АЛЛА

Александр Руденский
               
Все началось с простого вопроса ? А ты теперь куда?
Я посмотрел на Галину и задал себе тот же вопрос - Куда?

И сам себе мысленно ответил ? Никуда!. На сегодня все. Зачет сдан, а впереди длинный зимний вечер и полная свобода выбора, в лице одиночества и непонятно откуда -то вдруг взявшейся пустоты. Иногда так бывает, что когда что-то сделаешь, закончишь, вдруг ощущаешь пустоту. Как это все объяснить, что бы получился ответ на этот простой вопрос ? Куда? А надо ли объяснять все это. Все это пронеслось в голове и скрылось до поры до времени в укромную щель сознания. А я спокойно, немного в шутливой форме ответил: - Свободный, как ветер!
Девчонки сразу затараторили:

- Поехали с нами!

- Что ты забыл в своей гостинице? - Поехали.
- Мы едем в гости, там будет очень хорошо, не пожалеешь.
- Не раздумывай, едем. Там у них великолепная музыка, много интересных книг, какие ты любишь, знаю точно, тебе там понравиться.

Марина работала в издательстве Искусство. Она знала, что я люблю хорошие книги. Обычно на такое внезапное предложение следует вопрос - К кому? Куда? и другие не особенно важные подробности, так сказать информация без размышления. Но мое настроение в этот день несмотря на сданный зачет, было на таком низком уровне, что вся эта информация не имела для меня никакого существенного значения. Ехать или идти, но только не оставаться наедине с самим собой. Я ни о чем не стал расспрашивать, и мы отправились ловить такси. Всем хорошо известно, что это лучше всего получается у женщин. Очевидно таксисты к ним относятся с большим уважением, наверно сдачу не просят.
На мой вопрос, почему едем в гости с пустыми руками, я так не привык.
Последовал красноречивый ответ: - Там все есть и только нас не хватает.

А Марина тихо мне объяснила - Не волнуйся мы все, что нужно взяли, а ты у нас сегодня в гостях.
Девчонки, мои сокурсницы Галина, Лена и Марина в отличие от меня ? москвички. Они громко смеясь, переговаривались между собой.

- Он такой смешной этот Бельмондо.
- А ты что уже посмотрела этот фильм. Когда же ты успела? Мы сидим, занимаемся, можно сказать , ночами не спим, а она без нас в кино ходит.
- Знаешь что? Таким своим поведением, ты просто вызывающе себя ведешь. Что скажешь в свое оправдание? - сказала засмеявшись Маринка.  Мне всегда нравилась ее улыбка и своеобразный смех

- Успокойтесь, сейчас все объясню. Постараюсь в популярной форме. Для кино у меня есть рабочее время. Когда у нас туристы от экскурсий отказываются, они по магазинам бегают, мы быстренько в кинотеатр, что бы случайно начальству на глаза не попадаться. К счастью, на дневные сеансы можно купить билеты.


Водитель такси, молодой парень профессионально делал вид, что не интересуется разговором пассажиров и лишь изредка посматривал на Марину... Ехали недолго. Я не особенно обращал внимание куда едем. В окне мелькали огни рекламы, моргали трех-глазые светофоры, одни машины обгоняли нас, другие обгоняла наша. И весь этот железный поток мчался по вечернему городу опустошая улицы и наполняя дома.. Машина остановилась у перекрестка, загорелся зеленый свет, мы повернули налево, направо, еще раз и резко затормозив, остановились у подъезда дома.


- Ты, хотя бы знаешь где находишься ? путешественник? - рассмеялась Лена.
- Ну ладно, пошли, не отставайте, а то потеряетесь в последний момент. - Это уже Галина, которая и была главным инициатором этого путешествия в гости.


Когда поднимались по лестнице, лифт не работал, я понял, что неопределенная для меня вначале цель превращается в конкретный дом, конкретную квартиру. Это уже само по себе создает интерес и особое настроение, проще будет сказать, что мое настроение менялось в лучшую сторону. Почему так бывает. Вот тут и появилась мысль, что же это такое - нет настроения. Что же это за абстракция такая. Возможно, что у этого бывают разные причины или поводы. Почти всегда это ощущение пустоты, ничего не хочется делать, ни к чему не лежит душа и руки. Находится в таком состоянии долго нельзя. Пустота противоестественна природе человека.. Но все это подсказывает разум, а чувства, душа не хотят ему подчиняться. Они существуют по своим неписанным законам..., порой вопреки логике. Это та душа, которая определяет и наше моральное состояние и наш духовный мир.... И та, которая порой и в пятки уходит.


