21. Иеремия, Иезекииль и падение Иудеи

Константин Рыжов
                1. Новые выступления  Иеремии

Иудейскому царю Иоакиму (http://www.proza.ru/2013/05/23/305), когда он занял престол, исполнилось двадцать пять лет. По характеру он был полной противоположностью своему отцу: любил веселье и роскошь. Религиозные вопросы занимали его мало. В первые годы правления Иоакима вновь раздались горячие проповеди пророка Иеремии, голос которого не был слышен во всю вторую половину царствования Иосии. Однажды, встав в воротах  храма, пророк провозгласил: «Так говорит Господь, Бог Израилев: "Исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на этом месте. Как! Вы крадете, убиваете и распутничаете, и клянетесь во лжи, и служите Ваалу, и следуете чужим богам, которых  не знали прежде. Потом  вы приходите, становитесь перед Моим лицом и говорите: «Мы спасены», только для того, чтобы снова совершать все  эти мерзости. Неужели храм Мой сделался вертепом разбойников? Пойдите в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие Израиля. Также поступлю Я и с этим храмом, как поступил с Силомом. И отвергну вас от лица Моего, как прежде отверг ваших братьев"». (Смысл этой угрозы прозрачен: в Силоме, как мы помним, изначально находился ковчег Господень; пока народ был верен Завету, Бог пребывал с ним, а когда изменил, Господь перестал охранять святыню – храм в Силоме был разрушен; ковчег захватили враги).

 Священники и многие жители столицы были возмущены словами пророка. Иеремию схватили и стали говорить ему: «Ты должен умереть! Зачем ты пророчествуешь именем Господа и говоришь: дом этот будет как Силом, и город этот опустеет, оставшись без жителей?» Некоторые предлагали тотчас убить пророка за нечестие, но потом  его повели в суд. Впрочем, судьи, внимательно разобрав дело, отпустили его на свободу.

Но Иеремия не успокоился! Он отправился во дворец и выступил с обвинениями перед самим царем. Он сказал: «Так говорит Господь: "Производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте этом. Ибо если вы будете исполнять это слово, то будут входит в ворота этого дома цари, сидящие вместо Давида на престоле его. А если не послушаете этих слов, то Мною клянусь, что дом этот сделается пустым". Ибо так говорит Господь дому царя иудейского: "Я сделаю тебя пустынею и города необитаемыми и приготовлю против тебя истребителей, каждого со своими орудиями. И многие народы будут проходить через город этот и говорить друг другу: «За что Господь так поступил с этим великим городом?» И скажут в ответ: «За то, что они оставили завет Господа Бога своего и поклонились иным богам и служили им». Не плачьте об умершем и не жалейте о нем; но горько плачьте об уходящем в плен, ибо он уже не возвратится и не увидит родной страны своей. А об Иоакиме, сыне Иосии, царе иудейском, Господь говорит так: "Ослиным погребением будет он погребен; вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима. Всех пастырей твоих унесет ветер, и друзья твои пойдут в плен; и тогда ты будешь пристыжен и посрамлен"». За эти дерзкие и бесстрашные слова Иеремию прогнали вон и заключили под домашний арест.
               
                2.О том, как царевич Навуходоносор победил египтян

Борьба за ассирийское наследство между тем продолжалась. Расправившись с ассирийцами, Набопаласар в 607 г. до Р.Х. начал борьбу с Египтом. Более двух лет шли постоянные стычки на берегах Евфрата. В 606 г. до Р.Х. вавилонянам удалось переправиться через реку. Пришло время решительной битвы. Старый больной Набопаласар уже не принимал в ней участия, поручив командование сыну Навуходоносору. Оплотом египтян в Сирии был сильно укрепленный город Каркемиш. Неожиданно форсировав Евфрат, Навуходоносор атаковал египетский лагерь под городскими стенами. В ожесточенном бою вавилоняне сломили сопротивление солдат фараона и на их плечах ворвались в Каркемиш. Потерпев поражение на улицах города, остатки египетской армии в панике бежали к Хамату. Здесь Навуходоносор настиг врагов со своей конницей и перебил большую их часть. Этот разгром произвел сильное впечатление на правителей Сирии, которые тут же безропотно признали власть вавилонского царя. В разгар этих событий старик Набопаласар умер. Навуходоносор поспешил в Вавилон и на 23-й день после кончины отца занял царский трон (он правил в 605-582 гг. до Р.Х.). В следующие годы царь постоянно совершал походы в Сирию и Палестину, постепенно расширяя свои владения. В 604 г. до Р.Х. Навуходоносор взял восставший против него Аскалон, разграбил и разрушил его.


