Полемика с Бердяевым

Елена Конюшкова
Реплика одного из моих рецензентов подвигла меня прочитать-перечитать некоторые статьи Бердяева и написать эти заметки.
Да, я писала на ту же извечную тему - о русском народе. И вроде бы есть немало общего между мыслями этого известного философа и моими рассуждениями. Но это - на первый взгляд.

Я не хочу здесь заниматься цитированием, это все же не реферат. В конце концов тексты Бердяева общедоступны. Я передаю лишь общий смысл.

Уточню еще, что данные заметки основаны на статьях Бердяева начала 20го века. Детально знакомиться со всем его творчеством не представляется мне возможным и не входит в мои задачи.

Бердяев - религиозный философ. И он подчеркивает, что исполнение божественного предназначения гораздо важнее благополучия как людей, так и народов. Идеалы гуманизма для него несущественны. Мне же такая точка зрения кажется не просто неверной, а чудовищной.
То есть согласно его утверждениям, что у России особая великая миссия, несопоставимая со значением иных народов, можно предположить, что в 20м веке она эту миссию исполнила. Или продолжает исполнять, не столь важно.
И все это море крови должно быть оправдано божественным предназначением?
Т.е. Бог хотел миру показать: не беритесь за переустройство мира по собственному разумению - будет еще хуже?
Я нисколько не сомневаюсь, что Бог вполне способен на это, у меня нет оснований подозревать его в гуманизме.
Но Человек разве может это оправдывать??!

Парадоксален Бердяев и в другом.
Он пишет о русском народе в таких выражениях, какие редкий русофоб решится использовать: ленивый, свинский, не дорос до понимания личности, покорный до полного неприличия... И т.д., и т.п.
И все эти определения русского народа, которые мне местами даже читать неловко, вполне сходят ему с рук. Как ни странно, но репутация у него скорее русофила, чем русофоба.
Да, он кое-где выражает симпатию к русскому народу, очевидно по принципу "любовь зла...".
Но разве это может сравниться с тем жестким анализом, которому он сей народ подвергает?!

Я не могла быть знакома с тем народом, о котором он писал. А тот народ, который я вижу сегодня, при всех его недостатках, все же в тех терминах я бы описывать не стала. Хотя, общие места, увы, просматриваются.
Учитывая, что мир становится все компактнее и общения между нациями все больше, получаем, что ассимиляция нам на пользу.
Но как-то все же тяжело думать, что Бердяев был прав и русский народ, в чистом, так сказать, виде представлял из себя столь неприглядную картину. Остается надеяться, что он все же чрезмерно сгустил краски. Возможно невольно.
Если относиться к жизни так же как он мистически, то можно предположить, что Бог порой намеренно толкает людей к неверным выводам и для того окружает их людьми определенного склада, мешая объективному анализу. Остается надеяться что так оно и было.

Некоторые цитаты из работ Бердяева (статьи указаны после цитат):

Россия - страна неслыханного сервилизма (мое примечание: раболепство,
прислужничество) и жуткой покорности, страна, лишенная сознания прав
личности и не защищающая достоинства личности

Россию почти невозможно сдвинуть с места, так она отяжелела, так инертна,
так ленива, так погружена в материю, так покорно мирится со своей жизнью.
Все наши сословия, наши почвенные слои: дворянство, купечество,
крестьянство, духовенство, чиновничество, - все не хотят и не любят
восхождения; все предпочитают оставаться в низинах, на равнине, быть "как
 все". Везде личность подавлена в органическом коллективе.

Русский дух хочет священного государства в абсолютном и готов мириться с
звериным государством в относительном. Он хочет святости в жизни
абсолютной, и только святость его пленяет, и он же готов мириться с грязью
 и низостью в жизни относительной

Недостаток мужественного характера и того закала личности, который на
 Западе вырабатывался рыцарством, - самый опасный недостаток русских

В России в силу религиозного ее характера, всегда устремленного к
 абсолютному и конечному, человеческое начало не может раскрыться в форме
 гуманизма, т. е. безрелигиозно

  из статьи «Душа России»

Всегда было слабо у русских сознание личных прав

Власть шири над русской душой порождает целый ряд русских качеств и
 русских недостатков. Русская лень, беспечность, недостаток инициативы,
 слабо развитое чувство ответственности с этим связаны.

 «О власти пространств над русскою душой»

На этой почве рождается недоверие, равнодушие и враждебное отношение к
 мысли, к идеям. На этой же почве рождается и давно известная слабость
 русской воли, русского характера.

Русские боятся греха мысли, даже когда они не признают уже никакого греха.
Русские все еще не поднялись до того сознания, что в живой, творческой
 мысли есть свет, преображающий стихию, пронизывающий тьму.

 «Об отношении русских к идеям»

Эта темная русская стихия реакционна в самом глубоком смысле слова. В ней
есть вечные мистические реакции против всякой культуры, против личного
начала, против прав и достоинства личности, против всяких ценностей. Эта
погруженность в стихию русской земли, эта опьяненность стихией, оргийное
ее переживание не совместимы ни с какой культурой ценностей, ни с каким
самосознанием личности. Тут антагонизм непримиримый. Всякое
идеализирование нередко у нас принимает форму упоенности русским бытом,
теплом самой русской грязи и сопровождается враждой ко всякому
восхождению.
      «Темное вино»

У русского человека недостаточно сильно сознание того, что честность
 обязательна для каждого человека, что она связана с честью человека, что
 она формирует личность.

Лучше смиренно грешить, чем гордо совершенствоваться. Русский человек
привык думать, что бесчестность - не великое зло, если при этом он
 смиренен в душе, не гордится, не превозносится. И в самом большом
 преступлении можно смиренно каяться, мелкие же грехи легко снимаются
 свечечкой, поставленной перед угодником.

Но русская душа склонна опускаться в низшие состояния, там распускать
себя, допускать бесчестность и грязь. Русский человек будет грабить и
наживаться нечистыми путями

И колеблется русский человек между началом звериным и ангельским, мимо
начала человеческого. Для русского человека так характерно это качание
между святостью и свинством. Русскому человеку часто представляется, что
если нельзя быть святым и подняться до сверхчеловеческой высоты, то лучше
уж оставаться в свинском состоянии,

Нужно признать, что личное достоинство, личная честь, личная честность и
чистота мало кого у нас пленяют. Всякий призыв к личной дисциплине
раздражает русских.
Жажда наживы охватила слишком широкие слои русского народа. Обнаруживается
вековой недостаток честности и чести в русском человеке, недостаток
нравственного воспитания личности и свободного ее самоограничения. И в
этом есть что-то рабье
      «О святости и честности»