Ну а мое состояние в последнее время, прямо скажем, было не самым идеальным. Очевидно виной всему мои домашние дела, а может быть и не только домашние и не только дела. Когда в подобном состоянии нахожусь дома ? слушаю музыку. Слушаю... слушаю... слушаю... Музыка успокаивает, создает необходимое настроение. Когда звучит музыка ? нет одиночества. Быть одному страшно, но еще страшнее ощущать одиночество среди людей.


Что-то громко зазвенело над головой. Это мы поднялись на шестой этаж и Галина нажала на кнопку звонка. Дверь открылась и невысокая молодая женщина, улыбаясь, пригласила нас в квартиру.
Жилье современного человека заявляло о себе теплом, светом и ароматными запахами кухни. Мы начали раздеваться, а Галина прямо в шубе влетела в комнату и мы услыхали ее голос:


- " Вот и мы, нас трое и еще один. Прошу его жаловать, он из Киева, а влюбляться не обязательно и так обойдется ". - и рассмеялась своим звонким заразительным смехом.
- " Еще один, относиться ко мне" - Сказал я, входя в комнату. " Мое имя Александр, и я в самом деле из Киева ".


Последнее время попадая в незнакомую обстановку я заметил, что обращаю внимание на то, что собой представляет квартира. Неодушевленные предметы порою могут рассказать о тех, кому они принадлежат очень много, о привычках, вкусах, интересах, увлечениях и даже о характере. Эту мысль можно было бы развивать и дальше, но для этого понадобилось бы много времени, а мне как раз не хотелось бы отвлекаться от реальной обстановки в которую я неожиданно попал.

 Первое, что я ощутил - это чувство уюта

 Да, да - именно ощутил, как ощущают заботу, ласку, тепло. Все в этом доме было проникнуто уютом и простым человеческим теплом. Элегантность сочеталась с скромностью, чистота с легким беспорядком, любовь к литературе и увлечение книгами по искусству с коллекционированием, как ни странно, старинных фарфоровых масленок. Вся обстановка вокруг тебя располагала к отдыху. У меня появилось чувство радости, что этот вечер проведу в этом доме, в компании симпатичных мне людей.

 В комнате кроме нас, только что прибывших, уже находились двое молодых мужчин в возрасте около тридцати, они сидели на тахте напротив. Один из них Федор - муж Светланы - хозяйки, открывшей нам двери, второй - его сослуживец Виктор. В углу, возле окна в большом кресле расположилась подруга Светланы, высокая, светловолосая, с большими грустными глазами девушка. Она читала томик чьих то стихов. Ее имени я не расслышал., а переспросить почему то постеснялся. Заглянув в смежную комнату, где, как я понял находился младший представитель семьи, Галина спросила: - Что уже спит? И получив утвердительный ответ, забрав с собой Марину скрылась на кухне. Через закрытую дверь в комнату доносился их разговор, смех, звон посуды.

Федор начал обсуждать с присутствующими в комнате включать телевизор или нет, а я вышел на кухню посмотреть, что там делается. Светлана решила угощать гостей обилием разных холодных и горячих закусок и таким образом обойтись без трудоемкого и длительного процесса готовить горячее. Запеченные в булочках сосиски были уже готовы, а бутерброды с сыром клались в духовку. - " Через десять минут они будут  готовы" - сказала Светлана. Салаты со свеклы с черносливом, моркови с майонезом и капусты уже стояли готовые.

- Руки чистые? ? это Галина ко мне. - Бери открывай сайру и икру, только не перепутай, нужна заморская, видишь вон та, кабачковая.
- Все! - сказала Света, вытирая руки. - Осталось размешать салат оливье и будем садится за стол.

Я вызвал Галину в коридор и попробовал выяснить, что будем отмечать. Оказалось, что Света у себя на работе полгода назад получила эту двух комнатную квартиру и сейчас решили, как бы сделать небольшое новоселье. Через пять минут мы все уже сидели за столом.

