Хватит управлять, пора обслуживать!
В настоящее время проблемы качества и своевременной оплаты коммунальных услуг, и в сознании людей, и действующим законодательством, очень тесно увязаны с проблемами управления многоквартирными жилыми домами. Но, так ли это обстоит на самом деле? Чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо проанализировать, именно с этой точки зрения, весь комплекс жилищно-коммунальных услуг.
Начнем с таких привычных услуг, как газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, теплоснабжение и горячее водоснабжение, т.е. те услуги, которые практически не зависят от проблем управления многоквартирными жилыми домами и предоставляются, и оплачиваются, в соответствии с договорами между собственниками или нанимателями квартир и предприятиями, оказывающими такие услуги.
И здесь услуг каких-либо посредников в лице ЖКО, ЖЭО, ТСЖ и иной управляющей компании не требуется. Если у потребителя данного вида услуг образовалась задолжность, то ее реструктуризация, рассрочка и погашение достаточно четко прописаны действующим законодательством. И, как следствие, здесь напрашивается вывод, что и ремонт сетей внутри дома может и должен производиться теми же специализированными предприятиями, которые оказывают населению подобного рода услуги.
Далее, следуют обслуживание и ремонт лифтов, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, уборка подъездов и лестничных пролетов, уборка придомовой территории, которые так же могут оказываться и оплачиваться в соответствии с договорами между собственниками или нанимателями квартир и предприятиями, оказывающими населению такие услуги. Значит, и в отношении этих услуг, отпадает необходимость иметь каких-либо посредников и прочих «управленцев» из сферы нашего «родного» жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, из всего комплекса жилищно-коммунальных услуг, остается ремонт подъездов и лестничных пролетов внутри и ремонт здания снаружи, начиная с отмостки по периметру и заканчивая кровлей жилого дома, т.е. то, что и называется текущим ремонтом многоквартирного жилого дома. Казалось бы, на первый взгляд, проблемы, связанные со своевременным проведением и оплатой текущего ремонта, напрямую соприкасаются с проблемами управления многоквартирными жилыми домами.
Но, правильнее будет, если проблемы текущего ремонта рассматривать комплексно с проблемами оказания населению таких услуг, как уборка подъездов и лестничных пролетов и уборка придомовой территории. Именно здесь и должен заработать тот принцип "здоровой конкуренции", благодаря которому наши дома, дворы и улицы преобразятся.
И здесь, самое время обратиться к жилищному кодексу, в котором введена обязанность органов местного самоуправления проводить конкурсы по отбору управляющей организации. Считаю, что в разделы жилищного кодекса необходимо внести изменения, благодаря которым, органы местного самоуправления будут ежегодно проводить конкурсы на получение подряда сроком на один год, только не на управление, а на обслуживание микрорайона или района города.
Предприятие, которое выиграет этот конкурс, заключает с собственниками или нанимателями квартир договоры на санитарно-техническое обслуживание жилого дома, в которое входит текущий ремонт, уборка подъездов и лестничных пролетов и уборка придомовой территории. Ну, а жильцы обязаны заключать такие договора и своевременно оплачивать оказываемые услуги.
И, как Вы, уважаемые читатели, сами видите, что здесь требуется именно "обслуживание домов", а не "управление домами", которому столько внимания и места отведено в новом жилищном кодексе. Договоры должны быть реальными, в т.ч. и в части ответственности, как предприятия за ненадлежащее санитарно-техническое обслуживание жилого дома, так и собственников или нанимателей квартир за несоблюдение правил пользования жилыми помещениями и местами общего пользования жилого дома.
Именно здесь предоставляется широкое поле деятельности для местных органов государственной жилищной инспекции, которые могли бы, и должны, помимо формальных, плановых, проверок состояния жилищного фонда, заниматься реальными делами и оперативно реагировать на заявления и обращения граждан, связанные с ненадлежащим санитарно-техническим обслуживанием дома, либо в случаях нарушения правил пользования жилыми помещениями и местами общего пользования со стороны собственников или нанимателей квартир в многоквартирном жилом доме.
И по истечении года, располагая результатами проверок органов государственной жилищной инспекции и учитывая качество обслуживания, станет понятно, какое предприятие выиграет очередной конкурс на санитарно-техническое обслуживание жилых домов в том или ином микрорайоне, районе или части города.
Что же касается капитального ремонта жилищного фонда, то проблемы, связанные с необходимостью его проведения, особенно там, где давно уже пропущены нормативные сроки, достались нам в "нагрузку" к безплатной приватизации квартир и их невозможно решить без прямого участия и финансирования со стороны государства и региональных органов власти.