                3. Как Иерусалим в первый раз был захвачен вавилонянами

В 603 г. до Р.Х. царь Вавилонии Навуходоносор (http://www.proza.ru/2013/10/06/2158) заставил признать свою власть иудейского царя Иоакима.  Последний не терял надежды освободиться от зависимости и вынашивал планы восстания.  Иеремия знал об этом и пытался предостеречь царя от пагубного шага. Однажды он послал во дворец свиток со своими Боговдохновенными пророчествами, но Иоаким сжег его, а пророка повелел схватить и казнить. Иеремия, предвидя это, успел скрыться.

Последующие события показали, что царь напрасно не слушался советов пророка. В 601 г. до Р.Х. Навуходоносор совершил поход к границам Египта, захватил Газу, но не смог победить египтян в сражении. Оппозиционное движение вавилонянам в Сирии и Палестине оставалось очень сильным. Оплотом недовольных была Иудея. В 599 г. до Р.Х. Навуходоносор узнал о тайных сношениях иудейского царя с Египтом и  подверг его владения опустошению. В 598 г. до Р.Х. вавилоняне подступили к самому Иерусалиму. Царь Иоаким, не решился оказать сопротивление и открыл перед осаждавшими ворота. Навуходоносор велел немедленно казнить его. После этого труп царя был брошен непогребенным за городской стеной.

Престол перешел к сыну Иоакима Иехонии (598-597 гг. до Р.Х.). Но он находился у власти всего сто дней. В начале 597 г. до Р.Х. Навуходоносор во второй раз подступил к Иерусалиму и начал его осаду. До штурма на этот раз также не дошло.  Весной город капитулировал. Навуходоносор поступил с побежденным сурово, но никого не казнил.  Царь Иехония, вся знать и до 10 тыс. человек отборного населения были насильно переселены в Вавилон. В числе изгнанников оказались видные государственные деятели, военачальники, священники и книжники. В плен ушли также многие солдаты, все богатые ремесленники, художники и строители, так что в иудейской столице не осталось ни кузнецов, ни плотников - одни только бедняки. Навуходоносор вывез из Иерусалима все сокровища храма и сокровища царского дома. Золотые сосуды, сделанные в свое время Соломоном, были изломаны и переплавлены в слитки.

Новым царем стал третий сын Иосии Седекия (597-586 гг. до Р.Х.). Это был слабый, недалекий человек, которого никогда не готовили в правители государства. Двор его быстро наполнился новыми людьми. Отправленных в Вавилон царедворцев заменили ловкие проходимцы и фанатичные патриоты. Египетские агенты легко проникали в их среду и раздували угли тлеющего мятежа. В это время было слово Господнее к Иеремии. Бог сказал ему: «Сделай себе узы и ярмо и возложи их себе на шею, пойди к Седекии и скажи  от Моего имени: "Я сотворил землю, человека и животных, которые на лице земли, великим могуществом Моим и простертою мышцею Моею, и отдал ее, кому Мне благоугодно было. И ныне Я отдаю все эти земли в руку Навуходоносора, царя вавилонского, раба Моего, и даже зверей полевых отдаю ему на служение. И все народы будут служить ему и сыну его и сыну сына его, доколе не придет время и его земле и ему самому; и будут служить ему народы и цари великие. И если какой народ и царство не захочет служить ему, Навуходоносору, царю вавилонскому, и не подклонит шеи своей под ярмо царя вавилонского, - этот народ я накажу мечом, голодом и моровою язвою…"».
 