Невысокий, почти журнальный, он благодаря нехитрому механизму, работе домашнего изобретателя ? рационализатора был не слишком высоким для сидящих в креслах и на диване и не слишком низким для сидящих на стульях. Все было очень симпатично. 

- А где шампанское, забыли? - воскликнула Светлана войдя в комнату и окинув стол внимательным хозяйским взглядом.

Над столом проплыло, принесенное ею блюдо распространяя запах запеченного сыра.

- Шампанское на балконе, выдерживается на морозоустойчивость, подадим прямо со льда. - и Федор отправился на балкон.

Первый тост за хозяев и гостеприимный дом, к которому друзья не будут забывать дорогу, был принят с энтузиазмом. Вспотевшие от холодного шампанского бокалы, манили к себе, обещая утолить любую жажду. Все присутствующие, кроме меня, в большей или меньшей степени знали друг друга и не забывая о еде, оживленно обменивались свежими новостями. До моего сознания долетали отдельные фразы.

- Они опять выиграли в лотерею, а что делать с выигрышем не знают. Им всегда везет.
- Андрею предлагают на выбор одну из двух путевок, в Болгарию летом, или зимой в Терскол, а он хочет и туда, и туда.
- Леша получил квартиру на Преображенке рядом со станцией метро, занят ремонтом , давно не виделись.
- Витька наш в армии всего три месяца, а мама к нему уже три раза ездила, хорошо, что попал в Тулу.
- Купила финские сапоги, а они не лезут. Так обидно, придется продавать.
- Какой размер? Если подойдут, я у тебя заберу, мне очень нужны.
- У нас клуб книголюбов организовали, собрали взносы, обещали, что будут книги привозить, только наши сомневаются.
- А у меня сестра собирает макулатуру, разные журналы, хочет сыну " Десять раз спустя " по абонементу купить.

Атмосфера за столом была совершенно естественная, непринужденная. Такая, когда можно расслабиться и не думать о том, что нужно контролировать свое поведение, слова, действия. В такой атмосфере становишься самим собой. Маринка рассказывала, как они перед Новым годом с группой сотрудников ездили в Ясную Поляну, Галина о том, что в Доме Дружбы Народов открылась выставка офортов Гойи и хочет туда сходить. . Вдруг Светлана восторженным голосом заявила: - Ой девчонки, мы с Федором вчера купили пластинку "Зеркало души " Пугачёвой.

- Что свободно купили?
- Да нет, случайно и так смешно получилось. Мы зашли в Дом Книги на Калининском купить новый путеводитель по Третьяковке. Федор пошел в кассу выбивать чек, а в это время начали продавать эту пластинку. Я увидела и бросилась к нему в очередь, он сразу и выбил чеки за книгу и за пластинку.

Расхватали ее моментально

- Что же ты молчала, поставь послушать. - стала просить Лена.
- Конечно поставь. - подхватили остальные.

Слушали молча, даже перестали есть. Закончилась пластинка.

Тишину нарушил Виктор:

- Представляете, у нас в отделе тоже все помешались на Пугачёвой. У всей нашей молодежи сейчас одно желание, попасть на ее январский концерт.
- Ты говоришь у молодежи, а мы со Светиком шли на днях мимо Театра Эстрады , где она выступала и там стояли далеко не молодые и мужчины и женщины и за полтора часа до концерта спрашивали лишний билет. Правда Свет? Сколько тогда было, часов шесть, мы шли в садик за Димой. А концерт начинается в семь тридцать.
- Я еще тогда удивилась. Зима, холодно, а они за полтора часа до начала стоят и у всех прохожих спрашивают. Ну кто, скажите, приходит на концерт за полтора часа, да еще с лишним билетом.
- А я обратил внимание, что они все какие-то радостные, праздничные.
- Вот это и есть настоящий аншлаг, а не искусственный, когда все билеты проданы, а в зале пустые места. Аншлаг и все. На всех ее концертах всегда так.
- В этом нет ничего удивительного, - добавил я - скорее это все естественно.
- Что естественно, - подозрительно переспросил Виктор, - То, что все хотят попасть на ее концерт, или, что все билеты проданы?
- И то и другое, - ответил я. Хотя то, что все билеты проданы есть следствие того, что все хотят попасть на ее концерт. Чему тут удивляться. Она молодая, тексты ее песен, мелодии современны, полностью соответствуют духу сегодняшнего дня, выражают многое, что чувствуют и переживают ее слушатели, то есть мы с вами и при этом свободно ведет себя на сцене. И при этом она красивая.

