Часть нашей жизни

Галина Бэрэза
Часть нашей жизни

Было  начало  восьмидесятых  годов  прошлого  столетия.  Ударная  комсомольско-молодёжная  стройка,  по  обустройству  Уренгойского  газо-конденсатного  месторождения,  оказалась  в  центре  внимания  всего  СССР,  о  ней  рассказывали  в  газетах,  по  радио  и  телевидению.
Из  небольшого  украинского  городка  в  феврале  месяце  мы  с  мужем  поехали  на  эту  стройку,  на  Крайний  Север,  в  город  Новый  Уренгой,  по  вызову  треста  «Уренгойтрубопроводстрой»  (УТПС).  Добирались  долго. Сначала  до  Тюмени  поездом,  а  затем  самолётом.  На  Украине  в  том  году  в  это  время  снега  не  было  совсем,  а  здесь,  когда  сошли  по  трапу  самолёта  на  лётное  поле,  попали  в  другой  мир,  мир  снега  и  холода.  Ч Часы  показывали  два  часа  дня,  но  уже  надвигались  фиолетовые  сумерки.  Спросили  у  одного  из  попутчиков:
-Вы  живёте  в  Новом  Уренгое?
-Да - ответил  он.
-А  где  же  вокзал?
Попутчик  показал  на  не  большое  деревянное  строение.  Зашли.  Внутри  народа  битком  набито,  сильно  накурено.  В  помещении  в  основном  бородатые,  давно  не  стриженые  мужики.  Осмотрелись.  Как  же  доберёмся  до  треста,  размышляли  мы.  Нам  повезло.  Кто-то  сказал,  что  подъехала  трестовская  «вахтовка».  Нам  удалось  забраться  в  неё,  и  повезла  она  нас  в  город.  Приехали  к  тресту.  Нашли  отдел  кадров,  отдали  свои  вызова,  и  миловидная  женщина  средних  лет,  направила  к  управляющему.
Управляющий,  не  высокий  мужчина,  с  усталым  лицом,  выслушал  нас,  и  узнав  о  том  что  мы  приехали  без  детей,  предложил  работу  на  трассе,  мужу  токарем  6-го  разряда,  а  мне  должность  инженера-нормировщика.  Жить  и  работать  мы  должны  в  трассовом  городке  около  реки  Хетта,  который  расположен  в  170км.  от  Нового  Уренгоя,  на  строительстве  газопровода  Уренгой-Помары-Ужгород.  Выбора  не  было  и  мы  согласились.  Нам  выдали  направления  на  работу  в  строительное  управление,  в  котором  будем  работать,  и  посадили  в  машину,  отправлявшуюся  в  это  управление.  Мы  расположились  в  кабине.  Выехали  из  города.  Всё  вокруг  было  освещено  ярким  светом  факелов  около  буровых  вышек.  Водитель  Миша,  добродушный  парень,  рассказывал  нам  о  дороге, по  которой  ехала  машина,  зимнике.  Прочищенная  мощными  бульдозерами  среди  снегов  дорога  проходила  по  тоннелю,  окаймлённому  снежными  сугробами,  высотой  выше  моего  роста.  Наш  автомобиль,  «ЗИЛ»,  бросало  и  мотало  на  неровностях  зимника  из  стороны  в  сторону.
Примерно  через  каждые  минут  двадцать  встречались  плетевозы,  которые  везли  трубы  тридцатиметровой  длины,  плети  (три  трубы  по  11  метров,  диаметром  1420мм,  сваренные  в  одно  целое),  на  трассу  газопровода.  Приходилось  заезжать  в  «карманы»  и  пропускать  их.  Было  жутко  смотреть  и  слушать,  как  громадные  машины,  нагруженные  трубами,  с  рёвом  проезжали  мимо  нас,  ослепляя  светом  своих  фар.
Временами  автомобиль,  в  котором  мы  ехали, переезжал  через  железную  дорогу.
-Что  это  за  дорога? - спросила  я  у  Миши.
