18. Пророк Исаия и падение Израиля

Константин Рыжов
                1. О росте могущества Ассирии

Сын Иеровама II Захария царствовал всего шесть месяцев. Вскоре против него составил заговор Селлум, сын Иависа, который убил Захарию и воцарился вместо него. Но и он правил в Самарии только один месяц. С Селлумом вступил в борьбу Менаим, сын Гадия. Он захватил Самарию, убил узурпатора и водворился на престоле вместо него. Этот царь (он правил в 752-742 гг. до Р.Х.) продолжал делать неугодное в глазах Господа и не отставал от грехов Иеровоама.

Как раз в это время над Сирией и соседними с ней странами нависла грозная опасность. На севере, в Месопотамии, усилилась и приобрела огромное могущество Ассирия – одна из величайших держав Древнего Востока. Сердце этой страны – город-государство Ашшур на среднем Тигре (получивший свое название от верховного бога ассирийцев Ашшура) существовал уже в 3 тысячелетии до Р.Х. В 20 в. до Р.Х. Ашшур превратился в крупный торговый центр. В течение нескольких столетий ассирийцы боролись за преобладание в Месопотамии. При энергичном царе Тиглатпаласарае III (правил в 745-727 гг. до Р.Х.) ассирийцы развернули крупномасштабные завоевания.
Свою деятельность Тиглатпаласар начал с коренной реорганизации военного дела.
Помимо народного ополчения, созывавшегося, как и прежде, на время похода, царь создал сильную регулярную армию. Отныне ассирийское войско делилось на пехоту, конницу, вспомогательные (инженерные) части и отряды боевых колесниц. Ударной силой были боевые колесницы. Для преследования разбитого врага Тиглатпаласар стал впервые широко использовать конницу. Пехота делилась на тяжелую и легкую (в составе последней преобладали лучники). Все воины имели панцири, щиты и шлемы. Вспомогательные части занимались прокладкой дорог, наведением мостов и строительством укрепленных лагерей. Кроме того Тиглатпаласар создал специальные осадные подразделения, имевшие на вооружении различные машины (стенобитные орудия, тараны и пр.).

Профессиональная ассирийская армия обладала весьма высокими боевыми качествами и была способна выполнять на поле боя сложные эволюции. Разделенная на роды войск и отдельные отряды, она отличалась превосходной выучкой, храбростью и дисциплиной. Сам Тиглатпаласар был выдающимся полководцем. Во всех своих походах он старался действовать быстро и неожиданно: любил скрытные стремительные переходы, молниеносные удары, фланговые охваты и другие военные хитрости. Во многих случаях он добивался успеха благодаря образцово поставленной разведке. Наряду с военной разведкой он имел разветвленную сеть шпионов во всех соседних странах, которые регулярно поставляли царю донесения о состоянии дел в тех государствах, с которыми Тиглатпаласар планировал воевать.

Обычно каждый военный поход тщательно разрабатывался, и все отряды получали перед выступлением четкую задачу. Например, при начале военных действий легкие части сразу занимали все дороги, горные перевалы, уничтожали колодцы и переправы на реках. Армия перемещалась быстро: ни реки, ни горы не служили для нее препятствием. На соседние народы она в течении многих лет наводила страх и трепет. Еврейские пророки Исаия и Иоиль говорят об ассирийских воинах следующим образом: «…они не знают усталости и дремоты, нельзя заметить ни у одного из них распущенного пояса или развязанного ремня у сандалий… Они скачут по вершинам гор, как горцы бегут они и как храбрые воины взлетают на стену, и каждый идет своей дорогой, и не сбивается с пути своего, и не давят они друг друга, и даже падая на копья остаются невредимыми…»

Опираясь на эту армию, Тиглатпаласар открыл в истории Ассирии новую яркую эпоху. Одну за другой он завоевал окрестные страны, а их население насильно переселил в отдаленные местности своей державы. Это тоже была новая особенность государственной политики. В прежние времена ассирийские владыки не лишали завоеванные народы их природных государей и оставляли им значительную внутреннюю свободу. Вопреки этому обыкновению Тиглатпаласар стал методично превращать завоеванные земли в ассирийские провинции, насаждая у покоренных народов свое управление и свою администрацию. А чтобы раз и навсегда сломить у побежденных способность к сопротивлению, царь постоянно прибегал к так называемому насаху (что значило по-аккадски «вырывать с корнем», «искоренять») – насильственным переселениям целых народов, которые отрывались таким образом от их корней, от могил предков и от привычных связей. Во главе вновь образованных провинций (куда переселялись жители из других округов) царь ставил наместников, в подчинении у которых находились ассирийские гарнизоны. Каждый округ выплачивал царю определенную подать.

