Встреча

Наталья Телегина
- Девочки, разбирайте костюмы. Сейчас второклассники мерять придут.

Таня подходит к столу, на котором сложены пакеты с юбочками и трусиками для маленьких  гимнасток, и берет из стопки один из них. Скоро будет районный смотр художественной самодеятельности. Старшеклассницы шьют себе костюмы для выступлений сами, и ещё помогают доделать наряды маленьким участникам.

Таня уже в десятом. У них всё по взрослому – шьют платья для народного танца, ярко-желтые, по рукавам и низу будут ряды из разноцветной тесьмы семи сортов. Осталось доделать немного. Головные уборы уже готовы. Мальчики на своих уроках труда сверлили дырки в железных кружочках, чтобы их было можно нашить на налобные повязки и нагрудники. В танце всё это лихо звенит, добавляя задора исполнительницам, которые и без того танцуют с удовольствием. Номер у них весёлый и заводной, его ставил руководитель кружка – Александр Борисович. Два раза в неделю он приходит со своей основной работы, чтобы заниматься с девочками из десятых классов. Работа у него замечательная – профессионально танцевать в известном ансамбле народного танца, гастролирующего даже за границей. Александр Борисович интересный, не старый и не сердитый. Хотя немного строгий, и расстраивается, когда девочки не стараются.

К Тане у него особое отношение. Однажды он принес фотоаппарат и попросил разрешения сфотографировать её у квадратной колонны, отделяющей фойе от коридора. Таня не поняла, для чего ему это, но сфотографироваться согласилась. Портрет ученицы в шубе из искусственного меха на бежевом фоне. Хотя фото всё равно черно-белое.

Таня разворачивает пакет с одёжкой, которую надо будет подгонять под размер малышки. Вот бирка с фамилией и классом. «Лена К., второй «А». Что-что?
Она читает ещё раз – не может быть. На бирке стоит её, Танина фамилия.

Она у них с мамой редкая. Людей с такой фамилией в их городе, может быть, всего два-три человека, и то вряд ли. Поэтому Тане сразу становится ясно – ну да, это она. Папина дочка, Лена. После развода с мамой он женился, это была скандальная история. Когда он стал встречаться с мамой Лены, та еще школу заканчивала, то есть была такая, как сейчас Таня. Почти сразу после десятого эта женщина вышла за папу замуж. Но прожили вместе они недолго. Теперь папы нет в городе, он очень далеко. Его бывшая вторая жена вышла ещё раз замуж, поменяла фамилию, и её муж хотел усыновить Лену. Но папа не позволил, и девочка осталась на его фамилии. И теперь придёт на перемене мерять костюм для выступления.  Придёт не к кому-нибудь, а к Тане.
Мама говорила, что сестрёнке 8 лет, но Таня не знала, что Лена учится в её школе. Хотя ничего удивительного – они живут в одном микрорайоне. Интересно посмотреть, какая она.
                -------------------------------

Таня единственная девочка из танцевального коллектива, которой тоже надо идти на трамвайную остановку. Когда она училась шестом классе, они переехали подальше от школы. Недалеко, но две остановки проехать надо. Александру Борисовичу наоборот, ехать на другой конец города. Из всех маршрутов ему подходит только один, номер три. «Тройка» ходит очень редко, иногда надо пропустить пять или шесть трамваев других номеров, чтобы её дождаться. Таня ждёт  с ним за компанию, хотя ей подходит любой трамвай – руководитель сам просил её об этом пару раз, а потом вошло в привычку.
С Александром Борисовичем интересно – он взрослый, не городит всякую чушь, как мальчишки, много ездил и видел. Они с Таней часто говорят об индийских танцах.   Она очень увлечена культурой Индии, много о ней читает и  ходит в кино на смешные фильмы только потому, что в них можно прикоснуться к аромату этой страны. Все смотрят на знойных артистов, а Таня – на древние здания и ландшафты, на то, как украшен индийский дом к свадьбе, как закручено сари на танцовщице и расписаны её ладони.

На один фильм Таня ходила много раз потому, что в нём кульминационная драка героев происходит в заброшенном храме, в центре которого сидит необычный каменный Шива. Традиционно этот бог изображается многоруким, в короне, танцующим свой танец вращения Вселенной в центре сияющего колеса. Статуя в фильме совсем другая, это редкая трактовка образа бога индусов  – Шива-отшельник. Таня запоминает малейшие детали его позы, чтобы потом нарисовать такого Шиву, сидящего в позе лотоса на куске звериной шкуры. Волосы бога закручены в простой узел на макушке, глаза опущены вниз, губы спокойно улыбаются. Обычный двурукий мужчина-охотник в набедренной повязке и парой шнурков с амулетами на шее. Шива в медитации – одна рука лежит на колене, пальцы другой сложены на уровне груди в особом замыкании -  мудре.  Тане необычайно нравится такой Шива – грозный бог в состоянии покоя и аскетичном человеческом облике.  О том, что он воин, напоминает только копьё, прислонённое к стене. Таня запоминает, как выглядит его наконечник…

Александр Борисович рассказывал, что когда они были в Индии, его ансамбль участвовал в  концерте с местным коллективом. Танцоры познакомились и почти подружились. Когда прощались, он и одна индийская девушка решили сфотографироваться вместе.  Но не просто так, а приняв характерную для своего национального танца позу – он для русского, она – для индийского. Не репетируя заранее, спонтанно. Разом встали, а фотограф сразу – «щёлк». И было очень забавно, что оба застыли в совершенно одинаковом движении. Только кисти рук отличались, потому что танцовщица у них «разговаривает» каждым пальчиком, а Александр Борисович по русскому обыкновению просто открыл ладони.