 

После этих моих слов, Марина очень внимательно на меня посмотрела, как бы говоря, с чего бы это
Я немного смутился и постарался сгладить такой эффект: "Так считают многие мужчины, вкусы бывают разные".

- Но вы не забывайте, что сейчас пойти на премьеру в театр, на концерт популярного артиста, модного ансамбля стало престижно. А билеты как продают? Просто пойти купить билет в кассе на спектакль, который ты хочешь, невозможно. Теперь их распространяют. Продавать с нагрузкой официально запрещено, а распространять комплектами можно. Распространяют по организациям, при этом на один дефицитный, в лучшем случае один в нагрузку. Вот и получается, что кто не смог купить билет, покупают их с рук перед началом, если повезет. Но это тогда, когда имеющие эти билеты пойдут их продавать, в худшем случае, все билеты проданы, а места пустые. Мы видели такое.
- Это точно! - оживился Виктор, - Я однажды купил билет в Современник , даже не поверите где, у Малого театра, у меня там свидание было. До начала оставалось 15 минут. Поймали такси и едва успели.

Я рассмеялся.
- Ты что не веришь? - обиженно спросил Виктор.
- Почему ты решил, что я не верю. Просто я представил эту ситуацию, спрашивают билетик в Малый на Короля Лира, там Виктор Павлов потрясающе играл шута, а в ответ говорят, в Малый нет, но можем предложить замену, в Современник. Никто не верит, думают, что шутят.

В это время на кухне раздался свист. - "Ой это чайник!" - Светлана вскочила из-за стола и умчалась на кухню. Марина тоже встала, медленно прикурила сигарету и вышла на балкон. А меня почему-то потянуло вернуться к разговору о Пугачёвой после "Зеркала души":

- Сегодня на нашей эстраде Пугачёва явление не однозначное и подходить к ней с обычными, привычными мерками не имеет смысла. Она превратила обыкновенный эстрадный концерт в событие, в целенаправленный спектакль, и если в телевизионном выступлении это прозвучало не так ярко - убедительно, то в концертном зале перед нами настоящий театр Алла Пугачёва, хотя так его еще никто не называет.
- Мне кажется, дело не в том какая она, как и что, А в том, о чем она поет и как она поет. И тогда становится понятно, почему ее песням любые возрасты покорны. - Это уже Лена, поднявшись с тахты, отчеканивая каждое слово, произнесла свой монолог и опустилась обратно на тахту, отпив немного вина из бокала и посмотрела на нас, как бы приглашая к разговору..

Вот и началось... очевидно, что пластинка на всех подействовала

Первым высказался Виктор:

 - Что же такое особенное она поет, хотел бы я узнать. Все могут короли, все могут короли. Эти ее короли порядком уже надоели.

Лена не выдержала и передразнила его: - Надоели, надоели. А думать тебе не надоело. Подумай, короли все могут, на то они и короли. Но вот жениться по любви не может ни один король. Ты как хочешь жениться ? по любви? Она поет о том, что самое сложное жениться по любви. По люб.. ви! ? произнесла она по слогам. Понимаешь это? Все бабы на земле мечтают о любви, да и вы мужчины тоже. И что бы это была не иллюзия, не расчет, а настоящая любовь и до и после свадьбы. А то у вас все очень просто стало.

- Невесты все хороши, а откуда берутся плохие жены? -Это с балкона Марина, передразнивая мужчин.  От туда же, где берутся плохие мужья. Цветы, внимание, до того, а потом куда деваются ваши цветы, внимание, любовь, лежат в холодильнике до 8 марта?...

 ... Не получив ответа, продолжала:

 - Я ехала вчера в метро, было часов одиннадцать вечера. Напротив сидела пара, лет пятидесяти семи, может немного старше, у нее из под шапки выбивались седые волосы. И надо же.... они целовались, ..... нежно так, ....ласково, как бывает в молодости. Народу в вагоне было немного, но все кто на них смотрел, по доброму улыбались. Честно,..это было так красиво, .. не вульгарно. Мне даже чуть чуть завидно стало, жить вместе много лет и не растерять свою любовь, нежность, ласку.