Свои завоевания Тиглатпаласар начал в 743 г. до Р.Х. - он подступил к сирийскому городу Арпаду, осада которого продолжалась затем три года. Менаим Израильский, не дожидаясь нашествия Тиглатпаласара, послал ему большую дань. После смерти Менаима воцарился его сын Факия (правил в 742-740 гг. до Р.Х.). Но через два года против него составил заговор его тысяцкий Факей, сын Ремалии, убивший его во время пира. Между тем Тиглатпаласар совершил в 739-738 г. до Р.Х. несколько победоносных походов в Сирию, в результате чего была взята дань с Израиля, Дамаска, Тира, Сидона, Библа и некоторых других государств.

                2. О пророке Михее

После Осии в Израиле больше не было великих пророков. Но зато они стали появляться в Иудее. Одним из них стал пророк Михей, о жизни и деяниях которого нам ничего не известно. Явившись в Иерусалим, он бесстрашно обличал беззаконие, грозя грешному народу суровыми карами. Михей говорил: «О, человек! Сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренно ходить перед Богом твоим. Но не стало милосердных на земле, нет праведных между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка – против свекрови своей; враги человеку домашние его. Начальник требует подарков, и судья судит за взятки. Но горе замышляющим беззаконие и на ложах своих придумывающим злодеяния! Они пожелают чужих полей и берут их силою, пожелают чужих домов, - и отнимают их; обирают человека и его дом, мужа и его наследие. Поэтому так говорит Господь: "Вот, Я помышляю навести на этот род такое бедствие, которого вы не свергните с шеи вашей, и не будете ходить выпрямившись; ибо это время злое. В тот день произнесут о вас притчу и будут плакать горьким плачем и говорить: «Мы совершенно разорены! Удел народа моего отдан другим; поля наши уже разделены иноплеменниками». Встаньте и уходите, ибо страна эта не есть место покоя; за нечистоту она будет разорена и притом жестоким разорением"».
               

                3. Призвание Исаии на служение

В год смерти иудейского царя царя Озии (http://www.proza.ru/2011/03/28/335) начал свои проповеди Исаия, сын Амоса, которому суждено было стать одним из величайших иудейских пророков. Однажды, когда молодой Исаия молился в храме, молния разорвала тьму и он увидел Господа, сидящего на Своем престоле. Вокруг него стояли серафимы, и у каждого было шесть крыл; двумя они закрывали свои лица, двумя – ноги, а двумя летали. Серафимы взывали друг к другу и говорили: «Свят, Свят, Свят Господь! Вся земля полна славы  Его!».  Исаия воскликнул в ужасе: «Горе мне! Я погиб! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Господа». Тут к нему подлетел один из серафимов, а в руке у него был горящий угль, который он взял клещами с жертвенника. Серафим вложил уголь в рот Исаии и сказал: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя и грех твой очищен». Тут Исаия услышал голос Господа, говорящего: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» Исаия сказал: «Вот я, пошли меня!» Бог велел ему: «Пойди и скажи этому народу: "Слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа  сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да и не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их"». Исаия спросил Господа, - долго ли народ будет пребывать в таком нравственном огрубении и получил от Него в ответ откровение о грядущих бедствиях, ожидающих евреев. Господь отвечал: «Доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и дома без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле. И если еще останется десятая часть на ней и возвратиться, и она опять будет разорена…»

                4. Первые проповеди и пророчества Исаии

Исаия стал пророчествовать перед жителями столицы и говорил от имени Господа, подразумевая Его под именем Возлюбленного: «Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У возлюбленного моего был виноградник на вершине плодородной горы, и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башни посреди его, и ожидал, что он принесет добрые гроздья, а он принес дикие ягоды. И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Что еще  надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые гроздья, он принес дикие ягоды? Итак, Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, - и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не поливать на него дождя. Виноградник Господа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение его. И ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; ждал правды, но вот – вопль.

Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места,  как будто вы одни поселены на земле. В уши мне сказал Господь: "Многочисленные дома эти будут пусты, большие и красивые – без жителей. Горе тем, которые с раннего утра и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. За то народ мой пойдет в плен, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдут туда слава их и богатство их, и шум их и все, что веселит их. Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны перед самими собою! Горе тем, которые поставляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот. За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах…"»

               
                5. Исаия возвещает грядущее пришествие Христа

В 735 г. до Р.Х. иудейский престол занял  внук  Озии Ахаз (735-715 гг. до Р.Х.). Из всех иудейских царей он был самым нечестивым. Мало того, что Ахаз совершал  жертвы и курения на высотах, он пошел еще дальше - сделал литые статуи Ваала и совершал перед ними жертвоприношения по обычаю ханаанеев. За его грехи Господь предал Иудею в руки сирийцев и израильтян. Израильский царь Факей (740-732 гг. до Р.Х.) и сирийский Ризон II (http://www.proza.ru/2013/11/17/788) вторглись тогда соединенными силами в Иудейское царство и осадили Иерусалим. Десятки тысяч иудеев были захвачены в плен и уведены в полон. К этим бедам прибавились другие: против иудеев выступили идумеи и филистимляне. Они захватили Вефсамис, Аиалон, Гедероф, Сохо, Фимнаф, Гимзо и еще целый ряд городов поменьше. В эту тревожную минуту Исаия, побуждаемый Господом, явился у водопровода Верхнего пруда, где Ахаз наблюдал за оборонительными работами, и сказал: «Будь спокоен; не страшись, и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Ризона и сириян и Факея, сына Ремалиина. Сирия и Израиль умышляют против тебя зло, говоря: "Пойдем на Иудею и возмутим ее и овладеем ею". Но Господь Бог так говорит: "Это не состоится и не сбудется. Если вы не верите в это, то потому, что вы не удостоверены"».

И Исаия потребовал у царя: «Проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси его или в глубине или на высоте». Но Ахаз отказался: «Не буду просить, и не буду искушать Господа». Тогда Исаия произнес одно из своих самых замечательных и таинственных пророчеств, которое начиналось словами: «Слушайте же, дом Давидов! Разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: Дева во чреве примет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее…» 

Это пророчество имело несколько значений. Явный и прямой смысл его был следующий: «Не успеет родившийся ныне ребенок набраться разума, как все твои враги будут повержены». Оно исполнилось в самом скором времени. Но пророчество имело также и другое значение, относившееся к таинственному будущему, и предвещало явление грядущего Спасителя. В этом смысле пророчество поразительным образом исполнились спустя семь веков в земной жизни Иисуса Христа. 
      
                6. О разгроме Сирийского царства и падении Израиля

Вместо того, чтобы искать поддержки у Господа, Ахаз отправил послов к ассирийскому царю Тиглатпаласару III.  Он велел им сказать от своего имени: «Раб твой и сын твой я; приди и защити меня от руки царя сирийского и от руки царя израильского, восставших на меня». Чтобы придать веса своей просьбе Ахаз взял все серебро и все золото, какое нашлось в сокровищнице храма и сокровищнице дворца, и послал их в дар ассирийскому царю.  В 734 г. до Р.Х. Тиглатпаласар двинул свои войска на запад. Прежде всего ассирийцы вторглись во владения филистимлян, подчинили себе Газу и Аскалон. Только из одной Газы царь переселил во внутренние районы своей державы более 9 тыс. чел. Вслед затем настала очередь Израиля, у которого  Тиглатпаласар отторг всю северную часть: Ион, Беф-Мааху, Ианох, Кедес, Асор, Галаад и всю Галилею. Местное  население также было уведено в плен.