-Эта  железная  дорога  должна  была  соединить  Москву,  Салехард  и  порт  Игарка.  Её  вели  с  1949  года,  строили  в  основном  заключённые.  В  1953  году  строительство  неожиданно  прекратили.  С  годами  поржавели  рельсы,  прогнили  шпалы,  дорога  умерла.  Правда  с  началом  освоения  газовых  месторождений  «Медвежье»,  и  Уренгойского  дорогу  от  Надыма  восстановили,  но  возят  по  ней  только  грузы,  и  то  очень  осторожно;  скорость  движения  составов  не  больше  30ти  километров  в  час. - Он  замолчал.
Этот  рассказ  навеял  мне  воспоминания.  Где-то  на  этих  бескрайних  просторах  строил  железную  дорогу  и  мой  отец.  Только  его  привезли  сюда  под  конвоем,  здесь  и  сгинул.  Тогда,  как  и  многие  другие,  стал  жертвой  сталинских  репрессий.  Представилось  мысленно,  как  сквозь  протёртую  казённую  фуфайку,  даже  взглядом  прощупывались  его  худые  лопатки.  Вид  был  унылый,  как  у  побитой  собаки,  а  я,  его  дочь,  еду  сюда  добровольно,  на  комсомольскую  стройку.
Приехали  под  утро.  Посёлок  по  крыши  утопал  в  снегу.  Состоял  из  пяти  бараков(  как  позднее  мы  узнали,  в  них  жили  заключённые,  строители  железной  дороги),  котельной,  столовой,  бани,  мастерской  -  вот  и  весь  городок.  Бараки  были  длинные,  метров  по  40,  построены  из  деревянного  бруса,  разделены  на  комнаты.  В  одну  из  этих  комнат  нас  и  поселили.  Удобства  на  улице.  Комендант  выдала  постельные  принадлежности.  Сутки  на  обустройство  и  отдых,  а  там  на  работу.
Новые  ощущения  не  покидали  меня.  Я  знакомилась  с  прорабами,  мастерами  и  рабочими.  Часто  приходилось  бывать  на  объектах.  Зима  лютовала.  Мороз  доходил  до  -44.  Одевалась  в  шубу,  кроличью  шапку  ушанку,  валенки.  Приходилось  обматывать  лицо  до  самых  глаз  пуховым  платком,  глаза  слезились,  охлаждённый  до  предела  воздух  обжигал,  как  кипятком,  веки  и  переносицу. В ясные морозные ночи на небе полыхало северное сияние. Именно полыхало. Переливаясь разными цветами радуги, оно было как живое. Волнами перемещалось с одного участка неба в другой.  Вглядывалась  в  заросшие  бородами,  опалённые  морозом  и  сваркой,  обветренные  холодными  ветрами  лица  людей,  и  задавала  себе  вопрос:  «Как  они  всё  это  выдерживают?»  На  этом  участке  производилась  сварка  плетей  в  одну  целую  нитку  газопровода.  Без  суеты  слесаря  подготавливали  кромки  труб  к  сварке,  стыковали  плети,  а  сварщики  сваривали.  Грохотали  машины  и  агрегаты.  Восхищение  и  гордость  испытывала  я  каждый  раз,  глядя  на  работающую  стройплощадку.  Рабочие  говорили:  «Вот  она,  романтика».  Романтику  они  испытали  во  всех  её  видах.  Кто  по  слабее  тот  увольнялся,  кто  крепче  -  держались.  Скажу  одно,  кто  поработал  здесь,  на  газопроводе,  то  для  них  любая  работа  на  «Большой  земле»  будет  лёгкой.  По  этому  поводу  на  щите  в  лагере  стройотряда  КПИ  в  старом  Надыме  было  написано:  «Кто  был  -  не  забудет,  кто  не  был  -  тот  будет».  Раньше,  до  Севера,  я  всё  как-то  видела  в  розовом  свете,  а  тут  оказывается  многое  не  так.  Здесь  жизнь  не  придуманная,  а  настоящая:  работать  так  до  упора,  казалось,  люди  совсем  не  ложатся  спать.
