Летучий пленник, запертый в стекле

Людмила Береснева
                И  только  аромат цветущих роз –
                Летучий пленник, запертый в стекле, –
                Напоминает  в стужу и мороз
                О том, что   было лето на земле.
                Шекспир

     Хорошо помню тот момент, когда я, будучи ребенком лет  пяти, неожиданно осознала, что живу в мире запахов. Случилось это в зимний морозный день. Широко открылась дверь, и  на кухню с огромной охапкой скованных морозом белоснежных простыней еле втиснулся папа. Белье сверкало инеем, маняще пахло земляничной свежестью. Я глубоко вдыхала восхитительный аромат зимы.

     Еще больше запоминающихся, ярких запахов мне принесла весна. Помню, как я в розовых туфельках, которые пленительно пахли новой кожей, выбегаю на улицу после майского дождя. Глянцево блещет мокрый асфальт. От луж в желтых оборках из цветочной пыльцы головокружительно пахнет черемухой и тополиными сережками.

     В детстве моими любимыми запахами были аромат влажной земли, леса, реки, церкви, булочной, книжного магазина…
     И как я не любила кислый запах нашего детского сада, пропахшего ненавистной манной кашей, запахи поликлиники, тяжелый дух бани и автобусов.

     Среди любимых запахов был один особый, магический – это аромат праздника. Он пах апельсином, нежной розой, хрупкими ландышами и чуть-чуть ванильным мороженым. Он был закрыт в ярко-красную коробочку с кисточкой на крышке. Но стоит только осторожненько открыть флакончик и, как мама, нанести немного духов за ушки, на запястья, провести по бровкам – и самый дождливый, серый день превращался в веселый, радостный; хотелось смеяться, прыгать, танцевать.

     Так как пользоваться духами заветной коробочки нам, детям, строго запрещалось, мы с сестрой решили сделать себе сами духи. Летом  в деревне мы вспомнили о своей давней задумке. В лесу нарвали незабудок, диких гвоздичек, красного пышного клевера, золотисто кудрявых купав, лиловых колокольчиков. Наш букет тонко пах лугом и летом. Чтобы усилить нежный аромат полевых цветов, мы тайком от бабушки сорвали в палисаднике махровый белый пион и оранжево-пятнистую лилию.

     Сделать  духи, нам казалось, очень просто. Мы оторвали цветы от стеблей. В хорошо вымытый заварочный чайник положили головки уже завядших цветов, залив их крутым кипятком.
     С замиранием сердца стали ждать, когда цветы отдадут свой аромат воде. Из носика чайника вырывался тонкий цветочный запах, и мы восторженно предвосхищали, какие изысканные духи у нас получатся, конечно, лучше маминых. Когда чайник остыл, мы налили в пузырек наши желто-зеленые «духи». И каково же было разочарование – они пахли травой.
     Прошло несколько лет, мы повзрослели и поняли, что собрать запахи, составить из них неповторимый, утонченный букет – великое искусство, которое подвластно лишь парфюмерам.

     И вот уже в зрелые годы, путешествуя по Франции, мне представился случай убедиться в этом. Дорога из Ниццы в Канны пролегала через бесконечные благоухающие сиреневые моря лаванды, которые сменялись алыми из гвоздик и пестрыми из чайных роз. За морями из цветов потянулись душистые сады жасмина, мимозы, акации. А в тенистых аллеях олив выращивались тулузские и пармские фиалки.

     К сожалению, наш автобус не заехал в старинный  Грас, описанный  в романе П.Зюскинда «Парфюмер». Этот город называют «Римом ароматов, обетованной землей парфюмеров». В  Грасе родился талантливый художник Ж.О.Фрагонар, ученик великого Ф.Буше. В честь Фрагонара названа самая красивая улица, на которой когда-то была фабрика  по производству эфирных масел из лепестков роз. Когда  предприимчивый парфюмер из Граса открыл в центре Парижа на улице Скриб, недалеко от Гранд Опера, фабрику, а при ней магазин и музей духов, он дал своему предприятию известное имя – Фрагонар.