В 732 г. до Р.Х. ассирийцы подступили к Дамаску. Господь не скрыл от Исаии исхода этой войны. Еще за несколькими годами раньше, когда Ризон кичился своим могуществом под стенами Иерусалима, пророк возвестил: «Вот, Дамаск исключается из числа городов и будет грудою развалин». Теперь это пророчество исполнилось самым печальным образом. После короткой осады город пал. Все его жители были переселены  в Месопотамию. Царя Ризона захватили в плен и  казнили. Все окрестные государи, напуганные этой расправой, поспешили признать власть Ассирии. Гордый царь Тира явился к Тиглатпаласару и в знак покорности облобызал его ноги. Цари Идумеи, Моава и Аммона также присягнули Тиглатпаласару.  Вскоре после этого в Самарии возник заговор, во главе которого стоял ставленник Ассирии Осия, сын Илы. Он убил Факея и воцарился вместо него (правил в 732-722 гг. до Р.Х.).

Пророк Исаия остро чувствовал исходившую от Ассирии угрозу. Он не раз предрекал великое «горе» Самарии и ее жителям - ефремлянам. Исаия писал: «Горе (Самарии) венку гордости пьяных ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его, который на вершине тучной долины сраженных вином! Вот, крепкий и сильный у Господа, как ливень с градом и губительный вихрь, как разлившееся наводнение бурных вод, с силою повергнет его на землю. Ногами попирается венок гордости пьяных ефремлян. И с увядшим цветком красивого убранства его делается то же, что бывает с созревшею прежде времени смоквою, которую, как скоро кто увидит, тотчас берет в руку и проглатывает…»

Это пророчество начало исполняться в 724 г. до Р.Х., когда сын Тиглатпаласара Салмансар V (727-722 гг. до Р.Х.) узнал об измене израильского царя Осии, посылавшего послов к египетскому фараону и медлившего с доставкой положенной дани. Салмансар двинулся на Самарию свою армию и три года держал город в осаде. Из-за внутренних смут ему так и не удалось взять ее.  В 722 г. до Р.Х. противники царя подняли против него мятеж и возвели на престол Саргона II (http://www.proza.ru/2013/10/06/1480).

Впрочем, для израильтян эта перемена не имела большого значения.  В первый же год своего правления Саргон взял израильскую столицу Самарию, пленил царя Осию и разгромил всю страну. Большая часть Палестины, вся Сирия и значительная часть побережья Средиземного моря вошли в состав Ассирийской державы. Эти территории были разделены на отдельные провинции, управляемые ассирийскими чиновниками (на территории Израиля таких провинций было четыре: Дор, Мегиддо, Самария и Гилеад). Более 27 тысяч знатных и богатых израильтян с их семьями были после этого насильно переселены в Мидию, Месопотамию и Ассирию. Никаких упоминаний об их дальнейшей судьбе не сохранилось. Видимо, они бесследно растворились в чужой земле среди бесчисленных племен и народов Востока. Таким образом, из двенадцати колен Израиля в Палестине осталось только одно колено Иудино и какая-то часть колена Вениаминова.

                7. О самарянах

На место уведенных в плен евреев, в Палестину пригнали народ хуфейцев из завоеванных ассирийцами областей Нижнего Тигра. Они овладели прежними израильскими городами и стали жить в них. Очень скоро они приняли местную культуру и язык, утратили свое старое имя, а стали именоваться самарянами. Пришельцы построили храмы, поставили в них идолов своих богов и стали служить им. Но поскольку самаряне не чтили Господа, то Господь стал посылать на них львов, которые постоянно нападали на людей, не давая тем выйти из города. Ассирийскому царю донесли: «Народы, которые ты переселил и поселил в городах самарийских, не знают закона Бога той земли, и за то Он посылает на них львов, и вот они умерщвляют их, потому что те не знают закона Бога той земли». Царь сказал:«Отправьте туда одного из священников, которых вы выселили оттуда; пусть придет и живет там. Он научит их закону Бога той земли». И пришел один из священников, которых выселили из Самарии. Он поселился в Вефиле и стал обучать тамошних жителей, как чтить Господа. Самаряне избрали из своей среды священников высот, стали приносить жертвы Господу и приняли многие обычаи евреев. Однако, служа Господу, они продолжали чтить и своих старых богов.

