Дежавю

Александр Адевосян
   Человеческая память. Какие ещё сюрпризы она готова нам преподнести? Эта память сродни Вселенной, поскольку и там, в глубине её недр, имеются свои чёрные дыры. Никто из нас не знает, где он может оказаться завтра, что понятно, а смысл в том, чтобы понимать где и с кем ты сейчас...

                *   *   *

   Человек - величайшее творение Божие. А в человеке величайшее творение - МОЗГ. МОЗГ - вот неизведанная вселенная, покрытая только ему присущими тайнами, Terra Incognita современной цивилизации, её Perpetuum Mobile. Загадки, которые порой предлагает нам разгадать человеческий мозг, не имеют ответа, ибо это - территория Бога, а пути Господни, как известно, неисповедимы...

   ...Я увидел её случайно, в толпе метро. Она была чем-то крайне озабочена, бежала к электричке, прихватывая увесистые сумки. Её волосы рассыпались по плечам золотым водопадом. Я ещё подумал тогда: такая элегантная, ухоженная девушка и вдруг сумки, суматоха метро. Такую можно представить только в серебристом «Bentley», величаво стряхивающей пепел с тонкой сигареты, который, то и дело, падал мимо пепельницы и нещадно жёг осеннее пальто от Ive Sent Laurent. Но было ещё ощущение ДЕЖАВЮ... Может быть в прошлой жизни, но я откуда-то знал эту прекрасную незнакомку. Что за бред, подумать только!

   Между тем, двери электрички намеревались вот-вот захлопнуться. Поддавшись сиюсекундному помешательству, я, сбив с ног какого-то мужчину, резко кинулся к дверям электрички и молнией влетел в вагон, едва не прищемив дверьми полы своего плаща. Мы поехали. Она стояла почти рядом, через человека и ни с чем не сравнимый аромат её духов, пленил меня, скашивая с ног. Ни на что не похожий и не узнаваемый аромат. Я назвал бы его «Проза опавших листьев». Так я узнал, что на свете живёт любовь.

   Нет, мы не встретились и не заговорили тогда, а просто потерялись в толпе вечно бегущих куда-то людей. Её сумки… Наверно, она носила в них счастье, поскольку именно из-за сумки, ремень которой, нечаянно скатился с её тонких плеч, девушка обернулась, поправляя его, и на какую-то долю секунды, перед самым выходом из вагона, наши взгляды встретились. Эта доля секунды... о Боже!... Мне не забыть её никогда. В самом начале этой доли секунды я ощутил блаженство. Она теперь тоже знает обо мне, знает, что я есть во Вселенной! Но под конец этого торжества, мой взгляд, взгляд сильнейшего экстрасенса, автоматически впился в эти голубые бриллианты – глаза девушки, и сознание моё покатилось по задворкам уже любимой, но ещё такой далёкой и чужой судьбы.

   Я увидел кровь и смерть, услышал крики людей и скрежет металла. И я увидел, как из этой прекрасной молоденькой девочки медленно, по крупицам, уходила жизнь. Как цеплялась она за её обрывки, как  последний вздох заставил выкатиться из этих красивых глаз слезу, самую солёную в её необъяснимо короткой жизни. Я видел как кто-то, нежным движением ладони сверху вниз, закрыл эти глаза-бриллианты навсегда от любящих и ненавидящих взглядов, от солнца и туч… от всего мира.

   Металлический голос робота, сообщавший название станции метро, вернул меня к действительности. Девушка, поправив ремни обеих сумок, вместе с толпой пассажиров, исчезла где-то на перроне станции. Вагон тронулся дальше. Робот объявил следующую станцию.  Я ехал в никуда, думая о ней и мечтая о ней, ясно понимая, что мечтам моим сбыться явно не суждено. Я плакал, прислонившись к окошку дверей с надписью «не прислоняться». Сквозь пелену забытья мне послышалось, что кто-то из пассажиров делает мне замечание, а какая-то бабушка спрашивает, нужна ли мне помощь. Не оскудело ещё общество на добрые сердца - подумалось мне.

