Крысеныш - из сборника Врушка

Сергей Гусев 27
Один мальчик подружился с крысенышем. Ну как подружился? Он гулял во дворе – родители были заняты своими делами, друзья тоже вмиг исчезли, и делать было совершенно нечего, а тут бежит маленький крысеныш. Смешной такой. Усы в стороны, крошечный носик шевелится, сзади голенький розовый хвостик... В другое время мальчик, может, и испугался бы крысеныша, все-таки люди этих животных недолюбливают, но сейчас, когда совсем не знал, чем себя занять, он ему вдруг страшно понравился. Причем, настолько, что мальчик великодушно взял кусочек сыра с бутерброда, который держал в руках, и бросил крысенышу. Тот было хотел испуганно пробежать мимо – неизвестно ведь, чего ждать от первого попавшегося мальчика, запросто может оказаться не сыр, а крысиный яд, люди на такие штучки горазды, однако аппетитный запах пищи все-таки остановил на себе внимание и крысеныш осторожно стал подбираться к сыру. Это был совсем глупый неопытный зверек. Он даже не потащил лакомство к себе в норку, а стал есть тут же – на глазах мальчика, от чего тот пришел в еще больший восторг. Настолько, что без всякой жалости расстался со вторым куском сыра, лежавшим на булке, и бросил его своему новому знакомому. А за ним и саму булку.
Крысеныш несколько секунд постоял, видно, оценивая, представляет ли все-таки для него угрозу этот мальчик, а потом все же робко двинулся к лежавшему на земле ломтику сыра. Но лишь только его сгрыз, шустро побежал дальше по своим делам, даже не оглянувшись на лежавшую булку из-под бутерброда.
– Так, ясно, – вполголоса сказал самому себе мальчик.
Что было ясно – догадаться нетрудно. Его новый знакомый очень любит сыр и совсем равнодушен к хлебу. Впрочем, как многие вполне обыкновенные мальчики и девочки, которые делают бутерброд из ломтика сыра, и на него кладут кусок колбасы. 
На следующее утро мальчик даже не стал капризничать, когда мама опять предложила ему пойти во двор погулять, несмотря на то, что никого из друзей не было. Все в каникулы разъехались кто в деревню к родственникам, кто в загородный лагерь, а кто и вовсе на море. И торчать там одному – лишний раз напоминать себе, что до отпуска родителей, когда они все вместе поедут на курорт, еще целых три недели. Он быстренько нарезал себе несколько бутербродов с сыром, потом, воспользовавшись тем, что мама отвлеклась, вернул нарезанную булку обратно в пакет, а ломтики сыра сгреб в карман.
Крысеныша, конечно, на вчерашнем месте не было, однако мальчик проявил терпение, ему очень почему-то хотелось его увидеть. Казалось бы, что за чудо света – крысеныш? Но мальчику этот зверек сейчас казался самым лучшим, самым милым на земле. Возможно потому, что он накануне поделился с ним бутербродом. А возможно потому, что никого другого в этот момент он не интересовал. Те друзья, что были, разъехались весело проводить время, вот он и остался со случайным крысенышем. Да разное можно предположить. Кто на этой земле точно скажет, почему с кем-то нам хорошо и спокойно, мы можем называть его своим другом, а с кем-то напротив – век бы не видеться…
Оказалось, и зверек запомнил человека, что кормил его вчера сыром. И лишь только из норки показалась его забавная мордочка, которая смешно поводила усами, принюхиваясь к запахам вокруг, как мальчик едва не захлопал в ладоши от радости. Дождался! Крысеныш вылез из норки и безбоязненно засеменил к мальчику. Зверек подошел совсем близко и даже позволил себя слегка погладить. Мальчик, правда, и сам очень боялся спугнуть гостя, поэтому осторожно лишь поводил пальчиком по его спинке. Но крысенышу было приятно такое поглаживание, мальчик это чувствовал. Он убрал наконец руку, чтобы его новому другу ничто не мешало уплетать за обе щеки вынесенные из дома куски сыра. Как же уморительно забавно он при этом выглядел! Мальчик совершенно влюбленным и счастливыми глазами смотрел на своего крысеныша, он был так ему благодарен и за этот сыр, который уписывал за обе щеки, и за то, что дал себя погладить, и вообще за то, что он есть – такой замечательный, великодушный, самый лучший на свете зверек.
С того дня они стали неразлейвода. Только мальчик выходит во двор, крысеныш уже тут. Сначала подкрепится сыром, почему-то больше всего он любил сыр, колбасу ел не так охотно, хотя тоже не оставлял ни кусочка, а потом они шли на прогулку. Мальчик подставлял ладонь, крысеныш запрыгивал на нее, а оттуда на плечо. Крысеныш гордо поглядывал на всех с плеча своего друга, а мальчик шел страшно довольный собой, что у него есть такой замечательный и такой верный друг и бдительно следил, чтобы он случайно не упал вниз.
Дома мальчик тоже постоянно думал о своем крысеныше и даже начал читать всякие умные книжки про зверей и особенно про крыс. Родители на него нарадоваться не могли. Виданное ли дело, чтобы современный мальчик просто так, без чьих либо понуканий, за ум взялся. Как, почему – поначалу они даже об этом не задумывались. А потом вдруг за завтраком мама спросила:
– Это правда, что про тебя соседи рассказывают?
– А что про меня рассказывают соседи? – даже не понял сначала о чем речь, мальчик.
– Как что? Как что? – заволновалась мама. – Тебя видели с каким-то гадким созданием на плече.
– Мама, это не гадкое создание, это крысеныш. Он мой друг.
– Что-о-о?!! – округлились от ужаса глаза мамы. – Ты приручил крысу?!
– Не крысу, крысеныша…
– Да какая разница! Ты соображаешь, что делаешь?! А если она тебя укусит?