                8.О нечестивом иудейском царе Ахазе

Жестокие удары, постигшие Израиль, нисколько не вразумили иудейского царя. В 732 г. до Р.Х. Ахаз отправился в Дамаск, где встретился с Тиглатпаласаром. В бывшей сирийской столице он увидел ассирийский жертвенник и послал к первосвященнику Урии чертеж его устройства. Урия должен был соорудить в Иерусалиме точно такой же. С этого времени Ахаз совершал на нем свои жертвоприношения, а жертвенник Господу был отодвинут в сторону и поставлен сбоку от него. Вновь буйным цветом расцвели языческие культы. По всем углам Иерусалима построили жертвенники ассирийским богам. Храм Господень был заперт. Тут не горели светильники и не сожигались курения. Зато постоянно возносились жертвы перед идолом Астарты. При храме находились «домы блудилищные», где женщины ткали одежды для этой богини. Под самыми стенами Иерусалима возвели новое капище в честь финикийского божества Молоха. Внутри большого идола размещалась печь, а под поднятыми руками – жертвенник, на котором происходило заклание детей. Ахаз сам дал пример ревнивого служения этому кровожадному богу, принеся ему в жертву одного из своих сыновей. Хотя Яхве продолжал почитаться, истинное поклонение Господу оказалось заменено идолопоклонством и почти забыто.

В эти годы Господь не раз через пророка Исаию обращался к Своему народу, призывая его к исправлению. Исаия писал: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: "Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, - повернули назад. К чему Мне множество жертв ваших? Я пресыщен всесожжением овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас"».

       9. О последних годах правления ассирийского царя Саргона II и его смерти

После завоевания Израиля внимание Саргона оказалось надолго отвлечено к южным пределам его державы. Здесь шли беспрерывные войны с непокорным Вавилоном. В самом начале своего правления Саргон утратил власть над этим городом, и тут в течение 11 лет правил халдейский князь Мардукаплаиддин II (находился у власти в 722-710 гг. до Р.Х.). Лишь в 710 г. до Р.Х. Саргон смог вернуть себе эту важную область. За 16 лет его царствования Ассирийская держава заметно расширилась в своих размерах и простирались теперь от Средиземного моря до Персидского залива. Чтобы подчеркнуть свое могущество Саргон построил неподалеку от Ниневии новую столицу – Дур-Шаррукин, украсив ее величественными храмами и великолепными дворцами. Но прожил он в ней совсем недолго – в 705 г. до Р.Х. царь погиб во время похода в Малую Азию.

Исаия приветствовал кончину жестокого владыки. Он писал: «…Не стало мучителя, пресеклось грабительство! Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык, поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами. Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости. Ад преисподней пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе своем. В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви – покров твой. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: "тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?" Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице; а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых. Ты, как попираемый труп, не соединишься с ними в могиле».

                10. О богобоязненном иудейском царе Езекии

Между тем в Иудеи произошли важные перемены. После смерти Ахаза на престол вступил его сын Езекия (правил в 715-686 гг. до Р.Х.). В противоположностью отцу, нечестивому и склонному ко всему ассирийскому, он, напротив, оказался человеком добропорядочным, справедливым и богобоязненным. Такого государя не было в Иудее со времен Давида! С первых дней он прилепился к Господу и больше уже не отступал от Него, соблюдая все заповеди, данные в свое время Моисеем.

В первый же месяц своего царствования Езекия отворил двери храма, велел собраться священникам, левитам и сказал им: «Послушайте меня левиты! Ныне осветитесь сами, осветите дом Господень и выбросьте всю нечистоту из святилища!» Священники вошли внутрь дома Господня и вынесли оттуда все, имеющее отношение к языческим культам. Царь велел разбить все статуи, срубить дубравы и истребил даже медного змея, которого сделал когда-то Моисей и который давно превратился в объект идолопоклонства.

