Последний звонок

Валентина Банарь
                Детские тревоги и школьные сомнения

               
               
        И вот наступил для меня самый волнующий день - 25 мая 1957 года. Фруктовые деревья уже отцвели, но зато расцвели цветы. Все шли в школу празднично одетые, весёлые.
 Рядом со мной с букетом цветов шагал мой младший брат Толя. Он закончил первый класс,
я – десятый.
 Десятиклассники подготовили первоклашкам книжки в подарок. Одну такую книжку несла в руках и я.
 
         Прозвенел звонок, последней звонок моей школьной жизни. После речей директора, учителей и родителей первоклашки стали вручать десятиклассникам цветы, а те им дарили книжки. Затем побежали  вручать цветы  ученики  других классов.

        Мне надарили много букетов, в том числе пятиклассники, у которых я была пионервожатой. Почему мне досталось больше всех цветов, я так и не поняла. Ведь я не отличалась особой красотой, тем более одеждой. Я  сразу  начала раздавать букеты тем, кому цветов не досталось. Даже не заметила, куда дел свой букет мой братик.
 
          Только дома я заметила: книжка, которую Толя принес домой, подписана моим   соучеником Володей Артомощенко.

-Толя, откуда у тебя эта книжка? – удивилась я.
- А я увидел, что у тебя уже нет книги, поэтому подарил цветы мальчику, который стоял рядом с тобой. И он мне дал эту книжку.

          Ну, что ж, Толя - мальчик сообразительный, таким и остался на всю жизнь.

       На выпускном вечере я  была весёлой и жизнерадостной!
 
Кстати, на выпускном балу я была в белом штапельном платье с цветочком на груди.
 Платье я пошила сама, а материал купила, за деньги, которые заработала тем, что занималась с двумя школьниками седьмого класса, а также девочкой девятого класса. Занималась с ними по математике, физики, химии. ( Я себе смогла купить и простые туфельки.)

Почти все ребята уже знали, куда они пойдут учиться, чем они будут заниматься после окончания школы.
 Я же ничего не могла планировать: несмотря на все мои математические способности, материальных возможностей продолжать учёбу не было.

              На третий день после получения аттестата я устроилась на работу в «Укртермоизоляцию»  - рабочей третьего разряда.

На этом предприятии уже работала вместе со своей мамой  соседка Лида. Я стала подручной  двух женщин - работниц шестого разряда. Они работали очень быстро, успевать за ними было изнурительно трудно.
 
Одновременно я сдала документы в вечерний Краматорский  индустриальный институт, на факультет ПГС. Вступительные экзамены сдала на «отлично».
 Меня приглашали на дневное отделение физмата Славянского института с моими оценками, понятно, пришлось отказаться
 
         
          В апреле 1959 года восемьсот девчат из Донецкой области выехали на освоение целинных земель Казахстана.
 Вместе с ними получила комсомольскую путевку и я.

 Было время –  мы девятиклассники  все вместе мечтала после школы поехать на целину. Жизнь распорядилась иначе: из всего класса поехала я одна, и то вынужденно.
 
         А получилось вот что. Работа у меня была физически очень тяжёлой - за смену приходилось перетаскивать до полтонны строительных материалов. Домой приходила  еле живая.

 Нужно было поесть, если было что, и бежать на занятия в институт. Но все  было бы терпимо, если бы отчим не буйствовал.
 
        Однажды ночью он чуть не зарезал меня: бросился с ножом на маму, а я встала между ними.
 Скандал продолжался всю ночь.

 Утром нужно было идти  на работу в ТЭЦ. Температура на рабочем месте была выше пятидесяти градусов, надо было вручную поднимать стройматериалы для изоляции.
Чувствовала себя я прескверно, боялась упасть вместе с раствором. Попросила бригадира отпустить меня домой, та посоветовала позвонить в контору мастеру.

Мастер, как и бригадир, не возражала – велела только зайти в контору и написать заявление. До конторы идти было километров пять – и я с большим трудом вернулась на рабочее место.
 Объяснить бригадиру, почему вернулась, я уже не смогла: стала терять сознание, всю меня скрутило судорогой. Успела почувствовать, как  меня подхватывают женщины…
 
       Очнулась уже в больнице, где пролежала более двух недель. Врачи признали сильное истощение нервной системы.
- Можешь считать, что ты заново родилась, - объяснила мне лечащий врач, когда я выписывалась. - Легко отделалась, а могла остаться калекой.

После выписки из больницы предприятие выделило мне место в заводском общежитии, где в большинстве своём, жили сироты.

 Жить было тяжело  морально и материально: зарабатывала я много - 250-300 рублей в месяц, но  всю зарплату по-прежнему отдавала маме, себе оставляла самую малость.
 
           Когда в марте 1959 года в Краматорске объявили о наборе девушек-комсомолок для освоения целинных земель Казахстана,  я  тут же отнесла в горком комсомола заявление. Решила, что это лучший выход в создавшейся ситуации.

                * * *
Итак, впереди ждала целина,  менее трёх лет жизни - а сколько событий произошло со мной за это время - веселых и грустных, радостных и печальных, счастливых и печально-трагичных.
 Были тут и первый поцелуй, и самозабвенная любовь с первого взгляда, и разлука. Было и разочарование, и необдуманное замужество, и потеря родного и очень дорогого человека. Все это были события, которые повлияли на всю  дальнейшую  мою жизнь …



На снимке: 1957 год, г. Краматорск, парк им. Ленина, я в центре, после выпускного бала, со своими друзьями  нашей улицы..