Дама с парохода

Галина Бэрэза
Дама  с  парохода.
В  этом  году  погода  в  сентябре  стоит  изумительная.  Тепло,  солнечно,  дождей  почти  нет.  Отличные  условия  для  созревания  помидор  и  сладкого  перца.  Цена  на  эти  овощи  установилась  довольно-таки  приемлемая  для  моего  бюджета,  и  я  решила  пойти  на  базар  закупить  помидоров  и  перца  для  засолки.  Добралась  до  рынка  и  пошла  по  рядам,  там,  где  торгуют  овощами.  Иду,  выбираю,  и  вдруг  слышу  знакомый  голос:
-Тётя  Галя,  а  я  вас  не  узнала.  Гляжу – стоит  передо  мной   изысканно  одетая  дама.  Думаю – умеют  же  люди  одеваться,  присмотрелась, а  это  вы.
Я  подняла  голову  и  посмотрела  на  говорившую.  Ею  оказалась  молодая  продавщица – хорошая  моя  знакомая.
-Спасибо  за  комплимент – отвечаю  ей.
-Нет,  правда,  вы  очень  просто  и  в  тоже  время  богато  одеты,  ну  как  «дама  с  парохода».
-Какая  дама  и  с  какого  парохода? – не  поняла  я  её.
-Когда  я  училась  в  институте  в  Одессе – стала  объяснять  мне  знакомая – мы  часто  с  подружками  бегали  на  причал  смотреть  приход  иностранных  пароходов.  Наблюдали  за тем,  как  пожилые  женщины,  вроде  вас,  сходили  по  трапу  на  набережную.  Они  были  так  же  одеты,  как  вы  сейчас.  Льняные  брюки  песочного  цвета  и  рубашка  на  выпуск  под  цвет  брюк  и  со  шляпой  из  рисовой  соломки  на  голове,  в  белых  босоножках.  И  мы  с  девчонками,  обсуждая  эти  смотрины,  приходили  к  единому  мнению,  что  эти  иностранки  умеют  красиво  одеваться – просто  и  элегантно.
Мне  было  приятно  слышать  такие  комплименты  в  свой  адрес,  и  в  то  же  время  больно.  Вся  моя  изысканная  одежда  куплена  в  палатках,  где  продают  секонд-хэнд.  Со  всего  мира  везут  к  нам  поношенные  вещи.  Куплю,  постираю,  отутюжу  и  одёжка  как  новая.  Сказать  правду  я  не  решилась.  Было  стыдно.  Дожила  до  седых  волос,  а  на  приличную  новую  одежду  нет  денег.  Сбережения  были,  но  они  осели  в  сбербанке,  и  скорей  всего,  за  время  оставшейся  мне  жизни  я  их  не  получу.  Выдавали  в  прошлом  году  по  одной  тысяче,  но,  по  закону  подлости,  мне  не  досталось – кончились  денежки  у  государства.  От  пенсии  ни  чего  не  остаётся,  еле  на  еду  хватает – тут  уж  не  до  новых  вещей.
Вспомнились  годы  после  войны.  Вспомнилось  как  нашей  семье (многодетной)  выдали  куски  парашютной  ткани,  и  мама  сшила  мне  платье.  Когда  платье  было  готово,  и  я  его  надела,  радости  моей  не  было  предела.  Крутилась  и  так  и  этак  перед  матерью,  сёстрами  и  весело  смеялась,  а  мама,  глядя  на  моё  веселье,  плакала.
-Проклятая  война  обездолила  вас,  сирот.  Лишила  радостей  детства – с  горечью  говорила  она.
Да,  тогда  было  голодное  и  холодное  время.  Для  нас,  детей,  любая  вещь,  полученная  нами,  была  в  радость – будь  то  конфета,  или  одежда  с  чужого  плеча,  и  даже  сухарь.  Но  это  было  после  страшной  войны.  Сейчас  войны  нет.  Мир  на  нашей  земле  уже  65-й год.  А  большинство  пенсионеров  живут  полуголодной  жизнью.  Почему  я  вынуждена  покупать  одежду,  бывшую  в  употреблении?  А  как  хочется  на  старости  лет  выглядеть  «дамой  с  парохода».

Галина Бэрэза 5ноября 2009г.