Вслед затем Езекия послал созывать всех евреев из Иудеи и из земли Израильской, что бы они пришли в Иерусалим для совершения пасхи. Ведь уже многие годы (с самой кончины Соломона!) пасху не отмечали как национальный праздник. В положенный срок в Иерусалиме собралось множество народа. В священном рвении людиниспровергли все жертвенники и все, на чем совершалось курение идолам. После этого народ в течение двух недель праздновал пасху. Люди веселились и радовались, а царь выставил для пришедших тысячу быков и десять тысяч голов мелкого скота. По окончании праздника народ стал расходиться из Иерусалима, разрушая по пути все жертвенники.

                11.О начале правления ассирийского царя Синахериба

Между тем, после гибели Саргона II, ассирийский трон занял его сын Синахериб (правил в 705-681 гг. до Р.Х.). Своей свирепостью и неукротимым честолюбием этот царь превосходил всех своих предшественников. Синахериб не пожелал жить в отцовской резиденции Дур-Шаррукине, а сделал своей столицей древнюю Ниневию, которая обратилась при нем в один из крупнейших и красивейших городов Востока. Украшенная великолепными храмами, роскошными дворцами, цветниками и фруктовыми садами, она стала настоящей жемчужиной Ассирийской державы. Отовсюду к ней тянулись вереницы всадников, караваны верблюдов, нескончаемые потоки повозок; река кишела лодками.

Впрочем, царь не мог подолгу наслаждаться покоем в своем дворце. Все его царствование прошло в упорных войнах. Сразу после смерти Саргона от Ассирии отпали Сирия, Финикия и Палестина. За этими возмущениями стоял давний враг Ассирии – фараон Египта. Ведь именно у него мятежные государи искали поддержки и защиты. В 703 г. до Р.Х. против ассирийского господства восстали вавилоняне, вновь призвавшие на трон Мардуккаплаиддина II. Он тотчас вступил в переговоры с иудейским царем Езекией и отправил к нему своих послов. Исаия знал, что мятеж обернется новыми неисчислимыми бедами для иудейского народа. Он с неудовольствием узнал о приезде вавилонян и, встретив царя, сказал ему: «Выслушай слово Господне: вот придут дни, и взято будет в Вавилон все, что в доме твоем, и что собрали отцы твои до сего дня; ничего не останется, говорит Господь. Из сынов твоих, которые произойдут от тебя, которых ты родишь, возьмут, и будут они евнухами во дворце царя Вавилонского!» (Это пророчество сбылось спустя сто с небольшим лет в печальные годы Вавилонского пленения).

Ответные меры Синахериба не заставили себя ждать. В 703 г. до Р.Х. он разбил Мардукаплаиддина II у Киша и изгнал его вон из страны. После этого около 200 тысяч вавилонян были насильно выселены из их страны в другие области ассирийской державы. В 702 г. до Р.Х. Синахериб вошел в Вавилон и провозгласил здешним государем молодого царевича Белибни, воспитанного при ассирийском дворе. В 701 г. до Р.Х. ассирийская армия двинулась на запад – в Сирию и Палестину.

12. О том, как ассирийцы подступили к Иерусалиму, но не смогли овладеть им

Вступив в Иудею, Синахериб захватил большой еврейский город Лахис. Езекия испугался и послал сказать ему: «Виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу». Синахериб велел выплатить огромную дань – 150 кг золота и 9 тонн серебра! Чтобы собрать необходимую сумму Езекии пришлось отдать все серебро, какое нашлось в храме и в царских сокровищницах. Недавно позолоченные дверные столбы и двери храма лишились своих богатых украшений. Однако, получив условленные дары, Синахериб не прекратил войны и отправил против Иерусалима своего военачальника Рабсака. Сам он двинулся в землю филистимлян и захватил мятежный Аскалон. В долине Эльтеке Синахериб нанес поражение египтянам, которые пришли на помощь восставшим. Вслед затем были захвачены около сорока иудейских городов, а более 200 тысяч их жителей угнаны в Ассирию.

