Основатель рода, эп. 2

Сестры Ивенс
НАТ. ДАЧНЫЙ УЧАСТОК – КОНЕЦ АВГУСТА – ДЕНЬ

Вера и Тим, которому теперь 7 лет, копают картошку на дачном участке. Вера выворачивает куст лопатой, Тим выбирает картофелины и складывает их в ведро.

ТИМ
Мама, зачем нам столько картошки? Скоро полное ведро будет. Мы не дотащим.

ВЕРА
Дотащим. Мы теперь не сможем так часто на дачу ездить: ты завтра в школу идешь!

От ее слов у Тима портится настроение. Он сердито швыряет картофелины в ведро.

Вера прекращает работу.

ВЕРА
Что такое, Тим? Ты не хочешь идти в школу?

ТИМ
Не хочу!

ВЕРА
Вот это да! А недавно с такой радостью собирался…. Что случилось, Тим?

ТИМ
Да ну эту школу! Лучше бы ее совсем не было!

ВЕРА
Это почему же? Скажи мне, пожалуйста….

Тим с нахмуренным видом смотрит себе под ноги и ковыряет носком кеда землю.

ТИМ
Там будут спрашивать, где мой папа.

ВЕРА
Ты ведь знаешь, что ответить: папа живет далеко, в другом городе.

ТИМ
Что, нельзя и приехать?

ВЕРА
(серьезно)
Тим, папа не приедет. Ни завтра, ни в другой день, папа не приедет никогда. И не жди его.

ТИМ
Что ли он умер?

ВЕРА
Нет. Он жив. Но он не приедет, потому что не знает, что ты есть?

ТИМ
А почему?

ВЕРА
Потому что, когда ты родился, я позвонила папе, чтобы сказать о тебе, а папа не захотел ничего слушать и бросил трубку.

Тим в волнении слушает мать.

ТИМ
Что, я такой плохой?!

Вера подходит к Тиму, обнимает его.

ВЕРА
Ты хороший, Тимочка! И всегда был хорошим и родился ты хорошим. Ребенок – это подарок от Бога. Разве может Бог подарить плохой подарок? Ты дарил кому-нибудь плохие подарки?

ТИМ
Нет.

ВЕРА
Вот видишь. Папа просто не знает, какой хороший подарок ему подарили.

ТИМ
А снова ему скажи?

ВЕРА
Он не хочет слушать меня. Вот когда ты вырастешь, окончишь школу, ты сам сможешь найти папу и познакомиться с ним.

ТИМ
Нет, я не буду его искать…

ВЕРА
Так ты еще не вырос. А сейчас что за беда, что папы нет? У тебя есть мама и бабушка. А ты знаешь, что есть дети, у которых никого нет – ни мамы, ни папы, ни бабушки?

Тим уныло опускает голову.

ТИМ
(вздыхает)
Знаю…

ВЕРА
(решительно)
А сбегай к бабушке и попроси у нее вязанки чеснока. Быстро принеси их сюда, я тебе что-то покажу. Давай, сынок, живо!

Тим бежит к садовому домику. Возле крыльца на клумбе цветут кипенно-белые ирисы. Тим входит в дом.

НАТ. ДАЧНЫЙ УЧАСТОК – КОНЕЦ АВГУСТА – ДЕНЬ

На том же месте Тим протягивает матери три вязанки чеснока.
Вера берет одну в руки.

ВЕРА
Смотри, Тим. Это «вязанка», от слова «вязать», «связывать». Видишь, как чесночины прочно связаны друг с другом?

Вера держит вязанку отвесно.

ВЕРА
(продолжает)
Так связаны и мужчины одной фамилии, одного рода. Вот это – дед, за ним – его сын, за ним – уже его сын и так далее. Как в сказке «Репка», каждый сын держится за своего отца.
Посмотри, в каждой вязке есть первая чесночина. Это – основатель рода, самый первый мужчина в этом роду. И есть последняя чесночина. Это – последний, самый младший мужчина в роду. Как ты думаешь, почему за последней чесночиной ничего нет?

ТИМ
Вязанка кончилась.

ВЕРА
Правильно. Этот род закончился. Больше мужчин в этом роду не было. Женщины были, а мужчин нет. И род оборвался, закончился.
Так, у твоего дедушки Пети не было сына, а была только я, дочка, и славный дедушкин род закончился.
У твоего прадедушки Коли тоже не было сына, а только дочка Оля, бабушка твоя, и род его тоже закончился. Понятно?

Тим согласно кивает головой.

ВЕРА
Ты родился - а папы нет. За кого тебе держаться?

Тим пожимает плечами.

ВЕРА
А вот, Тим, ты – первая, первая чесночина в новом роду. С тобой будет связан твой сын, а с ним – его сын, а с ним – его и так далее. Понимаешь, какая честь тебе выпала?! Ты станешь основателем нового рода! Это за тебя будет держаться твой сын.
Ты должен быть сильным, добрым, умным, а не таким, как твой папа. А для этого тебе нужно в школе хорошо учиться, а не нюни пускать. Будь мужчиной, чтобы твой будущий сын мог тобой гордиться. И мы будем тобой гордиться. Ты понимаешь свою задачу?

ТИМ
Да, мама.

ВЕРА
Вот и приступай к ее выполнению!
Бери ведро и вязанки и неси их на крыльцо. Пора собираться домой. Завтра у нас важный день!

Они кладут вязанки чеснока в наполовину наполненное картошкой ведро, и Тим несет ведро к дому мимо кипенно-белых ирисов.

НАТ. У КРЫЛЬЦА ДАЧНОГО ДОМИКА – ЧЕРЕЗ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ

Вера срезает последний ирис с клумбы. В руке у нее красивый букет белых ирисов.

Из дома выходят Ольга Николаевна с хозяйственными сумками и Тим с наполненным рюкзачком за плечами.

Тим видит пустую клумбу и маму со срезанными цветами.

ТИМ
(возмущенно)
Ты что сделала?!

ВЕРА
А что?

ТИМ
Ты зачем сорвала цветы?!

ВЕРА
Я сделала букет, Тима. Завтра в школе ты подаришь его своей первой учительнице. Тебе что, букет не нравится?

ТИМ
Ну, зачем, зачем ты загубила цветы! Ты же говорила, что они тебя радуют.

ВЕРА
Теперь они будут радовать и других: тебя, твою учительницу, твоих одноклассников. Цветы сделают ваш первый день в школе праздником.

ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
Тим, мама эти цветы специально к первому сентября вырастила. Ты не хочешь сказать маме спасибо?

ТИМ
Спасибо. Пускай сама дарит их учительнице!

Вера с улыбкой протягивает букет Тиму.

ВЕРА
А я дарю цветы тебе, Тимофей! Мы с бабушкой радуемся, что ты вырос и завтра станешь школьником. Теперь вместо цветов нас будешь радовать ты.

Тим нехотя принимает цветы.

ТИМ
Что мне с ними делать?

ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
Неси, пока неси домой. И все будут видеть, какая большая у нас радость.

ВЕРА
А я понесу сумку с картошкой.

ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
А я – с яблоками. Мы все взяли? Тогда я закрываю дверь, и мы, радостные, идем на электричку, а то, как бы она не убежала без нас.