Зима  подходила  к  концу,  начиналось  полярное  лето.  Тундра  оделась  в  свои  разноцветные  наряды.  Цветы,  похожие  на  незабудки  и  ромашки  очень  нежных  тонов,  выглядели  неповторимо  красиво.  Мох  ягель  заполонил  сухие  места,  а  в  низинах  нежно  зелёным  ковром  стелилась  трава.  Мы  радовались  желанному  теплу.  Запахи  багульника  и  мхов  кружили  голову;  ночью  светло  как  днём.  Солнце  круглые  сутки  гуляет  по  небу,  погода  стоит  жаркая,  даже  душно.  Появились  комары  и  мошка.  Комаров  ещё  как-то  можно  отогнать  от  себя  веточками  багульника,  но  мошка  не  знает  преград,  тучей  прилипает  к  телу,  проникает  в  малейшую  щель  в  одежде,  и  кажется,  от  неё  нет  спасения.  На  работе  выдают,  что-то  подобное  рыболовецкой  сети,  кусок  примерно  50  на  50  сантиметров,  пропитанный  какой-то  вонючей  жидкостью,  отпугивающей  гнус,  и  работа  не  прекращается  ни  днём,  ни  ночью.  Прокладывались  километры  газопроводов  по  твёрдой  земле  по  болотам.  Когда  работа  велась  на  песке,  то  в  ветреную  погоду  песок  набивается  в  уши,  нос,  волосы,  слепит  глаза,  хрустит  на  зубах;  когда  по  болоту,  то  оно  под  ногами  чавкает  и  дышит.
В  конце  августа  в  тундре  очень  красиво,  под  ногами  мягкий  разноцветный  мох,  и  куда  ни  глянешь,  всюду  много  северных  ягод;  от  голубики  синё  в  глазах,  собирай  хоть  вёдрами,  а  на  болотах,  среди  нежной  зелени  мхов,  засветилась  яркими  алыми  огоньками  клюква.  Очень  много  грибов,  в  основном  обабки  и  олений  гриб.  Август  можно  назвать  осенним  месяцем.  Хмурые  тучи  всё  чаще  и  чаще  затягивают  небо,  временами  потоки  дождя  заливают  землю,  тундра  превращается  в  огромное  не  проходимое  болото,  но  на  помощь  строителям  приходит  мороз.
Возвращаемся  в  Новый  Уренгой.  Город  растёт,  высотные  дома  и  слева  и  справа  прочно  врастают  в  вечную  мерзлоту.  Давно  ли  сокрушались,  что,  мол,  у  Полярного  круга  и  дикому  зверю  жить  трудно,  а  тут  пришли  люди,  вгрызлись  в  мёрзлую  землю  и  город  поставили.  Построили  несколько  школ,  выстроили  целые  улицы  многоэтажных  домов.  В  одном  из  них  мы  получили  квартиру.  Привезли  детей,  двоих  мальчишек  сорванцов.  Они  быстро  привыкли.  В  квартире  тепло,  цветной  телевизор.  В  один  из  осенних  дней    жители  города  вышли  на  субботник:  сажали  деревья,  разбрасывали  торф,  сеяли  траву.
Эти  семь  лет  пролетели  как  один  год.  Нам  не  дано  знать,  как  оценят  потомки  это  освоение  приполярных  земель,  но  я  горжусь  тем,  что  в  молодые  годы  мы  приехали  сюда.  Нам  было  тяжело  жить,  трудно  строить,  но  как  мы  радовались  каждому  построенному  дому,  каждому  новоселью.  Не  хотелось  уезжать,  но  дети  хотели  поступать  в  институт,  а  в  новом  городе  такого  института  не  было.  Новый  Уренгой  стал  частью  нашей  жизни.
Вернулись  в  свой  маленький  украинский  городок.  Дети  поступили  в  Киевский  политехнический  институт.  Заработанные  деньги  положили  в  сберкассу  на  срочный  вклад.  Рассчитывали  пожить  спокойно  долгие  годы,  но  развалился  Союз,  и  Украина  стала  независимой  державой.  Деньги  в  сберкассе  накрылись  «медным  тазом»,  обесценились  и  «заморожены».  Наступила  безработица.  Для  детей,  после  окончания  института  не  нашлось    работы,  заводы  останавливались,  не  было  возможности  заработать  на  жизнь.  Оставался  один  выход  -  ехать  на  заработки.  Наши  дети  уехали  обслуживать  промышленные  установки  по  переработке  газа  в  г.Новый  Уренгой,  теперь  уже  чужой  город,  в  ДРУГОЙ  СТРАНЕ.



Галина  Бэрэза.14июня  2009г.