Сам Езекия заперся в Иерусалиме. Он собрал народ у городских ворот и объявил ему: «Будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя ассирийского и того множества воинов, которое пришло с ним. Потому что с нами больше, нежели с ним. С ним сила телесная, а с нами Господь Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться вместе с нами». Тем временем к городу подступил Рабсак с большим войском.
Встретившись у стен Иерусалима с иудейскими послами, он надменно спросил у них: «На кого вы уповаете, что посмели отложиться от моего господина?» Потом он обратился к иудейским воинам, стоявшим на стене, и сказал им: «Так говорит царь ассирийский: "Пусть не обольщает вас Езекия! Ясно каждому, что он не сможет спасти вас от моей руки. Я знаю, что он обнадеживает вас именем вашего Господа и говорит вам: «Спасет нас Господь, и не будет этот город отдан в руки царя ассирийского». Но разве спасли боги те народы, которые находятся в моей власти? Где боги Арпада и Иввы? И где был ваш Господь, когда мы овладели Самарией? Так неужели Он спасет от моей руки Иерусалим? Оставьте пустые надежды и не слушайте Езекии! Примиритесь со мной и выйдите ко мне. И пусть каждый спокойно живет в своем доме до тех пор, пока я не отведу вас в землю такую же как ваша: в землю плодов и виноградников, в землю масличных деревьев и меда, и будете жить там и не умрете"».

Когда царь Езекия услыхал об этих речах, то разодрал свои одежды и пошел в храм. Он молился перед лицом Господним и говорил: «Господи Боже Израилев, сидящий на херувимах! Ты один Бог всех царств земли. Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь слова Синахериба, который поносил Тебя, Бога живого! Правда, о Господи, цари ассирийские разорили многие народы и побросали богов их в огонь. Но ведь это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень. Потому и истребили их. И ныне, Господи Боже наш, спаси нас от руки его, пусть узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один».

В тот же день было слово Господнее к пророку Исаии. Он послал к Езекии сказать: «Так говорит Господь Бог Израилев: "То, о чем ты молился Мне против Синахериба, царя ассирийского, Я услышал. Вот слово Мое о нем: «За твою дерзость против Меня и за то, что твое надменное слово дошло до Моих ушей, Я вложу кольцо в ноздри твои и удила в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогой, которой ты пришел». Пусть Езекия оставит свои печали. Ибо царь ассирийский не войдет в Иерусалим, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала. Я буду охранять город этот, чтобы спасти его ради Себя и ради раба Моего Давида"».

И случилось в ту ночь великое чудо: пошел ангел Господень и поразил в стане ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. Рабсак встал поутру и увидел вокруг себя одних мертвецов. Так ничего и не сделав, он в страхе отступил от Иерусалима и возвратился к Синахерибу.

                13. О смертельной болезни и чудесном исцелении Езекии

Едва отступила внешняя угроза, на Езекию обрушилось новое горе: царь заболел и тяжко страдал от своего недуга. Тут пришел к нему пророк Исаия и сказал: «Так говорит Господь: "Сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь!"» Услыхав эти страшные слова, Езекия отвернулся лицом к стене и молился Господу: «О Господи! Вспомни, что я ходил перед лицом Твоим верно и с преданным сердцем, и делал угодное в очах Твоих». Говоря так, Езекия горько заплакал. Исаия еще не вышел из города, как было к нему слово Господне: «Возвратись и скажи владыке народа Моего: "Так говорит Господь! Я услышал твою молитву и увидел твои слезы. Вот, Я исцелю тебя; в третий день войдешь в храм Божий и излечишься от болезни своей, и прибавлю Я ко дням твоим еще пятнадцать лет, и от ассирийцев буду защищать Иудею до самой твоей смерти"».

Исаия вернулся к царю и сказал все, что велел ему Господь. Езекия не мог поверить своему счастью. «Дай мне знамение, подтверждающее твои слова», - попросил он. «Взгляни на солнечные часы против твоего окна, - велел ему пророк. – Удлинить тень их или укоротить?» – «Легко тени двинуться вперед, - отвечал больной. – Но повернуть время вспять и заставить тень укоротиться под силу одному Всевышнему». Исаия воззвал к Богу, и в тоже мгновение тень солнечных часов на глазах у всех укоротилась на десять ступеней.

