Патриот - рецензия на фильм

Оксана Аболина
США, Германия, 2000
Режиссёр: Роланд Эммерих
В главных ролях: Мэл Гибсон, Хит Леджер
Жанр: военно-историческая драма

Слово «патриотизм» при всём своём высоком значении несколько пафосное. Оно подразумевает не только любовь к родине, но и определённые убеждения, которые человек всегда готов защитить. Даже если в руки придётся взять оружие. Можно просто и уверенно сказать: «Я люблю родину», - не покривив при этом душой. Но заявить о самом себе: «Я патриот» - несколько самонадеянно. Право называться патриотом нужно заслужить.

Вдовец Бенджамин Мартин (Мел Гибсон) – отец семерых детей. Родина в его понимании – собственный дом, родная ферма, поместья соседей. Поэтому идею соотечественников начать войну с Англией за освобождение Америки (действие происходит в конце 18 века) он воспринимает без энтузиазма.

«Эта война развернётся не где-то вдали, а возле наших жилищ», - предостерегает он соседей. А когда ему напоминают о свободе и убеждениях, за которые следует воевать, бесхитростно и прямо отвечает: «У меня дети, для меня роскошь – иметь принципы».

Понятно, что среди окружающих позиция Бенджамина не пользуется популярностью. Однако, никто не упрекнёт его в трусости – в прежние годы он прославился как отважный боец. И зритель тоже понимает – герой Гибсона не будет сидеть, сложа руки, задолго до конца фильма он возьмёт в них оружие.

Конечно, война приходит на порог. И она оказывается отнюдь не весёлым занятием, как представлялось молодым, а беспощадной бойней, где погибают в мучениях и женщины, и дети. Такой и показывает её режиссёр картины Роланд Эммерих. Не случайно Харрисон Форд отказался играть в этом фильме, сославшись на излишнюю жестокость некоторых сцен (посмотрел бы он наши фильмы о войне!)

Бенджамин Мартин оказывается в гуще событий. Чувство мести за убитого сына заставляет его начать собственную войну, за спиной регулярных войск. И сражается он так, что враги приходят в растерянность и ужас.

«Я не знаю, сколько их было, может, и один», - признаётся единственный оставшийся в живых солдат английского отряда.

Но один в поле не воин. И Бенджамин собирает для борьбы соседей. Когда фермеры сообща начинают бороться с профессиональной армией, это называется партизанской войной. «Патриот» - фильм именно о такой войне. О войне, которая ведётся по своим правилам, они могут показаться противнику неправильными, но это не так. Хитрость и смекалка не синонимы бесчестия. А вот неоправданная жестокость… Обескураженные враги, которые любят покрасоваться своей честью, довольно легко расстаются с ней.

А тем временем Бенджамин мстит за сына и воюет с англичанами. Одни из самых пронзительных кадров – когда он расплавляет игрушечных солдатиков и отливает из них пули. Почему же фильм называется не «Мститель», а «Патриот»? А просто потому, что несмотря на все первоначальные заверения Бенджамина, он человек высоких принципов. А принципы в карман не спрячешь. Они или есть, или их нет. Только порой они вступают в конфликт с действительностью. И когда приходит время настоящей проверки, Бенджамин выдерживает её.

В фильме есть несколько прекрасно организованных батальных сцен, в них стоить отметить и красоту ландшафтов, и замечательную работу оператора, и костюмеров. Однако, важнее другое. В батальных сценах Роланд Эммерих сумел передать ту силу духа, с какой сражались воины 18 столетия. Идти под обстрелом в полный рост, ряд-в-ряд, мерным шагом под барабанную дробь – это достойно великого уважения. А ведь именно так и сражались…

Сцены войны в «Патриоте» чередуются с мирными, почти пасторальными эпизодами, постоянно напоминая о том, за что именно борются герои.

Помимо Мела Гибсона, который просто рождён для таких ролей, стоит отметить игру Хита Леджера, исполняющего роль старшего сына Бенджамина – Габриэля Мартина, а также Джейсона Айзекса в роли полковника английской армии – убедительно представившего образ отъявленного и циничного мерзавца – полное противопоставление Бенджамину и его друзьям.

Фильм во многом напоминает снятую позднее картину «Храброе сердце», тоже с Гибсоном в главной роли, но немного её слабей, да и в некоторых второстепенных сценах бросается в глаза излишняя пафосность. Впрочем, весьма простительная.

Рекомендации к просмотру: фильм стоит посмотреть.

9 из 11.