– Ну прямо… Никого не укусил, а меня укусит… 
– Да потому что ни один дурак еще не догадался ходить с крысой на плече. Ты знаешь, сколько от них заразы?!
– Мама, он крысеныш… – Мальчику было так обидно за своего друга, что он даже не обратил внимания на то, что его самого только что обозвали дураком.
– Кто бы он ни был, это разносчик заразы! Немедленно дай слово, что больше не будешь  сажать его на плечо и вообще подходить к этому созданию близко. Иначе гулять тебя не пущу!
Мальчик тяжело вздохнул... Он готов был уже разреветься от обиды, но понимал, что в этой ситуации слезы – не лучший аргумент. И если он сейчас не докажет, что от друзей так просто не отказываются, значит, не убедит уже никогда.
– Ну?!!
– Понимаешь, мама, ну как я смогу жить дальше, если вчера еще сажал его на плечо, а сегодня просто пройду мимо? Ведь он живой…
– Это просто крыса… – но, заметив взгляд мальчика, мама тут же поправилась: – Ну хорошо, крысеныш… Но это не меняет дела. Я сказала – держись от него подальше!
– Меняет, мама! Это все меняет!
Он все-таки не выдержал. Пулей помчался в свою комнату и уткнулся носом в подушку. Слезы душили мальчика. Ну как можно было не понимать, что его крысеныш самый необыкновенный, самый замечательный, самый умный, и вообще самый-самый… 
Мама зашла в комнату, присела рядом на кровать и деликатно положила руку на плечо. Мальчику от этого стало так бесконечно жалко своего крысеныша, от которого его заставляют отказаться, что он зарыдал в голос. Мама совсем растерялась, и не знала, что сказать, просто молча сидела рядом. Неожиданно мальчик сам перестал плакать и решительно поднялся.
– Ты куда? – растерянно спросила мама.
– Он там совсем голодный, и ждет меня.
– Он – это кто?
– Ты знаешь кто!
Мальчик подошел к холодильнику и стал привычно нарезать тонкими ломтиками сыр.
– Не смей! – мама уже взяла себя в руки. – Слышишь, ни к какой крысе я тебя не пущу. Не хватало еще перед соседями позориться.
– Мама! – попробовал протестовать мальчик.
– Никаких крыс! – она была хорошей мамой, и очень любила своего мальчика, но сейчас совсем не хотела его понимать.
– Он крысеныш! – закричал в отчаянии мальчик.
– И крысенышей тоже!
Плохо это или хорошо, но во всех таких спорах большей частью побеждают взрослые. И в этот раз мама настояла на своем, мальчик остался дома. А на другой день уже сам не пошел на улицу – из собственного упрямства. Лишь на третий день желание видеть друга пересилило все. Утром во время завтрака он незаметно припрятал с бутерброда в карман кусочки сыра, а чтобы мама ничего не заподозрила, съел за чаем пустую булку.
– Подожди! – услышал он уже в самых дверях.
Мальчик оглянулся.
Мама протягивала ему небольшой пакетик с сыром.
– Отнеси своему другу, изголодался, наверное, за эти дни.
Мальчик, недолго думая, выхватил у нее из рук пакет и, пока мама не передумала, помчался вниз, перепрыгивая через ступеньку.
Обычно в это время крысеныш уже где-то поджидал его, выглядывая из укромного местечка. И мальчик очень удивился, когда так и не увидел знакомой мордочки с усиками врастопырку. Он в волнении прошел туда-сюда по двору, его друг так и не появился. Мальчик захотел его позвать, и вдруг с ужасом понял, что у друга нет имени. Он привык про себя звать его крысенышем, но ведь это не имя.
– Эй! – тихонько, буквально вполголоса, крикнул он.
Никто не отозвался.
– Крысеныш! – все еще не веря, что к нему никто не выйдет, опять позвал мальчик.
И вновь тихо.
Мальчик слышал, как взволнованно стучало его сердце. Неужели его друг так и не появится? Ему казалось это страшной несправедливостью, и если это произойдет, и они больше никогда не увидятся, должны разверзнуться небеса и немедленно ударить его громом, молнией, градом, снегом и вообще всем, что только может посыпаться с неба. Почему же он не сумел договориться с мамой!? Это все его проклятое упрямство!
Из подъезда вышла мама.
– Ну и где твой друг? – спросила она.
Мальчик сел на скамейку возле подъезда и горько вздохнул.
– Я думаю, он еще придет, – не очень уверенно сказала мама.
Они помолчали. А потом мама продолжила.
– Может быть, ты и не виноват, и я вместе с тобой.
Мальчик вопросительно посмотрел на нее.
– Понимаешь, ведь у этого крысеныша есть своя мама, которая тоже боится за своего ребенка, что он связался не с тем, с кем ей хотелось бы. И вполне вероятно, что и ему запретили видеться с тобой.
– И что же делать? – очень тихим голосом спросил мальчик.
– Не знаю, – честно ответила мама. – Ждать.
Но крысеныш так больше и не появился. То ли ему действительно запретили появляться во дворе, то ли за то время, что мальчик не выходил из дома, случилось нечто такое, после чего крысеныш вынужден был держаться подальше от этих мест. От этих мыслей мальчику становилось еще горше. Ведь если бы он тогда сумел настоять на своем, он бы наверняка защитил своего друга.
Мальчик было совсем загрустил, и тогда родители, чтобы поднять ему настроение, купили морскую свинку. Это было невероятно забавное создание с пухленькими щечками и маленькими, с бусинку, глазками. За ней было крайне прикольно наблюдать, и мальчик совершенно искренне сказал спасибо папе и маме, когда в их доме появилось это чудо.
Вот только сидеть на плече как крысеныш морская свинка не умела.