Попов Константин Васильевич,
художник, белоэмигрант
В русских кругах Буэнос-Айреса, столицы Аргентины, знают имя этого талантливого художника.
При жизни Константина Попова блистало более 40 его персональных выставок в столице, городах Росарио, Мендоса, Мар-дель-Плата и других.
Но вряд ли знают о поразительном творчестве и судьбе художника Попова его земляки из казачьей станицы Михайловской, в которой он родился в 1897 году.
И не потому, что земляки не желали о нем знать, а потому, что советская власть всякие сведения об успешной жизни белоэмигрантов за границей тщательно скрывала от своих граждан. Тем более о талантливых казаках зарубежья!
Константин Попов образование получил в казачьей донской столице Новочеркасске. Проявил дарование к рисованию и был принят в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. Среди учителей его был художник К.А. Коровин, писавший в Москве декорации по эскизам известных живописцев В.Васнецова, В.Поленова и бывший художником при Императорских театрах.
Очевидно, он и заложил юному Константину Попову искусство театральной декорации, тонкого колорита пейзажей и интересного портретиста.
Но в творческую судьбу Попова вмешалась смута революции и в 1918 году он возвращается в свободный от красных частей Новочеркасск. Вместе с отчаянной молодежью Дона встает в шеренги Белого движения.
Участвует в сражениях гражданской войны.
Но от бессмысленной кровавой бойни стали уставать и красные и белые. Белое движение потерпело явное поражение.
В 1920 году Попов с остатками армии Врангеля в составе Атаманского военного училища эвакуируется через Черное море на остров Лемнос в лагеря беженцеы-изгнанников. Но и здесь не проходила у него взбудораженная память о былом:
Забыть ли, как на снегу сбитом
В последний раз рубил казак,
Как под размашистым копытом
Звенел промерзлый солончак,
И как минутная победа
Швырнула нас через окоп,
И храп коней, и крик соседа,
И кровью залитый сугроб.
С отрядом офицеров эмигрирует он в Болгарию. Поступает в Академию художеств, которая через два года направляет его в Рим для совершенствования в
искусстве. На жизнь он зарабатывает, расписывая различные декорации в театре «Констанца». Так прошли три года.
В 1926 году Константин Попов переезжает во Францию, и работает день-ночь на заводе «Ситроен».
И тут судьба проявляет к нему благосклонность.
Попов встречает своего бывшего профессора, К.А.Коровина, находящегося в эмиграции. Благодаря его помощи Попов смог возвратиться к желанной деятельности художника. Дирекция престижного театра Шан-э-Эпизе приняла его в качестве художника-декоратора - и не разочаровалась!
Парижская богема в течение пятнадцати лет восторгалась зрелищными театральными декорациями Попова, написанными для парижской группы Московского художественного театра, русской оперы Церетели, хора Аргенева-Славянского, к постановкам балета Анны Павловой и других.
Обретший славу в Европе, Попов в 1936 году получает персональное приглашение из-за океана - приехать на солидную работу в Аргентину, в которой проживало до двухсот тысяч эмигрантов из России.
В столичном Буэнос-Айресе, в группе лучших художников мира, Попов участвует в уникальной росписи стен и потолка огромного театра «Бабилония», общей площадью 5 тысяч кв. метров живописи, и панно во «Дворце танца», где среди национальных танцев им запечатлен наш жгучий «Казачок».
Константин Васильевич писал красочные декорации в театрах Буэнос-Айреса, как «Колон», «Атенео» и других. Публике известен был также колоритными тропическими пейзажами, броскими натюрмортами и портретами.
Он, неутомимый художник, участвовал в культурной жизни русской колонии, где имелись различные объединения, драматический кружок, ставящий
спектакли русских классиков.
В Аргентине слышал русскую речь и песни, видел славянские лица. Встречались даже волжские переселенцы-колонисты из Камышинского уезда на Волге.
«Связующим и осведомленным о русской жизни в Аргентине центром служит местная газета «Русский в Аргентине». Редактором ее является бывший парижанин, инженер Г.М. Киселевский, шесть лет тому назад переселившийся в Буэнос-Айрес, а издателем предприимчивый С. И. Стапран, бывший офицер».
Эта русская газета с драматическим кружком, и вступившим в работу Пушкинского комитета Константином Поповым, провели в Буэнос-Айресе блистательные мероприятия, посвященные памяти великого Пушкина в связи со столетней годовщиной со дня его смерти.
…Константин Васильевич Попов упокоился в стране солнца и цветов Аргентине.
Он оставил после себя великолепные произведения живописи.
Интересно, увидим ли мы когда-нибудь хотя бы толику из богатого творческого наследия нашего славного земляка?..