Признание

Наталия Березина 2
Хочу вглядеться каждою травинкою               
В любимый мною краешек земли, -
Ее я называю "северинкою",
Ей отдаю тепло моей души.

Родившись в "пристепном" Урале,
Где казаков кипела буйна удаль,
Окрещена в Михайловом Архангела я Храме.
Родимый край! С тобой я буду ль?

Уж приросла к Свири!
Урал! Меня прости!-
Так жизнь распорядилась.
А северной куртины плесы мают,
Мне мудро о тебе напоминают.
С тобой и с ними я давно сроднилась.

Здесь также ласточки взлетают к яру,словно ноты
Знакомой  песни-журчанья родника.
Вот только юности горячие фокстроты
Уж не вернутся знойным ветром никогда.

Своей любовью юг и север обнимаю,
И жизнь течет стремниной - быстрою водицей.
А по ночам Затон Учужный вспоминаю...
Урал- отныне мною сводный брат Свири- сестрице.
      
     Так написала в 2007 году моя бабушка, которую судьба привела в Петергоф, Ораниенбаум сорок лет назад. Ей особенно полюбился городок, в котором такой же белокаменный Собор Михаила Архангела, как и на ее родине в городе Уральске.
     Там, в Уральске, в Соборе служил священником наш далёкий предок- отец Акакий. Похоронен он в ограде Собора. Мою бабушку и ее маму крестили в том Соборе. А в Ораниенбаумский Собор нас с сестрой часто возила на службы моя мама.

    Как говорит моя бабушка, что  человек имеет право воспевать ту землю, к которой он « прикипел».
Эти северные места: Петергоф, Ораниенбаум, Царское село, Свирь, парк Монрепо – бабушка считает своей второй Родиной и пишет о них. Я тоже люблю эти места. Это моя Родина.

… «И вот Ораниенбауму исполнилось 300 лет в 1911 году, в честь этого события был построен белокаменный собор с большим медным куполом, с двухъярусной колокольней над входом, завершённой  шлемовидным куполом. Внутри довольно просторно. Росписи везде: на стенах, потолке, на сводах трёх алтарей. Этот храм, сделанный в неорусском стиле, стал центром маленького городка и стоит до сих пор.» Это краткая историческая справка.
      
     Еще недавно я узнала о том человеке, прах которого в 1992 году доставили из Англии  по завещанию. Голицын Георгий Владимирович много своих средств вложил в восстановление Ораниенбаума и Собора. Теперь его прах покоится под мраморной плитой рядом с лестницей, ведущей в Собор. Такие люди - настоящие патриоты своей страны, помогают ей, находясь от нее далеко.
   Свое название « Ораниенбаум» городок- бывший когда-то деревушкой, получил от немецкого названия « померанцевое дерево», то есть апельсиновое, - в наших краях действительно диковинного.

     В те времена царственные особы любили заморские диковинки и любили удивлять ими всех.
    В советское время городок получил второе название « Ломоносов » в честь знаменитого русского ученого и поэта, а железнодорожная станция так и осталась Ораниенбаумом. А вот местные жители называют часто свой городок « Рамбов ».
    Именно отсюда отходят паромы на Кронштадт. Я поначалу недоумевала, как это большие « джипы» и даже автобусы могут помещаться на таких паромах. А когда мы с дедушкой и сами впервые попали на паром на автомобиле, тогда я и увидела, как умелые матросы ловко подавали команды водителям автомашин на въезд и выезд. 
    Паром до Кронштадта идет всего полчаса, но люди с удовольствием наблюдают за кораблями в заливе, за чайками и вообще любуются морским простором.
    В Финском заливе много фортов петровского времени. Когда-то они были первой преградой на подступах к городу и во время войны со шведами, и во время Великой отечественной войны. Стихотворение « Ораниенбаум» мы написали с моей бабушкой вместе, от ее лица:
 
         Ораниенбаум

Забросила судьба меня на север,
Где ливни, холода, снега, ветра,
И где романтика живет, а в небе:
Серебряно-златые купола.

В оранжереях (по одной легенде),
В невзрачном городке росли
Плоды от «померанцевых деревьев»,-
По имени их город нарекли.

Мастеровые люди и не знали,
Что деревушке будет выдан герб:
Чудесный апельсин нарисовали -
Диковинку среди берез и верб!



26 апреля 2011 года
г. Санкт-Петербург
 
 Этот очерк и стихи мы посвящаем далеким уральцам, знакомым и незнакомым людям северной столицы, всем тем, кто любит родные края. Саша Комарецкая и Наталия Березина