Герой, эп. 4

Сестры Ивенс
второй части "Другая любовь" сценария "Вероника и четверо ее женихов"

НАТ. ШКОЛЬНЫЙ ДВОР – ВЕСНА – ДЕНЬ

Теплый денек конца апреля. Через широкий школьный двор, обсаженный деревьями с молодой листвой, обогнув здание школы, Вера идет на школьную спортивную площадку.

На площадке Светлана Михайловна проводит урок физкультуры со своим классом. Она в трикотажном спортивном костюме, плотно облегающем ее тугой зад и могучую грудь, на шее висит на шнурке свисток спортивного судьи, в руке она сжимает секундомер.

На асфальтированной беговой дорожке по окружности площадки, растянувшись длинной вереницей, бегут ее ученики.

В числе последних, намного отстающих от лидеров, бегут Тим и полная девочка.

Вера останавливается у баскетбольной площадки, обрамленной лавками для зрителей.

Светлана Михайловна стоит к ней спиной, она не знает о приходе Веры.

Тим и девочка, запыхавшиеся, с красными потными лицами, приближаются к месту, где стоит учительница.

Тим замечает мать и пытается ей улыбнуться, но сведенные напряжением мышцы лица не подчиняются ему.

 СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА
(строгим окриком)
Быстрее, быстрее шевелите своими булками! Все на второй круг пошли, а вы еще первый не закончили, позорище!

Она ритмично свистит в свисток и отбивает такт ладонями.

Собрав последние силы, сосредоточенно глядя перед собой, Тим пытается ускорить бег. И тут  его лицо окрашивается кровью, хлынувшей из носа.

Вера бросается к Тиму, и он бесформенно сползает в ее распахнутые руки.

Дети, догонявшие Тима, останавливаются на дорожке. Учительница, заметившая Веру, пытается приветливо улыбнуться ей, но Вера не обращает на нее никакого внимания. Зажав  Тиму нос своим платком, Вера ведет его к лавке.

Учительница резко свистит в свисток.

СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА

Продолжаем урок. Заканчивайте дистанцию! Быстро! Быстро!

Она отбивает ладонями ритм, дети возобновляют бег.

Вера и Тим сидят на лавке. Одной рукой Вера прижимает к себе тяжело дышащего Тима, Другой обтирает его лицо окровавленным платком.

ТИМ
Все, мама, все. Мне надо бежать.

Тим порывается подняться. Вера удерживает его.

ВЕРА
Куда бежать?! Еще кровь не остановилась!

ТИМ
Пусти! Меня ругать будут!

ВЕРА
(уверенно)
Не бойся: не будут.

ТИМ
Будут: я позорю наш класс.

ВЕРА
Как позоришь?

ТИМ
По физкультуре. Из-за меня мы не будем первыми в школе. Пусти!

ВЕРА
И ты готов бежать?

ТИМ
Я должен.

ВЕРА
А если ты умрешь на дорожке?

ТИМ
Ну и что!

ВЕРА
Да ты – дурак, Тим! Я тебя никуда не отпущу. Смотри, урок без тебя продолжается как ни в чем не бывало!

На площадке дети, построившись в два ряда, выполняют под руководством учительницы наклоны и приседания, не обращая внимания на Тима и Веру.

ВЕРА
Видишь: «… отряд не заметил потери бойца и «Яблочко» песню допел до конца». А ты собирался пожертвовать собой ради престижа своего класса.

ТИМ
Что это «престиж»?

ВЕРА
Первенство в соревновании.

ТИМ
Поэтому я дурак?

ВЕРА
(серьезно)
Не поэтому. А потому, что ты не понимаешь, что в жизни главное. Вот я тебе объясню.
Главное для человека – его собственная жизнь. У человека только одна жизнь, а не как в игровых автоматах, шесть или семь жизней. Одна жизнь кончится – и человека нет, закопают в гробу в могиле. Поэтому свою жизнь надо беречь, хорошо беречь!

Тим зажимает свой нос платком и внимательно слушает мать.

ВЕРА
Но иногда бывает так, что человек сам отдает свою жизнь ради других людей. Вот во время войны был такой солдат Александр Матросов. Однажды во время боя немецкий автоматчик спрятался в ДОТе и убивал оттуда наших солдат, а в него нельзя было попасть. И тогда Александр Матросов своим телом закрыл ДОТ. Матросов погиб, но сколько своих товарищей от смерти спас!
Матросов – герой, он совершил подвиг во имя своих товарищей.

Тим и Вера наблюдают, как дети на уроке  один за другим перелазят через стенку препятствия.

ВЕРА
(продолжает)
Отдать свою жизнь ради другого человека можно и в мирное время. Например, когда женщина рожает ребенка, иногда случается так, что выжить может только один: либо ее ребенок, либо она сама. И тогда женщина отдает свою жизнь ребенку.

ТИМ
И ты так сделала?

ВЕРА
(обнимает Тима)
Слава Богу, у меня были нормальные роды. Но если бы мне пришлось выбирать, думаю, я отдала бы свою жизнь за тебя.

ТИМ
И я бы за тебя отдал!

ВЕРА
Разве? Если бы ты сейчас бежал дистанцию, а я здесь, на лавочке, обливалась кровью, ты бросился бы ко мне или продолжал бы бороться за первое место для класса?

ТИМ
(горячо)
К тебе, мама!

ВЕРА
(улыбается)
А ты не такой дурак, Тим, если понял, что подвиг совершают ради людей, а не ради престижа или идеи. Никакая идея не может быть важнее жизни человека. Герой – тот, кто может отдать свою жизнь ради спасения жизни другого человека. И только террористы или фанатики жертвуют собой ради глупых идей. Ты меня понимаешь?

ТИМ
Да, мама.

ВЕРА
Тогда беру свои слова о дураке обратно. Ты меня простишь?

Звенит школьный звонок, возвещающий конец урока.

ТИМ
Да, мама.

К лавочке подходит Светлана Михайловна.

СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА
(обращается к Тиму)
Ну, как у тебя дела?

ТИМ
Хорошо.

СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА
(строго)
Почему на урок не вернулся?

ВЕРА
Я его не отпустила. Разве вы не видите, что для него велика такая физическая нагрузка?

Дети подходят к лавочке и окружают ее со всех сторон, внимательно наблюдая за происходящим.

СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА
Не я устанавливаю школьные нормативы. Если Ваш ребенок болен – лечите его. А мне предоставьте справку об освобождении от физкультуры.

ВЕРА
А если бы меня здесь не оказалось, чем бы закончилась это ситуация?

СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА
В школе медкабинет есть.

ВЕРА
А если бы не дошел?

СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА
История не знает сослагательного наклонения.

ВЕРА
Понятно. Справку  мы предоставим и лечить будем. Жаль только, что Вас нельзя вылечить от карьеризма и душевной черствости.

СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА
(с кривой улыбкой)
К счастью, эти вопросы не в Вашей компетенции.

ВЕРА
К несчастью, Вы правы.

Светлана Михайловна свистит в свисток.

СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА
(ученикам)
В колонну по два – становись!

Дети становятся в колонну. Тим пытается встать, Вера удерживает его на лавке.

СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА
В класс – шагом марш!

Неровным строем, с разговорами дети и учительница уходят с площадки.

ТИМ
(обращается к матери)
А я?

ВЕРА
А ты, Тим, пойдешь в другую школу. В ту, которая возле бабушкиной работы.

ТИМ
Почему?

ВЕРА
(вздыхает)
Потому, Тим, что я считаю, что первая учительница должна быть как вторая мать. Пойдем, сынок, в класс переодеваться.