Дарите радость!

Валентина Кайль
МОИ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТАТЬЯНЫ ЭЙСНЕР, КОРРЕСПОНДЕНТКИ ЖУРНАЛА "НЕМЦЫ ИЗ РОССИИ".
       
       
- Немного грустно об этом говорить, но за плечами у тебя, Валентина, солидный временной отрезок. Наверное, можно уже попытаться подвести какие-то итоги. Мужчин обычно спрашивают про посаженные деревья, построенные дома и воспитанных сыновей. У тебя же, я думаю, есть и собственные критерии для оценки итогов прошедших лет.

 - Ну, вот, разговор с грустного начинается! Как в песне: «мы грустим, седину замечая...». По поводу этого негативного состояния души постараюсь внести некоторую ясность. Когда-то, заметив первую серебряную прядку, я огорчилась, но потом этот вопрос легко утрясла: в парфюмерной промышленности существует широкий ассортимент краски для волос!
Когда мне стукнуло 30 лет, я испугалась: «Ого, какая я уже старая!..», а когда исполнилось - 40, вдруг поняла, что «в 40 лет жизнь только начинается»!  В 50-летний юбилей я так устала, накрывая именинный стол (в школе — для коллег, для детей своего класса, затем дома — для семьи и друзей...), что решила никогда больше свои юбилеи не отмечать!
Но в 60 опять было много гостей! Подруга снимала на видео этот «грустный» праздник, где я сидела во главе стола —  печальная, строгая... Однако к цифре «60»  я скоро привыкла и просто перестала её замечать. Думаю, то же будет и цифрой «70»!
А если серьёзно... Дата, конечно, солидная. В жизни было всё:  и победы, и беды... Но светлых дней, всё-таки, - больше!
Не смотря на «мои года — моё богатство», я считаю, что мне рано подводить окончательные итоги! Человек, сколько живёт, столько учится. На своих ошибках — тоже. Опыт и мудрость приходят с годами. Что-то утрачено на жизненном пути... Что-то достигнуто... Приятно сознавать, что удалось реализовать многие свои способности, стремления. Радуюсь тому, что у меня любящие, заботливые дети, исключительно замечательные внуки, что есть верные друзья. Есть Литературное Общество, наконец, где я, может быть, стою в одном ряду с талантливыми авторами! Довольна тем, что за довольно короткий период времени смогла издать несколько сборников со своими литературными произведениями.
         
- Чего тебе еще хочется сделать, достичь в этой жизни?

- Хотелось бы достичь искреннего признания читателями моих творений. Признание того, что не зря я «кропала» стихи, писала для прессы очерки, статьи, рассказы о наших земляках... Хочется, чтобы мои внуки гордились своей бабушкой! В ближайшее время собираюсь выпустить ещё книгу,  может быть, даже две — материала скопилось достаточно.
         
- Ты — везучая? Что такое везение? А счастье? Ты счастлива?
 
- Я не исключаю того, что иногда большую роль может сыграть господин Великий Случай, но сказать, что в каких-то моих триумфах мне «просто повезло»,   не могу. Что такое везение? Помню, в Казахстане мой сосед по лестничной клетке - «горе-охотник» - прогулялся с ружьём на близлежащее солончаковое озерко и там случайно подстрелил жирного дикого гуся. «Дуракам везёт!» - довольно посмеивался сосед, не лишённый чувства юмора.  А мне, в основном, везло не «за просто так»! Всё достигалось кропотливым трудом и большим желанием придти к поставленной цели.
Я люблю и ценю жизнь. Умение радоваться каждому отпущенному мне дню, общению с дорогими мне людьми, умение находить во всём полную гармонию — это и есть моё счастье. Да, я счастливый человек. Счастливая мать, бабушка. И женским счастьем судьба меня не обделила. Меня любил прекрасный мужчина, чуткий, добрый, человек высокой нравственной культуры, мой дорогой Яков Кайль...
 
-  Как ты считаешь, когда лучше пишется: когда человек счастлив или когда что-то в жизни не складывается?