     Музей духов расположился в роскошном особняке эпохи Наполеона Третьего. Старинная мебель, камины, высокие зеркала в причудливых рамах, копии картин Фрагонара: «Качели», «Поцелуй украдкой», «Дети фермера», «Купающиеся наяды» – переносят нас в обстановку дома богатого алхимика-парфюмера.

     Экскурсию по музею проводила полька Магда, она подробно рассказала о сложнейших технологиях производства духов в прошлом. В музее представлены самые разные по конструкциям перегонные аппараты. Рядом с ними – деревянные рамы, смазанные жиром, на них рядами вниз головками укладывались цветы жасмина, туберозы, фиалок... Через каждые три часа цветы заменяли новыми. Лишь на четвертые сутки получали из этого жира, впитавшего аромат цветов, эссенции.

     Во втором зале в лучах света сверкают флакончики и сосуды из-под духов всех стилей и эпох, начиная с египетских и греческих. Среди изящных саксонских шкатулок с нюхательной солью, марокканскими мушками можно увидеть изумительной красоты вазы-ароматницы, именуемые «китайским чудом» –  специальные вазы из тончайшего фарфора, которые закрываются крышками с отверстиями. В вазы-ароматницы помещали благовония, наполняющие воздух ароматом. В этом зале   я была удивлена изобретательности французских дам 18 века: они вкладывали в корсеты вместо китового уса узкие флакончики с духами.
     Самым уникальным был третий зал: в нем собрана со всего света ценнейшая коллекция из 123 сосудов с натуральными компонентами,  из которых делают духи.

     После знакомства с музеем духов нам предстояла дегустация ароматов фабрики «Фрагонар». Сначала была выставлена женская линия из  20 золотистых металлических флакончиков. Как только Магда нанесла духи на мою полоску тестера, я почувствовала свежий, нежный аромат вишневого сада, только что омытого весенней грозой – это были духи «Цветущая вишня».
     Томно-пряный запах пачули,  сладковато-терпкий, дурманящий иланг-иланга были соблазнительны и чувственны, как дыхание загадочной Индии («Грезы Индии»).
     Яркой экзотичностью поразили меня духи «Великолепие Солнца». Карибский бергамот, сандаловое дерево, амбра, ваниль, ладан создавали чарующе пьянящий аромат этих духов.

     И тут вдруг я ощутила, что заблудилась среди запахов, так как не могла понять новизны последующих духов. Я достала пакетик с зернами кофе, который предусмотрительно захватила с собой, зная о дегустации парфюма.
     – Нельзя, нельзя! – испуганно остановила меня Магда.
     – Почему? – удивилась я.
Оказывается, запах кофе забивает тончайшие обонятельные канальцы, поэтому в дальнейшем я могла бы  улавливать только верхние летучие ноты духов, а вот ноты сердца и шлейф аромата мне был бы какое-то время недоступен, и я могла бы пропустить «свои» духи.
     Чтобы вернуть обоняние к восприятию нового аромата, нужно вдыхать свой запах запястья или, еще лучше, локтевого сгиба руки.
Да, нелегкое это дело выбирать из многих незнакомых ароматов те, которые тебе подойдут.

     А вот мужчины нашей группы с этой задачей справлялись чрезвычайно легко, хотя рассеянно слушали пояснения Магды о составе  ароматов. Когда дело дошло до покупки духов, они, не доверяя своим ощущениям, просто называли возраст женщин, которым собирались сделать подарок.
     А некоторые мужчины поступали еще проще: покупали духи «Ариэль» – любимый аромат принцессы Дианы, считая, что он подойдет любой женщине.
     При дегустации мужской линии духов мужчин волновал только один вопрос: «Какие из представленных с феромонами?» Ответ Магды, что такие духи изготавливаются только по индивидуальным заказам, разочаровал их.

     Моих любимых духов здесь не было. Я  нашла их в магазине на Елисейских полях и была приятно удивлена, что вместе с красиво упакованными духами я получила необыкновенный подарок – маленькую коробочку с засахаренными фиалками.

     Образ Парижа для меня теперь не только связан с неповторимой красотой архитектуры, сверкающей по вечерам  васильковыми и  золотистыми огнями Эйфелевой башни, задумчивыми водами Сены, улыбчивыми лицами парижан, великий город  овеян волнами ароматов прекрасных духов, любимые  из которых я увезла с собой на родину.