Выздоровев, Езекия прожил следующие годы в богатстве и славе. Его хранилища всегда были заполнены золотом, серебром, драгоценными камнями и благовониями, а его кладовые, предназначенные для хранения хлеба, вина или масла, никогда не пустовали.

14. О том, как Синахериб окончательно покорил Вавилон и стер этот город с лица земли

А царь ассирийский по-прежнему не знал покоя! В 700 г. до Р.Х. против него поднял мятеж вавилонский царь Белибни. Синахериб во второй раз захватил город, низложил своего ставленника и объявил царемсобственного сына Ашшурнадиншуми. Затем он начал опустошать земли Приморья, где среди непроходимых болот на берегу Персидского залива находилось халдейское княжество его непримиримого врага Мардукаплаиддина. Не решившись принять бой, тот бежал со своими сподвижниками в соседнее царство Элам (оно располагалось на юге современного Ирана).

Потом у Синахериба была трудная война на северо-западе, в Малой Азии. Однако вавилоняне по-прежнему не желали мириться с ассирийским владычеством. В 694 г. до Р.Х. они убили ненавистного им Ашшурнадиншуми. Через год трон захватил халдей Мушезиб-Мардук (правил в 693-689 гг. до Р.Х.), который, по свидетельству ассирийских хроник, опирался на «беглых арамейцев, бунтовщиков, кровожадных убийц и разбойников». Поскольку вавилоняне постоянно искали поддержки у соседей-эламитов, Синахериб решил расправиться с этим государством. По приказу царя на Тигре и Евфрате были основаны верфи, снабжавшиеся лесом из Ливана и Курдистана. На них были построены несколько десятков боевых судов с двумя рядами весел и множество транспортных кораблей. Погрузив на них колесницы, лошадей, припасы и осадные орудия, ассирийцы неожиданно появились у побережья Элама. Сначала Синахериба разграбил и разрушил большой город Нагиду, расположенный на одном из островов Персидского залива, а затем опустошил все приморские области Эламской державы. Эламский царь бежал. Ассирийцы двинулись в глубь страны, но из-за бурных ливней и снегопадов, сделавших горные дороги непроходимыми, так и не смогли завоевать весь Элам.

В 691 г. до Р.Х. эламиты соединились с вавилонским царем Мушезиб-Мардуком и опять выступили против завоевателей. Синахериб разгромил их в исключительно ожесточенном сражении при Халуле на Тигре. Опустошив Элам, он в 689 г. до Р.Х. подступил к Вавилону и потребовал его сдачи. Граждане отказались, и город в третий раз был взят штурмом. Ослепленный гневом, Синахериб приказал стереть Вавилон с лица земли. Приказание его было в точности исполнено: солдаты сожгли и разрушили все, что можно было разрушить; затем русло Евфрата завалили обломками строений, и воды реки хлынули по городским руинам. Множество вавилонян было перебито, другие проданы в рабство. Лишь немногие успели бежать в соседние страны. Истукан Бела-Мардука, главного бога Вавилона, увезли в качестве трофея в Ашшур. Место, где в течение многих веков располагался один из красивейших и богатейших городов Востока, превратилось в болото.

Впрочем, Синахерибу был также уготован печальный конец. В 681 г. до Р.Х. он приехал для молитвы в храм Нисроха и здесь был убит своими старшими сыновьями. Но заполучить власть путем отцеубийства принцам не удалось. Младший сын Синахериба, решительный и хитрый Асархедон, подавил мятеж братьев и сам захватил престол.

                15. Последнее пророчество Исаии

Мы не знаем точной даты смерти пророка Исаии, но, скорее всего, он не пережил Синахериба. Ясность мысли и поразительная сила слова не покидали его до самого конца. Незадолго до своей кончины Исаия имел от Бога удивительное пророчество. Оно относилось к далекому будущему и возвещало, как считают, грядущее царствование Мессии (Христа): «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море…»

«Священная Иудея» http://proza.ru/2010/07/14/189

Сирия, Палестина и Финикия http://proza.ru/2013/10/06/1576