Глава 11. Читать, читать, читать

Феликс Рахлин
НА СНИМКЕ: Группа девятикласмсников 131-й мужской и 116-й женской школ Харькова.
Слева направо: Феля Рахлин (в сапогах - за неимением ботинок), неизвестная (имени не помню), Толя Новик, Вика Куценок, Витя Конторович, Майя Кочеткова, Валерик Волоцкий.
1947 - 1948 г.г., сад Шевченко. Фото Юры Куюкова.


Есть в  Харькове  улица Мироносицкая, в наше время носившая имя Дзержинского. В доме номер два, занимающем почти квартал и имеющем выход также на  Совнаркомовскую и Чернышевскую, помещалось при Советской власти областное управление МВД, МГБ, КГБ, а во дворе – внутренняя тюрьма этих  одиозных ведомств. Но в школьные годы я не больно ими интересовался, как и все мои ровесники.

Зато гораздо большее  внимание   подростков (и моё – в том числе) привлекал скромный особняк  ближе к концу этой улицы, в котором разместился  детско-юношеский филиал  самой крупной в Харькове библиотеки имени Владимира Короленко. Это был одноэтажный дом, до революции 1917 года принадлежавший, очевидно,  какой-то небедной семье. Широкая веранда  выходила в тихий зелёный дворик и примыкала к большому читальному залу,  которым заведовала молодая  миловидная и приветливая сероглазая женщина – Инна Сергеевна Гончарова. Работал в библиотеке и абонемент, но я им не пользовался. Не помню, кто указал мне дорогу в этот заветный  дом, только я, однажды в него попав, полюбил его на все оставшиеся школьные годы, да и позже  туда заглядывал.

Какое это было счастье: в день летних каникул, свободный от ремонтных или каких-либо других школьных и домашних дел, прийти в «читалку», попросить у Инны Сергеевны или у другой «библиотекарши»  какую-нибудь «Тайну профессора Бураго», сесть тут же за один из длинных читательских столов, а ещё лучше – устроиться  на веранде, увитой пышными зарослями дикого винограда, и читать, читать, читать… В чтении многие из детей и подростков проводили  целые часы, и как же это было увлекательно, какие чудесные впечатления и воспоминания оставило по себе это занятие.

Осенью 1944 года, пока родители были в Москве, где отца спасал  (и спас) от тяжкой болезни блестящий хирург-уролог Дунаевский, мне пришлось уехать  к тёте, папиной сестре, в нынешний Донецк (тогда – Сталино). Там на Александровке, во дворе  между двумя-тремя  одноэтажными домиками (в одном из них ютилась семья моей тётушки)  познакомился с парнем из живущей рядом большой армянской семьи. У них были приложения к журналу «Вокруг света» - дешёвые пожелтевшие «выпуски»,  в которых текст произведения обрывался не на окончании очередной главы, а где придётся, иногда и просто на переносе,    и возобновлялся с началом следующего «выпуска». Так я прочёл всего Джека Лондона, всего Жюля Верна… Я буквально обезумел от «Пятисот миллионов Бегумы», всей душой ненавидел «морского волка» - Вульфа Ларсена,   трепетал над страницами лондоновской «Алой чумы».

Это последнее  из названных произведений (да, кажется, и впрямь один из его последних  в жизни романов) – яркая антиутопия о временах одичания и расчеловечения, которые могут наступить в конце истории. Внезапная пандемия ранее не известной болезни, которую назвали «алая чума», поражает и в короткое время уничтожает  всё человечество. На земле остаются считанные люди, уцелевшие благодаря  врождённому иммунитету – невосприимчивости к этой болезни. Выжил и главный герой.  Он старик, он помнит высокий тонус  жизни, процветавшей на Земле до внезапной катастрофы, но теперь, когда уже десятки лет не работают заводы, не ходят поезда, не летают аэропланы, не действуют электростанции, когда обрушилась цивилизация, его рассказам о  золотом веке человечества ничуть не верят  внуки и правнуки. Руины пышных многоэтажных городов, остатки машин, паровозов, железных дорог для этих диких юнцов  не более чем  неизбежная и малопонятная часть пейзажа. Письменность забыта, связи между отдельными группами людей нет, да она и не нужна никому. Старик наблюдает, как один из мальчиков, найдя человеческие кости (или, может быть, зубы), делает себе из них ожерелье…

Сегодня с ужасом вижу: главные из предвидений этой антиутопии Дж. Лондона  исполняются  у всех на глазах. Уже не говоря об алой чуме СПИДа, с которым много десятилетий не может справиться медицина, - разве не теряет человечество стремительными темпами свою вековую привычку к чтению? Огромное достижение компьютерного века – Интернет, но неужели  он хотя бы в малой степени заменяет собой то увлекательнейшее занятие, каким  было для множества поколений  чтение? Читать – в прежнем смысле и виде:  как читали мы, погрузившись в книгу с головой, ушами и со всеми своими потрохами, позабыв обо всём на свете,  всецело отдавшись  познанию, переживанию выдуманной, но более чем реальной жизни и действительности – ныне люди  разучились. Научились другому:  играть в виртуальные игры, вступать в виртуальные связи,  даже влюбляться, жениться   и волочиться  не вживую, а  в  паутине Интернета.

Но, скорее всего, я, как все старики в любые времена и эпохи, напрасно ворчу, не в силах понять, оценить и полюбить новые   возможности, открывающиеся  перед человечеством… Дай-то Бог!

В «наши времена»  тоже не все были такими уж безоглядными книгочеями. Но между школьниками, как и взрослыми, совсем не редкими были фразы: «Что ты сейчас читаешь?», «Дай почитать мне эту книжку»  и т.п.  Сейчас я  редко слышу такие диалоги. Книжный рынок засорён низкопробной продукцией, духовная элита  увлеклась постмодернизмом, на знамени которого начертаны лозунги глубокого презрения к жизни, пропагандируется вторичная действительность, приоритет литературных перепевов, а не самой вечно свежей и вечно новой литературы. Одна надежда: человечество не может перестать мыслить, и на этом пути то, что нам давало чтение, будет заменено чем-то более сложным, более подходящим к новым возможностям  поисков истины.

А пока признаюсь: в школе во время уроков я – зачастую тайком и урывками – прочёл  десятки замечательных книг. И ведь таких, как я, было много. Миша Берлин, которому я недавно послал  главу из этой книги с рассказами о драках, позвонил мне и рассказал, как записной драчун Вика Файнберг приносил в класс выходившие когда-то, ещё в 20-е годы,   «выпусками»  «приключения Тарзана» и как ребята через щель в парте читали на уроках эти умопомрачительные страницы… Ну, скажите мне, педагоги и родители: читать на уроках – это плохо или всё-таки хорошо?! 

По-моему,  лучше, чем вообще никогда ничего не читать!

Читать далее главу 12-ю "Заговор перфектистов" http://proza.ru/2011/06/19/684

УВАЖАЕМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ! В ГРАФЕ "РЕЦЕНЗИИ" НАПИШИ НЕСКОЛЬКО СТРОК О ПРОЧИТАННОМ: МНЕ ВАЖНО ЗНАТЬ ТВОЁ МНЕНИЕ И ЗАМЕЧАНИЯ! Спасибо.