- Много захотела, - остановила ее Лена. - Нежность, ласку через десять, двадцать лет, а через месяц - два хорошей драки, слез, бессонных ночей в ожидании милого, не хочешь?
- Знаешь что, Ленка, ты моя дорогая, Я такого не хочу, надеюсь и ты тоже.
- Да, такое, к сожалению, тоже бывает. ? выдавил из себя Виктор, опустив голову и прикуривая сигарету. Он хотел остаться в комнате курить, но Лена выгнала его на балкон, где он сменил Марину.
- Вот про все это, про нашу жизнь не королевскую, про ожидания весь день не отходя от двери, про любовь, надежду и про многое другое она и поет.
У Чюрлениса есть картина, на которой изображена фантастическая арфа, струны которой нежно перебирает рука ветра. А может быть это вовсе не ветер, а вдохновенная рука певца. Когда Пугачева поет "Сонет", "Приезжай", "Не отрекаются любя", мне кажется, что это ее нежная рука касается струн моей души. У Меня в эти моменты появляются слезы.

 

Есть такие стихи:

 

Так ангел ветхого завета
Нашел соперника под стать,
Как арфа, он сжимал атлета,
Которого любая жила
Струною ангелу служила,
Чтоб схваткой гимн на ней сыграть.....



Когда Марина закончила читать стихи, это был Рильке, никто не проронил ни одного слова. Молчание нарушил вернувшийся Виктор:

- А с виду, я бы не сказал, что ты такая чувствительная.

Это он Марине. И при этом, как будто за что то извиняясь, примирительно улыбнулся.

- Надо всегда знать и понимать, как прикасаться к струнам души, особенно женским, они нежные и хрупкие, могут не выдержать. - Ответила она Виктору, взяла сигарету и вышла на балкон. Щеки у нее горели румянцем.

Я поймал себя на мысли, что мне нравиться, когда она от возбуждения, вдруг покрывается этим румянцем, в такие минуты она становится особо желанной.
И мне вспомнился рассказ одного экскурсовода в музее у картины "Аллегория" итальянского художника . На ней изображен момент посвящения Венерой Вакханки в таинства любви. Венера передает тонкий хрустальный шар, внутри которого Амур, как бы говорящий, что Любовь, как этот Шар должна быть чиста и прозрачна, но достаточно одного, неискреннего дыхания, и он, этот шар помутнеет - Любви нужна чистота. Достаточно одного неосторожного ? неловкого движения, жеста, поступка и шар разлетится - Любви нужна нежность, забота и внимание. Береги эту свою любовь, она в твоих собственных руках. Никому не доверяй этот волшебный шар - мир твоей любви.

Дверь на балкон оставалась немного открытой, в проеме на фоне темного неба отчетливо виднелась фигура Марины: на фоне темного неба, ее красное платье. Как часто мы боимся проявить свои чувства, делаем специально равнодушный вид, безразличное лицо, стесняемся, только непонятно кого, стараемся поскорее залезть в свой спасительный панцирь, что бы укрыться от всех внешних и самое главное внутренних бурь. Но когда вдруг этот панцирь разлетается, мы оказываемся беспомощными, беззащитными, легкоранимыми, не привыкшими обращаться со своими чувствами. От кого мы их прячем, наши чувства. От самих себя? Наверно мы их бережем на будущее, чтобы было больше. Но когда приходит это будущее, оказывается, что мы вообще разучились пользоваться своими чувствами, вообще чувствовать. Мы перестаем пользоваться не только своими чувствами, но и перестаем при этом частенько пользоваться своей совестью, наверно, что бы она была чиста, не будучи в употреблении.

И мне вспомнились строки:

Как мелки с жизнью наши споры,
Как круто, то, что против нас!
Когда б мы поддались напору
Стихии ищущей простора,
Мы выросли бы во сто раз.

Светлана с помощью гостей начала убирать посуду и на месте тарелок стали появляться чашки. Все немного отвлеклись от разговора, каждый был чем-то занят и думал о чем-то своем. Галина пересматривала пластинки. Резко повернувшись к нам, оставшимся в комнате, она спросила :

 - Танцевать будете?.... и не дождавшись никакого ответа, ответила сама: - Значит нет.