- Люди берутся за перо в разном состоянии. Когда хотят поделиться радостью или горем. Когда у меня случилось несчастье, не стало Якова, мне казалось, что я уже никогда не напишу ни строчки... Муж был всегда моим первым читателем, справедливым и строгим редактором!
Но жизнь продолжалась. Благодаря творчеству, я вновь обрела почву под ногами. Но, наверное, мне пишется лучше, когда я счастлива...

- Что доставляет тебе радость? Как ты представляешь себе идеальный мир, в котором бы тебе было комфортно?

-   С детства я живу как бы в двойном мире — реальном и придуманном мною. В реальном мире живут реальные люди. Этот мир прекрасен, но жесток. В нём одновременно существуют созидание и разрушение, наряду с благополучием — страдания... А в моём воображаемом мире — полная гармония, покой, красота. Помню, моя коллега по школе, преподавательница  биологии, смеясь, говорила: «Как хочется иногда подобно страусу спрятать голову в песок, чтобы ничего не видеть и не слышать!»  Вот, и мне иногда хочется спрятаться в своей ракушке! Мне доставляет радость общение с людьми, которые воспринимают меня такой, какая я есть: смешливой и серьёзной, доброй и вспыльчивой, но отходчивой. С близкими по духу людьми мне комфортно. Недаром же говорят: «счастье — это, когда тебя понимают». Не терплю «вампиров», стремящихся всех подчинить только своим принципам и взглядам! Естественно, существуют законы, общепринятые правила, но человек, соблюдая их,  должен быть свободным. Ведь ещё древние философы, в частности,  Аристотель и Эпикур, под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развёртывание человеческой личности!

- Что тебе мешает жить?

- Мне ничто не мешает! Воспринимаю любую ситуацию трезво и ориентируюсь в ней, не ущемляя ни своей воли, ни своего кредо. 

- Если бы ты могла вернуться в молодость, что бы ты в своей жизни сделала по-другому?

- Ничего бы не сделала! Я считаю, что каждому из нас судьба предопределена заранее свыше. Всё, что должно случиться в жизни, не обойдёшь, не объедешь! Другой вопрос, как ты поведёшь себя в той или иной ситуации? Вот тут-то за тобой и наблюдают свыше: каков ты человек на самом деле — стоящий или полное ничтожество!

- Готова ли ты к роли «аксакальши» - поучительницы подрастающих поколений?

- В моём возрасте уже само собой так получается, что с высоты  жизненного опыта пытаешься поддержать добрым советом своих деток, внучат.
Но, как бы мы, старшее поколение, ни старались поучать молодёжь, дети всё равно повторят наши ошибки и совершат свои! Разве что, под неусыпным оком «аксакалов»  они поменьше шишек себе набьют!

- Ты — оптимистка?

- Да. Я оптимистка! Не только верю, но и знаю, что вслед за чёрной полосой неудач и переживаний обязательно наступают светлые, счастливые дни. Надо только прокладывать к ним дорогу; не ныть, не отчаиваться, когда  что-то получается не так, как хотелось бы.

- Что надо делать, чтобы не падать духом, всегда оставаться «на коне»?

- На такой вопрос ответишь не сразу... Каждый человек индивидуален. Один в неудачах, в беде теряется, отчаивается, раскисает. Другой же, сцепив зубы, ищет выход из жизненного лабиринта, из тупика. Притчу о лягушке, попавшей в горшок со сметаной, знают все!  В жизни всё изменяется, и не всегда — в худшую сторону.  А найти выход из безвыходного положения— это тоже счастье.

- Сколько же тебе лет не по паспорту, а на самом деле? На сколько ты себя чувствуешь?

- Вопрос совершенно напрасный! Женщине столько лет, на сколько она выглядит. Если я тебе кажусь моложе моих паспортных данных, то и слава Богу! Одно могу сказать, женщина в любом возрасте должна оставаться женщиной. Лишь бы здоровье не подвело. Я от всей души желаю своим читателям и коллегам по перу счастья и доброго здоровья. Дарите друг другу радость. Любите жизнь!


10.11.10.Лемго.



Книги В. Кайль можно заказать по тел. 05261-88796.