В то же время Иеремия отправил письмо в Вавилон к плененным иудеям, которые жили в ожидании скорого возвращения на родину. Пророк старался излечить их от этих беспочвенных ожиданий и предупреждал, что пленение будет долгим. Он писал: «Стройте дома и живите в них, и разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей; и сыновьям своим берите жен и дочерей своих отдавайте в замужество, чтобы они рождали дочерей и сыновей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь… Ибо так говорит Господь, Бог Израилев: "Да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся; ложно пророчествуют они вам именем Моим…" Ибо так говорит Господь: "Когда исполнится в Вавилоне семьдесят лет, тогда я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на родину…"»

                4. Призвание пророка Иезекииля

Среди иудеев, угнанных в вавилонский плен, был молодой священник по имени Иезекииль. Он приобрел себе дом неподалеку от Вавилона, на берегу реки Ховар, и прожил здесь до самой смерти. На пятый год после переселения Господь в чудном видении призвал Иезекииля на пророческое служение. «Я видел, - писал пророк позже, - бурный ветер, который шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из середины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных. И шли они, каждое в ту сторону, которая перед лицом его. Над головами животных было подобие свода, напоминавшего своим видом изумительный кристалла. А над сводом было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; и сияние было вокруг него. Такое было видение подобия Славы Господней. Увидев это, я пал на лицо свое, и слышал глас Говорящего, и Он сказал мне: "Сын человеческий! Стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою". И когда Он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне. И Он сказал мне: "Сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до этого самого дня. И эти сыны с огрубелым лицом и жестким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: «Так говорит Господь Бог!» Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них. А ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся речей их, если они волками и тернами будут для тебя, и ты будешь жить у скорпионов; не бойся речей их и не страшись лица их, ибо они мятежный дом; и говори им слова Мои, будут ли они слушать, или не будут, ибо они упрямы. Ты же, сын человеческий, слушай, что Я буду говорить тебе; не будь упрям, как этот мятежный дом; открой уста твои и съешь, что Я дам тебе". И увидел я руку, простертую ко мне, а в ней книжный свиток. И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: "плач, и стон, и горе".  И сказал Он мне: "Сын человеческий! Съешь этот свиток и иди, говори дому Израилеву". Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток, и было в устах моих сладко, как мед. И Он сказал мне: "Сын человеческий! Встань и пойди к переселенным, к сынам народа твоего, и говори к ним, и скажи им: «Так говорит Господь Бог!» будут ли они слушать, или не будут". И поднял меня дух; и я слышал позади себя великий громовой голос: "Благословенна Слава Господа от места своего!"»

                5. Как Слава Бога Израилева оставила Иерусалим

Год спустя, в 591 г. до Р.Х., Иезекиилю было новое видение. Сначала перед пророком возникла огненная фигура, которая, ухватив его за волосы и перенесла Иезекииля в Иерусалим, к северным воротам храма. Здесь он увидел Славу Бога Израилева, подобную той, которая явилась ему в прежнем видении, и услышал слова, обращенные к нему: «Сын человеческий! Видишь великие мерзости, какие делает здесь дом Израилев, чтобы  Я удалился от святилища Моего?» Иезекииль огляделся и увидел отвратительных пресмыкающихся, нечистых животных и всяких идолов, перед которыми стояли с кадилами семьдесят иудейских старейшин. Господь сказал: «Видишь, что делают старейшины в темноте, каждый в своей комнате, когда думают, что Я их не вижу? За это Я стану действовать против них с яростью и не помилую из них никого, хотя бы они умоляли Меня об этом».

Тут раздался громкий голос: «Пусть приблизятся каратели города, каждый со своим губительным орудием!» Слава Господня стала у порога храма, а по городу прошли губители, поражая отступников. Один из них брал раскаленные угли и пригоршнями бросал их на обреченные жилища. Когда все было кончено, херувимы простерли свои крылья, и Слава Господня, покинув храм, встала у восточных ворот. Иезекииль был потрясен этим ужасным зрелищем. «Неужели, - спрашивал он себя, - Господь разрывает завет со Своим народом?  Неужели Он бросает его на растерзание врагов?» Пророк упал ниц и закричал: «Господи Боже! Неужели Ты хочешь до конца истребить остаток Израилев?»

И вновь раздался голос: «Так говорит Господь Бог: хотя Я удалил иудеев к чужим народам и хотя рассеял их по землям, но я буду для них малым святилищем в тех землях, куда они пошли. Скажи им: "Так говорит Господь Бог: «Я соберу вас из народов, и возвращу вас из земель, в которые вы рассеяны; и дам вам вновь землю Израилеву». И придут они туда, и извергнут из нее все гнусности ее и все мерзости ее. А я дам им сердце единое и дух новый вложу в них, и выну из них сердце каменное, и дам им сердце из плоти, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их. И будут они народом Моим, а Я буду их Богом».