Она продолжала рассматривать пластинки, но вот выбрала одну из них. Щелкнул авто-пуск и по комнате тихо поплыли звуки мелодии. Гитара звучала немного грустно:

           Мне нравится, что вы больны не мной,
        Мне нравится, что я больна не вами,
        Что никогда тяжелый шар земной
        Не уплывет под нашими ногами.....
Федор поднялся и отложил сигарету, которую держал в руках, собираясь прикурить...


- Вот опять Пугачёва. Там, что других пластинок нет?!..
- Нет. А если и есть то все не то, чего бы хотелось сейчас. Пусть уже она весь вечер сегодня будет с нами.
            Друзей моих прекрасные черты
            Появятся и растворятся снова.

Невольно вспомнился кинофильм, когда они сидели возле новогоднего стола, он слушал, как она пела. Очевидно,           что - то подобное вспомнила Светлана, войдя в комнату она с грустью сказала:
- Жаль, что мы елку уже разобрали, было бы, как у них на Новый год.


- Да, " Ирония судьбы" всем понравилась. - сказал Виктор возвращаясь в комнату и устраиваясь в кресле.
- А песни из кинофильма, они уже живут самостоятельной жизнью. Уже тогда Пугачёва заявила о себе еще раз, как о большом мастере. Песни полностью в контексте  сюжета фильма, и тем сложнее была ее задача точно попасть в эти образы, создать уникальную атмосферу, найти точное соответствие тексту в звуковых образах.
- Еще бы! Без этих песен фильм представить не возможно.
- Раньше в 19 веке композиторы специально писали музыку для мелодекламации, к конкретным стихотворениям. Представляете, музыка написанная специально для чтения поэзии, не романсов, а поэзии. Вот здорово! ? и Марина заулыбалась, глядя куда-то ввысь, в небо. Улыбалась звездам.
Тучи ушли и чистое небо было усеяно звездами. Зимнее звездное московское небо. В наступившей тишине стало слышно, как игла скользит по диску. Эти ее песни сейчас уже неотделимы от фильма. Фильм без них уже не возможен, хотя эти песни с удовольствием слушаем отдельно, но сразу вспоминается фильм.


- Этот ярлычок - Песни из телефильма "Ирония судьбы" - служит хорошей рекламой, хотя именно в рекламе они не нуждаются. Ну а реклама, теперь все знают, двигатель торговли и не только торговли - сострила Лена.


У нее очевидно свои счеты и с рекламой, и с торговлей.


- Черт с ней , с этой вашей рекламой. Если кто-то что-то и рекламировал, то это Пугачёва  и кинофильм про-рекламировали то, что никогда и ни в какой рекламе не нуждалось - это замечательная поэзия Марины Цветаевой, Белы Ахмадулиной, Евгения Евтушенко.  - не выдержала Марина.

 

Она за весь вечер почти ничего не пила. Ее бокал с шампанским наполовину полный так и остался стоять рядом с чашкой чая, но вот курит она много и при этом внимательно следит за разговором или за чем то еще.