   Двери вагона ещё только закрылись, и электричка отошла от очередной станции всего метров на двадцать, как оглушительный хлопок раздался в моих ушах и…… я потерял сознание.
   Вернулся в этот мир из-за того, что стал задыхаться от дыма, наступало удушье. Пришли и другие физические чувства: всё тело ломило от боли, а голова, так вообще раскалывалась на два полушария. Открыв глаза, я им просто не поверил. Я лежал в вагоне метро, света не было. Дым кругом и лучи какого-то прожектора прорезают вагон насквозь.

   - Эй, есть кто живой, отзовитесь! – послышался резкий поставленный голос и глаз прожектора, или чего ещё там, впился точно мне в лицо.
   - Степаныч, иди сюда, тут раненый вроде лежит! Степаныч, твою мать, вали нахер сюда!! Быстрее!!!

   Началась какая-то возня. Потом я почувствовал, что воспарил в воздухе. Казалось, что моя душа заблудилась по дороге в Рай. Моим ковром самолётом оказались простые носилки. Пока меня несли, я более-менее приходил в себя. Ко рту была приставлена какая-то маска. Мне удалось проверить сохранность своих конечностей, пошевелить руками и ногами. Но слух у меня отупел вконец. Мне слышались отдалённые голоса с эхом, отдающимся у меня в мозгу. Понимание ситуации так и не приходило, но одно было точно известно: руки и ноги целы, да и слава Богу. Меня вынесли на мигающий яркий свет и впихнули в какое-то помещение, как потом оказалось, это была карета «скорой помощи». Что-то «атомное» сунули мне под нос, и я окончательно пришёл в себя.

   - Что за хрень происходит?! – грубо спросил я сидящего рядом мужчину в синей униформе с надписью «медицина катастроф».
   - Родился ты снова на свет, парень, вот что! – пожимая мне плечо, сказал человек, - запомни этот день и отмечай его как день рождения, понял!
   - Какой на фиг день рождения? Что вы несёте, голова раскалывается! – ответил я.
   - На вот, выпей – мужчина всунул мне в рот какую-то штуку и поднёс стакан воды – запивай обильно, ну!

   Я выпил лекарство. Во рту ощущался неприятный привкус крови, «картинка» плыла, иногда в разные стороны.
   - Послушайте, мне надо идти, у меня сеанс! – я встал с носилок и хотел, было, выйти из машины.
   - Э-э-э, куда, Новорождённый? Ишь шустрый какой! Нуко, сядь! Что ещё за сеансы, тебе посидеть хотя бы надо, пока лекарство подействует.
   - У меня сеанс, меня люди больные ждут! Вы же должны понимать! – отстранив руку доктора, резко ответил я.

   - Ты что, врач что ли? А что молчал? – удивлённо сказал доктор.
   - Я не врач. Я экстрасенс. Максим Каверин, может слышали?
   - Экстра кто? А-а-а, понятно. Тогда сиди и не ерепенься. Твои лохи никуда не разбегутся.
   - Да что вы себе позволяете! Сам ты лох! – с этими словами я резко встал с носилок, одним движением руки отодвинул врача и, наконец, вышел из машины.
   Вокруг была возня. Гудели и мигали всевозможные звуковые спецсигналы и проблесковые маячки. Люди бегали туда-сюда с носилками. Кто-то кому-то давал громкие команды что делать и куда идти.

   - Скажет мне кто-нибудь, что, блин, случилось?! – заорал я, оказавшись на свободе с болевшей ещё головой. И мне ответили…

   Радиоприёмник в одной из стоявших рядом автомашин громко, сухим голосом диктора, известил: «Уважаемые слушатели, прерываем передачу для экстренного сообщения. Сегодня, примерно два часа назад, на станции метро «Долгопрудное», неизвестными совершён террористический акт. Имеются погибшие и раненые. Их количество выясняет МЧС. Для связи с родственниками, передаём телефон штаба МЧС по ликвидации последствий теракта…..».
   Это как понимать? Я что, жертва террористического акта? Бред какой-то. Мысли перепутались и в это мгновение, в толпе зевак я увидел мальчика…. Мальчик, спешно оглядываясь по сторонам, тащил сумку, которая была знакома мне до боли в сердце….вспоминай, голова чугунная, где ты видел эту сумку…..где?

