На перекрестке судеб. Мушников-30. А все-таки она

Виктор Сорокин
А все-таки она вертится!

Был копотью факелов вычернен зал,
решетки слепили бойницы.
И слабый старик, замирая, дрожал
пред ликом святой инквизиии.

А в пропасти мрачной созвездья цвели,
сверхновых струились фонтаны.
И ветер под окнами – [ветер] Земли –
носил еще пепел джорданский.

В талмудах одобренных Церковью [правд]
Имен не имели вещи,
И не был силен еще тот, кто был прав,
и прав еще был сильнейший.

На чашах весов были Вечность и Миг,
и некуда был деться.
Мне хочется жить, молча думал старик,
и надо уметь вертеться.

Какое мне дело до формы Земли,
[Юпитера, Марса, Венеры?]
И крикнул старик: «Да, Земля – это блин
и, видно, для Бога, первый».

А дома, сорвав погремушки шута
и ставней, закрытых в сердце,
Старик огляделся и прошептал:
«А все-таки она вертится».

О, как еще долго пытали огнем
Земли терпеливое тело.
Как много священных пожаров на нем,
священных костров догорело.

Топтали трактаты, пергаменты жгли,
распяв на крестах иноверцев,
[И те] отрекались от грешной Земли…
А все-таки она вертится!

С тех пор этот мир поумнел и подрос,
кресты устарели и плахи,
И вряд ли уж кто-нибудь примет всерьез
слонов на спине черепахи.

И только когда слишком сильно припрет,
бывает, порою не верится,
Что мир наш по-прежнему мчится вперед,
что все-таки она вертится!

==============

P.S. Этой песней, которая мне представляется наилучшей, я завершаю публикацию стихов Михаила Мушникова. Текст в скобках – реставрация издателя. Расшифровка оставшихся песен из-за плохого качества магнитофонной записи сорокалетней давности представляется затруднительной.

Хотелось бы также рассказать об одном загадочном обстоятельстве публикации.

Два года назад, после публикации второй песни, я получил по Интернету письмо от дочери Михаила. Я был неслыханно рад, так как получил возможность связаться с человеком, который был моим коллегой на кафедре экономической кибернетики в Московском институте управления и с которым у меня были довольно дружеские отношения. В 1976 году под давлением КГБ я был вынужден уйти из института и, чтобы не поставить Михаила и его семью под удар, прекратил с ним все контакты.

Дочь выразила пожелание рассказать о публикации отцу, на что я с радостью согласился. Однако прошло вот уже два года, но Михаил так и не проявился…