Системы отсчета

Татьяна Глаголева
…вопрос повис неизвестно в какой
точке четырехмерного пространства,
 причем нет ни одной нормальной
 системы отсчета.
Из письма
(обратный адрес: Курская обл.,
г. Курчатов, проспект Коммунистический,
Дмитриев Дмитрий)

Начнем с астрономии. То, что мы привыкли называть Солнцем, в системе отсчета «Галактика» - всего лишь звезда класса желтый карлик. Есть даже фильм  с таким названием – об относительности правды и лжи.
И есть безотносительные истины, проверенные веками, и все же каждый пытается их проверить на своем опыте, опыте своей жизни.

Эпиграф - это слова из письма, написанного шестнадцатилетним мальчиком шестнадцатилетней девочке. Шариковой ручкой на листочке в клеточку, в те далекие времена, когда Internet насчитывал около сотни пользователей. Но это случилось потом. А несколькими месяцами ранее в одной и той же пространственно-временной координате, а, конкретно, на седьмом этаже гостиницы «Курск» пересеклись  двое. Она любила поговорить, а он умел слушать. Оба понимали, что раз уж они оказались там, где оказались, то уже никому ничего не нужно доказывать. Девочка впервые чувствовала себя не одинокой, а равной. Более того, была уверена в реальности дружбы между мужчиной и женщиной. Понятие о любви на тот момент были весьма смутными – сосед, друг детства, рассказывал историю своих родителей: отцу нравились три девушки, двух он уважал, а третью – любил. Нетрудно догадаться, на ком он женился.

В шестнадцать лет любовь – не совсем то, что в принципе любовь. Скорее, она напоминает маятник. С одной стороны – головокружение и ватные ноги, с другой стороны – нетерпимость, вытекающая из юношеского максимализма. И первое, и второе – дискомфорт. Но ведь это странно и неправильно. Гораздо логичнее то, что отсутствие любви – дискомфорт.
А любовь – это норма, которую так же трудно заметить, как нормальную концентрацию кислорода во вдыхаемом воздухе. Из этого следует, что вместе влюбленным никак, а друг без друга невозможно.

К тому же, в понятие «друг без друга» можно вложить разное содержание. И наличие общей кастрюли, общей постели и общих детей для влюбленных не главное.
Браки совершаются на небесах, отсюда опять-таки следует, что годы и расстояния мало значат. «Никакая» любовь, как «никакой» металл – золото, ценится не только в виде изделия, но и сам по себе. Потому что золото, в отличие от, например, серебра или ртути, не оказывает никакого физиологического воздействия на организм.

«Никакая» любовь, наверное, это то, что в быту называется дружбой и ощущается как родство. И часто, почувствовав – «мы с тобой одной крови» – человек теряет опору и хватается за штамп: да он мне как брат. Обыденно, скучно, отдает инцестом. И уже нет прежней значимости отношений, как у маленького ребенка конфета, лишенная яркой обертки, сразу теряет большую часть своей привлекательности.

Для того чтобы узнать все о другом человеке, нам достаточно нескольких минут. Как бы это не называлось – любовь с первого взгляда, или «он мне сразу не понравился», или «Мы разговаривали так,…как будто были знакомы много лет» (в «Мастере и Маргарите» Булгакова). В науке это называется импринтингом, в переводе означает «запечатление». Часто всю оставшуюся жизнь, иногда долгую и совместную, мы ищем подтверждения ошибочности первого впечатления. А известно, кто ищет, тот всегда найдет.

У тех двоих на это не было времени. Все очное знакомство включало несколько дней, причем плотно заполненные наукой и культурной программой. В свободное время играли в карты, рассказывали анекдоты и пили чай. Семисотграммовая стеклянная банка с кипящей водой на ладони. То ли физика, то ли магия. Граница неуловима. Это состояние – состояние близости другого человека и разделенного на двоих времени сохраняется пожизненно. Наверное, это и есть абонемент в нирвану.

В шестнадцать характерные черты - непредсказуемость и нелогичность. Полугодовая переписка незаметно прекратилась. Последнее неотправленное письмо: первый курс, общага, зимняя сессия…
Неоднозначность встречается в жизни постоянно. В фильме «Желтый карлик» родители  решили не говорить сыну о том, что его любимая женщина беременна от другого. Почему и зачем – каждый поймет по-своему, в своей системе отсчета.