- Наверное, вот так…
Таня показывает свою догадку прямо на остановке, без боязни поскользнуться на грязном месиве снега и земли, не обращая внимания на угрюмых сограждан. Руководитель смеётся.
- Точно. Ты молодец, Танюша.

Она бы с удовольствием ходила учиться индийским танцам. Но у них провинциальный город, и такой возможности нет. Вот в Москве, говорят, есть какие-то школы индийского танца. Можно было бы попросить Александра Борисовича. Он знает немного основу. Тане хочется научиться танцевать хотя бы самую простую разновидность  - катхак. Но попросить она стесняется. Всё-таки за занятия человек должен получать зарплату, и вообще, что же он будет с ней одной возиться.
                -                -----------------
Девчушки прибежали в кабинет труда минут через пять после звонка на перемену. Таня с интересом смотрит на малявок в чёрных фартучках.
- Как твоя фамилия? Девочки, у кого купальник Матвеевой Инны?

Понемногу пары находят другу друга – старшая и подшефная. Второклашки разбредаются по большому кабинету, снимают платьица…
- Лена? Иди сюда, вот твой костюм. Давай оденем?

Красивая какая. Волосы вьются. Наверное, как у её мамы. Говорили, что она блондинка с локонами, стройная и очень хорошенькая. Хотя у папы тоже волосы волнистые, и у Тани вились в детстве.
Таня смотрит в личико сестры. Похожа ли на папу? Кажется, нет. Круглые щечки, маленький нос. И глаза вроде бы не его. Хотя да, взгляд. Грустный и серьёзный. Взрослый.
У самой Тани глаза серые, как у мамы. У Леночки – карие. Не такие крепко-чайные, как у их папы, но карие.

- Вот так нигде не давит?
Девочка нахмуренно кивает. Бровки пушистые, но правильные, как нарисованные тонкой кистью. Наша девочка… Наши брови, эмоциональные. Повела, и всё понятно. Как хорошо, что никто не знает ничего. Это будет собственный танин секрет. Она даже маме не скажет. Зачем говорить. Ну, приходила ко мне сегодня Лена К., я ей костюм на смотр шью. Так вышло.  Опять вспомнит папу, начнутся нелестные разговоры…

- Ты сможешь на следующей перемене прибежать? Я юбочку вот тут доделаю, надо будет еще померять.
- Да…
Лена уходит. У неё пухлые ладные ножки, а у её одноклассниц в основном худые и кривенькие. У сестры круглые коленки, у Тани тоже такие. Она ещё не знает, что потом это будет нравиться её кавалерам.

Лена приходила потом еще несколько раз. Она даже стала улыбаться, увидев Таню. Не очень радостно, просто узнавая. Она стояла на примерке, опустив густые черные ресницы и думала о чём-то своём. Тоже узнаваемо… Характерная, себе на уме. Потом вспархивала, встрепенувшись, и убегала на первый этаж, где учились младшие классы.

Таня дорисовала своего Шиву на листе формата А3, раскрасила тушью и цветными карандашами.  Труднее всего было нарисовать тонким железным пером пальцы рук, чтобы были ровными.

После одной из последних репетиций Александр Борисович шёл с Таней до остановки необычно молчаливым и совсем не улыбался. Она тоже молчала, не понимая, почему у руководителя такое настроение. Мало ли может быть проблем у человека.
На остановке они стояли друг напротив друга, глядя по сторонам, а когда стало видно номер подходящего трамвая, Таня с улыбкой сказала:
- Ой, это «девятка»…
Александр Борисович, который смотрел мимо Тани куда-то в сторону, немного нахмурился и перевёл взгляд на её лицо.
- А тебе не всё равно, на чём ехать?
Таня пожала плечами. Конечно, ей подходит и «девятый»… Как хочет, сам же всегда просил его ждать.
-До свидания.
- До свидания.
Таня села в вагон и посмотрела на остановку. Руководитель стоял спиной, глядя в сторону конечной, откуда трамваи начинали движение. Больше Таня не стала ждать его после репетиций, и быстро уходила домой одна.

Смотр отгремел монистами, отшумел бестолковой суетой за кулисами, мелькнул апельсиновым подолом. Зацвела вишня, распускалась сирень. Впереди были экзамены.
Однажды Таня шла с консультации по геометрии и ела на ходу мороженое. Она глубоко погрузилась в свои мысли, разглядывая облака и кроны майских деревьев.

-Здравствуй, Танюша.

Она поняла, что с ней поздоровался кто-то встречный, только через несколько шагов. Мороженое побежало по руке растаявшей каплей, она очнулась от этого и растерянно оглянулась. Александр Борисович медленно уходил в сторону школы. Что-то ему там понадобилось, хотя репетиции давно прошли. Он не оглянулся. Наверное, подумал, что Таня просто не захотела с ним поздороваться.

Она накинула на плечо упавшее крыло белого фартука и пошла дальше. Туда, где стучали по рельсам трамваи.








-----------
Художник Станислав Плутенко