Хватит управлять, пора обслуживать!

Владимир Брэминг
               
          В настоящее время проблемы качества и своевременной оплаты коммунальных услуг, и в сознании людей, и действующим законодательством, очень тесно увязаны  с  проблемами управления  многоквартирными жилыми домами. Но, так ли это обстоит на самом деле? Чтобы  получить ответ на этот вопрос, необходимо проанализировать, именно с  этой точки зрения, весь  комплекс жилищно-коммунальных услуг.

          Начнем с таких привычных услуг, как газоснабжение,  водоснабжение  и  водоотведение, электроснабжение,  теплоснабжение  и  горячее водоснабжение, т.е.  те  услуги, которые  практически не зависят от проблем управления  многоквартирными жилыми домами  и  предоставляются, и оплачиваются, в соответствии  с  договорами  между  собственниками  или  нанимателями  квартир  и  предприятиями,  оказывающими такие  услуги.

          И здесь  услуг  каких-либо  посредников  в  лице  ЖКО,  ЖЭО,  ТСЖ  и  иной  управляющей компании не требуется. Если у потребителя  данного  вида  услуг образовалась  задолжность, то  ее  реструктуризация,  рассрочка и погашение  достаточно   четко   прописаны  действующим   законодательством. И,  как  следствие, здесь напрашивается вывод, что  и  ремонт  сетей внутри   дома   может  и  должен   производиться теми же специализированными предприятиями,  которые  оказывают   населению  подобного рода услуги.

          Далее,  следуют  обслуживание   и   ремонт лифтов, сбор  и  вывоз  твердых  бытовых отходов, уборка подъездов и лестничных пролетов, уборка придомовой территории, которые  так  же  могут оказываться  и  оплачиваться   в   соответствии   с  договорами  между  собственниками   или  нанимателями квартир и предприятиями, оказывающими населению такие услуги. Значит, и в отношении этих услуг, отпадает необходимость иметь каких-либо посредников и прочих «управленцев» из  сферы   нашего  «родного»  жилищно-коммунального хозяйства.

          Таким образом, из всего  комплекса жилищно-коммунальных  услуг, остается  ремонт подъездов и лестничных  пролетов  внутри и ремонт здания снаружи, начиная  с  отмостки  по периметру и заканчивая кровлей жилого дома, т.е. то, что  и  называется  текущим  ремонтом многоквартирного  жилого  дома. Казалось  бы,  на  первый  взгляд, проблемы, связанные со своевременным  проведением  и  оплатой  текущего ремонта, напрямую соприкасаются с проблемами управления многоквартирными жилыми домами.

          Но, правильнее будет, если проблемы текущего ремонта  рассматривать  комплексно  с проблемами  оказания  населению  таких  услуг, как  уборка  подъездов  и  лестничных  пролетов  и  уборка  придомовой   территории.  Именно  здесь  и  должен заработать  тот  принцип  "здоровой  конкуренции", благодаря которому наши дома, дворы и улицы преобразятся.

          И  здесь, самое  время  обратиться   к   жилищному  кодексу, в  котором   введена   обязанность органов местного  самоуправления  проводить конкурсы по отбору управляющей организации. Считаю,  что  в   разделы жилищного  кодекса  необходимо  внести  изменения, благодаря  которым, органы местного самоуправления будут ежегодно  проводить  конкурсы  на   получение подряда сроком на один год, только не на управление, а на обслуживание микрорайона или района города.

          Предприятие, которое выиграет этот конкурс, заключает  с  собственниками  или   нанимателями  квартир  договоры  на  санитарно-техническое  обслуживание  жилого  дома, в  которое  входит текущий ремонт, уборка подъездов и  лестничных  пролетов  и  уборка  придомовой территории. Ну, а жильцы  обязаны  заключать  такие договора и своевременно  оплачивать  оказываемые услуги.

          И, как Вы, уважаемые читатели, сами видите, что  здесь  требуется именно  "обслуживание домов", а  не  "управление  домами",  которому столько  внимания  и  места  отведено  в  новом  жилищном   кодексе. Договоры  должны  быть реальными,  в  т.ч.  и  в  части  ответственности, как  предприятия за ненадлежащее санитарно-техническое обслуживание жилого дома, так и собственников или нанимателей квартир  за  несоблюдение  правил  пользования жилыми помещениями  и  местами  общего пользования   жилого дома.

          Именно здесь предоставляется широкое поле деятельности  для  местных  органов  государственной  жилищной  инспекции,  которые  могли  бы,  и  должны,  помимо  формальных, плановых, проверок состояния жилищного фонда, заниматься реальными делами и оперативно реагировать  на  заявления  и  обращения  граждан,  связанные  с ненадлежащим   санитарно-техническим  обслуживанием  дома,  либо  в  случаях  нарушения  правил  пользования  жилыми  помещениями  и  местами  общего  пользования со стороны  собственников  или  нанимателей квартир в многоквартирном жилом доме.

          И по истечении года, располагая результатами проверок органов государственной жилищной инспекции и учитывая качество обслуживания, станет понятно, какое предприятие выиграет очередной конкурс на санитарно-техническое обслуживание  жилых  домов  в  том  или  ином микрорайоне, районе или части города.

          Что же  касается   капитального   ремонта   жилищного фонда, то  проблемы, связанные  с  необходимостью  его  проведения, особенно  там, где  давно  уже  пропущены нормативные сроки, достались нам в "нагрузку"  к  безплатной  приватизации квартир  и  их  невозможно решить без прямого участия и финансирования со стороны государства и региональных органов власти.