- Ты не кипятись - меня тронула ее обида за поэзию. - В главном ты права, но они не стремились рекламировать таким образом ни поэзию, ни фильм. В нем все взаимосвязано и служит одной цели. Эта замечательная поэзия, своей глубиной и философичностью, эстетизмом, в состоянии разбудить, тронуть и зажечь любую душу. Но Пугачёвой нужен большой огонь, тлеть маленьким огоньком она не способна, не умеет. У нее есть потребность в бушующем пламени страстей. Сильные чувства, эмоции, страсти царят в ее душе - ее песнях. Когда будете на ее концерте, обратите внимание на ее лицо и жесты. Перед вами ее нервы, ее душа. Они обнажены, натянуты, они живут и трепещут у вас на глазах. Она поет каждую песню, как бы на пределе, отдавая силы песне ? зрителю. Где она берет силы ? энергию для каждой следующей песни, для каждого следующего выхода на сцену не понятно. Очень точно назвали эту пластинку Зеркало души.
- Но зеркало само по себе может отражать и пустоту, и холод, на то оно и зеркало ? начал возражать Виктор.
- Ты прав, конечно может. Но это сразу заметно, особенно в песне. Я надеюсь, что ты сможешь разобраться где лед, а где пламя. Лена судит справедливо - Это Зеркало ее души.., возможно моей, вашей. Но это только при условии, что она у нас есть. Если мы не настолько огрубели, что бы не  перестать вовсе чувствовать, страдать, надеяться, ревновать и все же любить. Или все это уже вышло из моды. Места в троллейбусе, трамвае мы давно уже перестали уступать, что следующее мы перестанем делать!?
- О какой душе ты говорил? - поинтересовалась Светлана, появившись из кухни с большим подносом в руках. На нем величественно восседал пузатый чайник, разрисованный маками, стояли вазочки с вареньем и пирожными.
- Конечно не о той, - ответил я - о которой молился один нерадивый монах - "Господи, если ты есть, спаси мою душу если она есть". Нашу душу, самих себя, можем спасти только мы сами, и только сами, за нас это никто и никак не сделает, как бы нам этого ни хотелось.
- А если кто-то смотрит на мир иначе, иначе чувствует, чем ты, чем она, ее герои, что тогда? - спросила Светлана, разливая чай в чашки и внимательно посмотрела на мужа.
- Да, чувствовать, переживать, ощущать можно по разному, у всех это очень индивидуально, как и любовь. Приходится иногда слышать, что любит так, что на руках носит, а другие говорят ? Бьет, значит любит. Кто прав? Там где присутствуют человеческие чувства, эмоции там всегда будет много мнений. Но даже если еще не испытал таких чувств и тех эмоций о которых она поет, не расслышал крика ее души или своей, то и тогда не сможешь остаться совсем равнодушным к этим ее переживаниям, они, как сама жизнь искрение и все равно достанут тебя. Ну это в том случае, конечно, если мы вообще в состоянии что либо чувствовать.
- Наверно, в самом деле, это так. Когда я слушал песню, где она поет ? "Я перестану ждать тебя"... - вспомнил нас, Света, как иногда стоял на площади и ждал тебя. Ты всегда любила встречаться на площадях, что бы было видно издалека..  Жду десять минут, двадцать, тебя все нет. Ты иногда опаздывала, а сама говорила, что ждать не любишь и ждать ни одной минуты не будешь.
- Точно. Все помнишь, было такое. - зарделась Светлана, но не от стеснения, а от чувства, что помнит, не забыл, вспоминает не со злом.
- Весь замерз, умом понимаю, надо уходить, уже не придет, не смогла, но сам себя уговариваю, вот уйду, а она и появиться.. Жду еще три троллейбуса, еще два, ну вот еще один, последний... Что это? ? спросил Федор и посмотрел на нас всех молчавших. И сам ответил ? Мне кажется, что это наша надежда, нежелание согласиться с обстоятельствами, попытка обмануть их, дать ей шанс, спасти надежду - " Я перестану ждать тебя, А ты придешь совсем внезапно ".
Увы, именно она, надежда, спасала многих и многое на нашей земле и наверно всегда будет спасать, надо только ее не предавать. Вероятнее всего, Федор именно эту мысль хотел выразить -. Любовь и надежда, они всегда рядом, они неразлучны, помогая друг другу, всегда спасают друг друга. Наступила тишина.

 Нарушить ее решила Галина, заявив утвердительно:

 - А что если ей просто повезло, нашла хорошие песни и разрабатывает теперь эту золотую жилу.

Пришлось отвечать Галине на ее утверждение.

- Во первых найти золотоносную жилу значительно труднее, чем ее разрабатывать, надо чтобы она заслуживала внимание, надо, что бы песни стали не просто популярными, а превратились в настоящие хиты, полюбились. Второе, что она ищет именно свои песни, те которые во всех отношениях ее и только ее. И не только ищет, но и находит. Чего стоит только "Сонет Шекспира".
- Конечно ей хорошо, для нее специально композиторы и поэты пишут песни.- не унималась Галина.
- И правильно делают. Поэт и композитор вкладывают в песню определенный смысл, содержание, конкретную мысль.        А  Пугачёва все это великолепно умеет сохранить и передать, добавив песне свой неподражаемый артистизм. Так как она, ее песни никто не в состоянии исполнить. Сколько есть на сегодняшний день песен, которые запомнились только благодаря музыке. Пустые, ничего не говорящие слова этих песен вызывают досаду и удивление.
- Знаете, есть и такие, которые не спасает даже музыка - смеется Марина.
- Все что было не со мной, помню. - Это она вспомнила слова одной такой песни. - Помните, иногда говорят, что кинофильм не спасли даже известные актеры, в театре бывает тоже самое. Актеры иногда говорят, что роль у них была второстепенная, не интересная. Хотя бывают актеры, которые незначительную, не интересную роль превращают в шедевр. Но в театре и кино актер далеко не всегда может выбрать себе роль сам. Но на эстраде никто не заставляет тебя петь то, что тебе не подходит, не соответствует, к чему не лежит твоя душа. - Но все же поют. И еще как поют. - это опять Марина.
- Что же делает Пугачёва? Она ищет только свое. Ей не безразлично что петь, не безразлично что говорить своему зрителю. Когда знает что сказать, ищет, как это сделать. Очевидно ее не могут устроить песни типа  - " Сняла решительно пиджак наброшенный, Казаться гордою хватило сил"... - Вдумайтесь в эти слова, не быть гордою, а только казаться, такой себе немного ханжеский вариант напоминает.