   Ясность памяти и ума, их жестокое взаимодействие, кровью влилось в мозг! Эта сумка…..сумка…..её! Это её сумка! Сумка прекрасной незнакомки, скрывшейся от меня на перроне станции! Боже Правый, хреновее, чем сейчас, я никогда больше себя не чувствовал.
   - Стой, мальчик, стой!!! - очнувшись от шокирующей догадки, заорал я.
   Мальчуган лет восьми обернулся и, убедившись, что обнаружен, пустился наутёк, как говорится, только пятки засверкали.

   - Ну, стервец! – я побежал, было за пацаном, но голова резко закружилась и я, как мешок с картошкой, больно шлёпнулся на асфальт, - ну, паскудник, подожди!
   Мальчуган, тем временем, улепётывал всё дальше и дальше. Я уже потерял надежду, как вдруг яркое пятно исчезающей сумки остановилось и медленно поплыло в обратном направлении, то есть в мою сторону. Я глазам своим не поверил во второй уже раз, неужели мальчуган одумался? Да не может этого быть!

   Так и есть, мальчуган не одумался. Его прихватил патруль милиции, заподозрив неладное, и повели его в ближайшее отделение, в мою сторону. Я пришёл в себя, встал и отряхнулся.

   - Гражданин, что, ваша сумка? – спросил один из милиционеров, тот, который держал за шиворот пацана - зачем за пацаном гнались? Видели у кого украл?.
   - Нет…..да, моя!
   - Так ваша или нет – уже с подозрением повторил вопрос милиционер.
   - Ну, вы понимаете, - начал я своё объяснение ситуации – сумка не совсем моя.
   - Что вы мне тут мозг выносите! Как это не совсем ваша? – удивился милиционер - И ничего, что сумка женская?
   - Понимаете, это сумка…..моей девушки – выдохнул я ответ.
   - Пройдемте-ка, гражданин, в отделении разберёмся, совсем это ваша сумка или только немножко – при этих словах, милиционер взял меня под правую руку и повел в направлении отделения милиции, – документики-то при вас имеются?

   - Паспорт подойдёт?
   - Годится – ответил милиционер.
   Пацана, естественно, прихватили с собой.
   Торчать и выяснять события минувших нескольких часов в отделении милиции я не планировал. Поэтому, по пути туда, стал объяснять всё ведущему меня за руку милиционеру.
   - Поймите же вы, мне надо к пациентам, я экстрасенс, Максим Каверин, может, слышали, передача была "Битва экстрасенсов?".

   - Ага, этого добра у нас хватает. И экстрасенсы в обезьяннике сидят, и кого там только нет – понимающе ответил милиционер, рассматривая мой паспорт – действительно, Максим Геннадьевич Каверин, ну и что?
   Я понял, что начал объяснять не с того момента.
   - Выслушайте меня, наконец!

   - Я вас внимательно слушаю. Я не глухой и не стоит кричать мне в ухо, ок?
   - Океюшки – ехидно ответил я – это сумка моей девушки. Она, видимо, пострадала от теракта в метро! Поймите, она сейчас там! Там, понимаете? Важна каждая секунда, понимаете? У меня болит голова, и я не могу нормально соображать, чтобы всё внятно вам втолковать.

   Милицейский патруль остановился.
   - Там сейчас МЧС. Её найдут, если жива осталась – ответил мой сопровождающий.
   - Где ты сумку отработал, шкет, говори?! – строго обратился патрульный к ребёнку.
   - Отпустите меня, дяденька, я не брал эту сумку, я не виноват, отпустите к маме с папой! –  завыл, было, ребёнок и стал вырываться – я больше не буду, дяденька, отпустите меня!

   - Хорошо, отпущу, только за это ты мне всё как на духу расскажешь, вирус! Где и у кого сумку надыбал, говори, ну! Спрашиваю один раз!
  Мальчик перестал вырываться из рук милиционера, поняв, видимо, бесполезность этой затеи.

   - Ну…..я не воровал эту сумку. Я её……
   - Говори, что ты её, ну! – перешёл на допросный тон милиционер.
   - Нашёл я её, вот что. Она валялась там, возле выхода в город с метро.
   - Ты что, был в метро? – спросил я.
   - Да, уже после взрыва – гордо ответил мальчик.
   - Да брешет он, кто его туда после взрыва-то пустит? Дураков нашёл? – возмутился, было, милиционер.
   Тут по рации поступил какой-то вызов, милиционеры, вернув мне документы, бросив нас с пацаном, быстро куда-то побежали. Пацан, естественно, сразу дал дёру и тут же исчез из моего поля зрения.

