мелодия романса, словно свежий живительный ветер в окно со всеми запахами и очарованием весенней ночи:

                Растворил я окно, стало душно невмочь,
                Опустился пред ним на колени.
                И в лицо мне пахнула весенняя ночь
                Благовонным дыханьем сирени.

Далее следует более спокойный элегический эпизод. связанный с образом соловья, символом «далёкой отчизны»:

                А вдали где-то чудно запел соловей,
                Я внимал ему с грустью глубокой,
                И с тоскою о родине вспомнил своей,
                Об отчизне я вспомнил далекой.

     С кульминации начинается третий эпизод романса, выплеска эмоционального напряжения нахлынувших чувств, переживаний и тоски по родине…

                Где родной соловей песнь родную поет 
                И, не зная земных огорчений, -
                Заливается целую ночь напролет
                Над душистою веткой сирени…
               
     Только большая любовь к музыке и стремление дать людям хотя бы частицу этого понимания и счастья приобщения подвигли нас к этой работе, которая приносила нам и муки творчества, и радость, и счастье после удачного выступления.

     С каждым концертом мы видели, как увеличивалось количество зрителей на концертах, возрастал их интерес к нашим концертам – вокальным, инструментальным, фортепьянным.

     Концерты заранее афишировались в общеобразовательных школах, в городе, в поселках Любань и Сельцо. Объектом нашей музыкальной пропаганды были наши учащиеся, учащиеся общеобразовательных школ, родители, взрослое население Любанского региона.

     Романс  П.И. Чайковского «НАМ ЗВЁЗДЫ КРОТКИЕ СИЯЛИ», сл. А. Плещеева, по характеру и содержанию - элегия, воспоминание о юных годах, когда мечты, красота природы, сила молодости сплетались в один прекрасный венок бытия:

                Нам звезды кроткие сияли,
                Чуть веял тихий ветерок,
                Кругом цветы благоухали
                И волны ласково журчали
                У наших ног.
   
                Мы были юны, мы любили,
                И с верой вдаль смотрели мы;
                В нас грезы радужные жили,
                И нам не страшны вьюги были
                Седой зимы.

     Кульминацией, с чувством восторга и сожаления о прошедшем, звучит следующий эпизод. На высоком динамическом напряжении звучит красивая мелодия в верхнем регистре:

                Где ж эти ночи с их сияньем,
                С благоухающей красой,
                И волн таинственным роптаньем,
                Надежд восторженных мечтаний
                Где светлый рой? где светлый рой?

Спокойный ритм мелодии последнего куплета возвращает нас к элегическому настроению начала романса:

                Померкли звезды, и уныло
                Поникли блеклые цветы…

     Заключительным эмоциональным высказыванием и общим смысловым, динамическим и ритмическим успокоением  заканчивается повествование романса:

                Когда ж, о сердце, все, что было,
                Что нам весна с тобой дарила,
                Забудешь ты? забудешь ты? 

     «СКАЖИ, О ЧЁМ В ТЕНИ ВЕТВЕЙ», сл. Вл. Соллогуба – элегический романс с эмоционально ярким средним эпизодом.

     «Я ЛИ В ПОЛЕ ДА НЕ ТРАВУШКА БЫЛА», сл.И. Сурикова - в народном стиле текст, мелодия, гармония. «Взволнованная» фактура в сопровождении появляется в связи с драматизацией образа.

     «ДЕНЬ ЛИ ЦАРИТ», сл. А. Апухтина, - это высокое музыкальное осмысление композитором поэтического текста Апухтина. Романс - апофеоз любви, ода прекрасному чувству:

                День ли царит, тишина ли ночная,
                В снах ли бессвязных, в житейской борьбе,
                Всюду со мной мою жизнь наполняя,
                Дума всё та же одна роковая,
                Всё о тебе, всё о тебе! - 

тема, так же получившая  у Чайковского симфонический стиль  развития. В памяти произведение звучит не иначе, как в сопровождении симфонического оркестра: так насыщена музыкальная ткань партитуры романса.

     Исполнение этого произведения, как и вся русская вокальная классика, требует высокой профессиональной и интеллектуальной подготовки вокалиста и концертмейстера, большой творческой работы над собой.

     Мы с Татьяной Юрьевной Бычковой решили дерзнуть. Романс был транспонирован на полтона вниз. Татьяне Юрьевне стоило большого труда освоить «кипящую» фортепьянную партию, а для меня это был большой шаг вперед в вокальном совершенствовании.

     С вокальной музыкой Чайковского П.И. мы хотели познакомить и учащихся младших классов общеобразовательных школ. В жанре детской песни композитором создан вокальный цикл «Детские песни».

     В репертуар были включены «Весна», «Колыбельная песнь в бурю», «Осень», «Зима», «Детская песенка», «Кукушка». Тексты и музыка песен просты и незатейливы.

     К жанру музыки для детей обращался и композитор Мусоргский М.П., создав вокальный цикл «Детская»: «С няней», «В углу», «Жук», «С куклой», «Поехал на палочке, «Кот матрос».

                Продолжение: http://www.proza.ru/2011/06/05/790