Женская половина присутствующих набросилась на меня. Они обиделись, что женскую гордость назвал ханжеством.

Пришлось объяснятся

- Но здесь не гордость, достойная уважения, здесь некоторое лицемерие, - только казаться гордою. Ханжа тем и отличается от истинного, что только изображает, то, что должно быть в душе. Не истинная вера, а только подобие - набожность, не истинная добродетель, а показная, , скрывающая порок, не нравственность, а только выполнение требований условности и внешнего этикета изображающего нравственность. У Льва Толстого в  Крейцеровой сонате  персонаж говорит, что он нравственный человек и живет, как все люди его круга. О том, что образ жизни его круга и его самого аморален, он понял слишком поздно. В этом вопросе поговорка - Лучше позже, чем никогда, никак не подходит. Нравственность нам кричит - Лучше раньше, для нас всех это лучше. У всех у нас растут или будут расти дети и упаси воспитать их лицемерами. Кстати, Пугачёвой больше всего достается именно от воинствующего ханжества и лицемеров. Именно им не правиться, как она выглядит, как одета, как ведет себя.
- Верно! Убедил. Ты прав, дай поцелую тебя за это. - бросилась ко мне Галина.
- В самом деле многое о чем ты говорил есть в ее песнях. Почему же мы не должны верить душе, которая не рядится в прогнившие одежки лицемерия, которая сама идет открытой нам навстречу, ей, которая, как с луковицы, снимает с нас наши сто одежек черствости, бездушности. Она у нас на глазах страдает, плачет и при этом чистит нас, чистит.... Медленно, постепенно, мы тоже начинаем переживать вместе с ней. Отвыкнув чувствовать, мы не сразу ощущаем ее воздействие. Я тоже не сразу понял, не сразу почувствовал, но когда дошло, скажу честно, иначе стал смотреть на многие явления вокруг, на себя, на свои поступки. Спасибо ей за это. И мне хочется ответить Галине на ее вопрос о везении. Она наша сверстница, наша современница. Повезло и ей и нам ? она поет, мы слушаем. А о себе она сказала вполне определенно одной своей песней.
Я посмотрел на Марину, она была ближе всех к проигрывателю

- Поставь пожалуйста Песенку про меня, слушайте.

Комната наполнилась ее голосом. Все молчали. Говорить больше ни о чем не хотелось. Ведь было сказано когда то - Имеющий уши, да услышит. Мы все, совершенно все, так же как и она ждем свое счастье. Кто-то уже нашел, у других это впереди. Ну а если мы чего-то не поняли, значит еще не пришел нас час. Закончилась песня и через некоторое время все начали расходится по домам. Светлана вышла нас провожать, приглашала приходить и не забывать их скромную семейную обитель. В гостиницу Академическую на Ленинском проспекте я попал очень поздно и долго не мог заснуть. А утром меня разбудил телефонный звонок.

- Привет! Ты уже проснулся?- услышал я голос Галины. Это я попросил ее меня разбудить, что бы не проспать на занятия.
- Смотри не опаздывай. Я уже собирался повесить трубку, когда вспомнил:
- Галя, а как зовут ту девушку, подругу Светланы?
- Что понравилась?....Алла!  А ты что не знал?

Не отвечая, я повесил трубку... Алла!... Какое красивое имя.



                Москва. Январь 1979 года.