   На месте недавнего террористического акта быстро пробегали люди с носилками и ещё не угомонились сирены и проблесковые маячки. Мой взгляд, быстрее скорости света, шарил по самым глубоким закоулкам места происшествия и вдруг остановился на одном. Небольшая кучка людей, столпившись, загораживала происходящее внутри. Но, постаравшись объяснить, так и не оставлявшему меня в покое милиционеру, что в опасности находится близкий мне человек, я проворно ринулся через улицу к загадочному столпотворению. Приблизившись, различил медиков, усердно корпящих над телом какого-то человека. Подойдя поближе к месту происшествия, я утратил всякие сомнения. Моя любимая незнакомка лежала на голом асфальте в неестественной позе. Руки разбросаны в своём бессилии, рядом ещё валялась одна из сумок девушки и из неё вывалились какие-то вещи: флакон губной помады, пудреница и другие женские причиндалы. Мне сказали, что она ещё жива, и тело нельзя двигать пока не приедет реанимация прямо к месту, где лежала девушка. Я врезался в столпотворение и прошёл к несчастной незнакомке.

   - Так, сюда нельзя! – отойдите, пожалуйста, не загораживайте проезд! Сейчас реанимация подъедет! Я и к Вам обращаюсь, гражданин! – распоряжалась женщина в белом халате.
   - Мне можно – сухо и безразлично сказал я.
   - Как это можно, кто вы? Родственник? Или из милиции?
   - Жених – ответил я также сухо.

   Женщина после моих слов оглядела меня снизу вверх и сочувственно покивала головой.
   - Раз жених, тогда можно. Только не шевелите её, жених – сказав это, женщина в белом халате продолжила расчищать подъездные пути от зевак, которые, причитая, сочувствовали несчастной девушке.

   Все звуки мира для меня исчезли в один момент. Всё сконцентрировалось на лежащей на асфальте окровавленной незнакомке. Её золотые волосы перемешались с кровью, были теперь какого-то несуществующего цвета. Лицо местами перепачкано кровью и грязью. Глаза открыты и смотрели в никуда. Было видно, что в них застыл беспредельный ужас.
   Я склонился к ней, уловил частое и прерывистое дыхание, дрожание глазных век и её тот, неповторимый запах прошлого счастливого времени, ушедшего, видимо, безвозвратно, просто сгинувшего в небытие. У меня снова сильно закружилась голова. ДЕЖАВЮ.... Почему-то сердце прикипело к ней, к этой незнакомке. И как так получилось? И ощущение, что я люблю её не пропадало и было настоящим, а чувство, что мы давно знакомы, было для меня новым и непонятным...Правда, такая красивая девушка может и присниться даже, а у экстрасенсов моего уровня провалы в памяти - обычное дело. Да ну, нет, не может быть!!!

   Самым лёгким и нежным движением руки я попытался смахнуть песчинки с лица девушки. При этом моём действии, девушка моргнула глазами.
   - Ты слышишь меня? Помнишь метро, и то, как я на тебя смотрел. Наверное, тогда я был смешон, правда? – при этих моих словах губы девушки дёрнулись, изображая улыбку.
   - Ты на меня не обижайся, пожалуйста, ладно. Я тогда так хотел к тебе подойти и заговорить! Ах, если бы ты проехала ещё одну станцию, так оно и случилось бы… Понимаю, что тебе сейчас не до моих объяснений. Прости меня, что струсил тогда и не подошёл к тебе познакомиться. Ведь тогда бы всё сложилось иначе.

   Девушка, моргнув, тяжело задышала. Я положил свою ладонь на холодную ладонь девушки. Не удержавшись, я погладил её руку и слегка поцеловал. Ледяной холод обессиленной руки поверг меня в ужас. Неужели эта девочка умирает? Господь, где Ты, на самом деле!
   - Ну почему всё так хреново в этой долбаной жизни, а, скажи мне? Почему? Потерпи, малыш, доктора реанимацию гонят, сейчас в больницу поедешь… и я с тобой, понятно. Чтоб без возражений.

   Холодная рука девушки совсем не шевелилась и не подавала никаких признаков жизни. Лишь еле уловимая мимика лица с трудом пыталась передать какие-то эмоции. Её уста судорожно шевелились, видимо, что-то пытаясь мне сказать.ОНА МЕНЯ УЗНАЛА, ОНА... ЗНАЕТ МЕНЯ!!!
   - Только не смей умирать, слышишь! Где я ещё такую пучеглазую найду – слова вырывались сквозь подступающий к горлу ком. Глаза обильно намокли, и моя слезинка нечаянно упала на щеку незнакомки и покатилась по ней маленьким ручейком.

   В этот момент мне показалось, что взгляд девушки стал каким-то одушевлённым, и она выпучила свои красивые глаза бриллианты, с кровавыми подтёками глазных яблок, обратив свой взгляд прямо на меня в упор.

   - Ты видишь меня?! Видишь?! Чудо моё любимое, держись, ещё немножко и всё будет хорошо.
   Девушка с трудом выдавила улыбку на лице, и её взгляд снова провалился в никуда.
   Люди, толпившиеся ещё вокруг, не смотря на уговоры медиков, заговорили и  невдалеке уже стал слышен вой сирен. Скорее всего, это был реанимационный автомобиль.
   - Так, жених, давайте отойдите в сторону – потребовала женщина в белом халате.
   Я медленно встал с колен. Ноги затекли. Ласково отпущенная мною рука девушки тихо легла на асфальт. Вой сирен становился нестерпимым.
   - Кому блин я сказала, отойдите нафиг отсюда, не мешайте реаниматологам! Ну, вы, не русские что ли, вам на каком объяснить?! – не выдержав неповиновения, повысила голос женщина в белом.

   Я отошёл метра на четыре от лежащей на асфальте девушки. Мысли превратились в тесто в моей больной голове. Кто-то толкнул меня в плечо, проходя мимо. Я, было, хотел возмутиться, но в этот момент, ко мне подошла женщина в белом.
   - Жених, вот её сумка. Что смогла собрала, заберите! – протягивая мне уже знакомую по метро сумку девушки, сказала женщина – не беспокойтесь, я взяла только паспорт, и полис страховой на месте оказался.

   - Спасибо – тупо ответил я, взяв сумку из рук женщины.
   Автомобиль реанимации уже был на месте, и медики рьяно взялись за своё дело. Прямо как в американских сериалах: быстро и слаженно. Увидев, что специальные носилки с девушкой погрузили в автомобиль, я подбежал узнать, в какую больницу её повезут.
   - В 54-ую районную, сказал водитель.
   - До больницы ещё дожить надо – сказал кто-то из медиков.
   При этом двери автомобиля захлопнулись, взвыла сирена и он, быстро набирая скорость, помчался по улицам города, поднимая за собой, вместе с ветром, стаи опавших листьев.

   Люди, наконец, разбрелись по свои делам. Ушёл и я. Правда, не совсем ушёл, а присел на скамейку в парке, недалеко от места происшествия. Сил двигаться дальше просто не было. Рабочий сеанс был давно уже сорван. Идти было некуда, не к кому и не за чем. При попытке схватиться за ещё сильнее разболевшуюся голову, я почувствовал у себя в руке мешающий мне предмет – сумку незнакомки. Сумка вскинулась, вслед за рукой, и из неё посыпались разные предметы, среди которых оказался небольшой блокнот. Не отдавая себе отчёт в своих действиях, я машинально поднял блокнот и раскрыл его. В блокноте оказалась красивая осенняя фотография моей милой незнакомки с каким-то молодым человеком. Девушка и парень, обнявшись, сидели на скамейке в осеннем парке. Девушка держала в руках большой жёлтый кленовый листок и смеялась. У парня в руках красовалась бутылочка «Фанты». Они были счастливы в это короткое мгновение жизни. Я перевернул фотографию и увидел надпись шариковой ручкой: «Максиму от Поли в наш медовый месяц». Холодный пот прошиб моё изнывающее от усталости и боли тело. Я вновь перевернул фотографию лицевой стороной и, как слабовидящий вгляделся внимательно в лицо молодого человека, в котором, через долю секунды, узнал… СЕБЯ!