Едва голос смолк, херувимы  взмахнули крыльями, и Слава Господня взмыла вместе с ними вверх…

                6. Разрушение Иерусалима

 В течении восьми лет после своего воцарения Седекия хранил верность вавилонянам, но потом соединился с египтянами в надежде, что те помогут ему разгромить Навуходоносора. Однако вавилонский царь напал на Иудею раньше, чем его противники успели объединиться. Разорив всю страну, он подступил в 588 г. до Р.Х. к Иерусалиму и начал его осаду. Египетский фараон пытался помочь осажденным, но потерпел поражение в сухопутной битве. Его союзники филистимляне подверглись страшному истреблению. Больше иудеям не на кого было рассчитывать. В течении восемнадцати месяцев они мужественно выдерживали упорную осаду и штурмы вавилонян. Осаждавшие подвели к стенам крепости насыпи и соорудили высокие башни, с которых обстреливали защитников города. Иудеи терпели жестокий голод, множество их пало от рук врагов и болезней. В этот критический момент Иеремия призвал сограждан покинуть обреченный город. Он обратился к осажденным с такими словами: «Так говорит Господь: "Кто останется в этом городе, умрет от меча, голода и моровой язвы; а кто выйдет к халдеям, будет жив, и душа его будет ему вместо добычи, и он останется жив". Так говорит Господь: "Непременно передан будет этот город в руки войска царя вавилонского, и он возьмет его"». Военные были вне себя от гнева. Они пожаловались царю: «Иеремия ослабляет руки воинов, остающихся в этом городе, и руки всего народа, говоря им подобные слова. Этот человек не блага желает народу своему, а бедствия». Царь, до этого старавшийся защитить пророка от его врагов, отступился от него. «Возьмите его, - сказал Седекия, - он целиком в ваших руках».

Патриоты давно искали способа расправиться с Иеремией, однако  не осмелились пролить его кровь. Пророка бросили  в глубокую яму во дворе придворной тюрьмы. Несчастного ожидала жестокая смерть, но царский евнух Абдемелех сумел заступиться за него. Иеремию извлекли из ямы и заключили в караульном помещении. Горожанам в это время было уже не до него. Ужасное положение, в котором пребывали осажденные, Иеремия описал позже в своем скорбном «Плаче»: «Язык грудного младенца прилипает к гортани его от жажды; дети просят хлеба, и никто не подает им. Евшие прежде обильные яства голодают на улицах, возлежавшие на пурпуре – валяются в грязи. Князья иудейские были чище снега и белее молока; телом они были  краше коралла, а вид их был, как сапфир. А теперь лица их темнее всего черного; их не узнают на улицах, и кожа их прилипла к костям их, стала суха, как дерево. Поражаемые мечом счастливее убиваемых голодом, ибо они тают медленно, лишенные плодов земли. Руки мягкосердечных женщин варят детей своих, чтобы они были для них пищею во время погибели…»

 Наконец, в июле 586 г. до Р.Х., когда силы иудеев оказались окончательно подорваны, вавилонянам удалось пробить брешь в стене и прорваться внутрь укреплений. Узнав об этом, Седекия попытался бежать, но был захвачен в плен. Навуходоносор приказал перебить всех сыновей царя, выколоть ему глаза и в оковах отослать в Вавилон. Всех оставшихся в живых иудеев  угнали в Вавилонию. Их царство перестало существовать. Спустя два месяца после падения города, Навузардан, начальник телохранителей Навуходоносора, сжег храм. Выложенный внутри кедром, он был быстро охвачен пламенем; камни лопались  и оседали; вскоре от Соломонова святилища осталась лишь черная груда руин; вероятно, в огне погибла древняя святыня Израиля – ковчег Завета. Царский дворец и все большие дома в Иерусалиме имели ту же участь. Стены вокруг города были разрушены.
    
                7. Последнее пророчество Иеремии

Иеремию Навуходоносор приказал освободить из заключения и впредь не чинить ему никаких притеснений. Пророк поселился сначала в Массифе, а потом переселился в Египет, в город Тафнис. Он чувствовал, что жизнь его подходит к концу, и пробегал ее всю мысленным взором. Как не походили друг на друга эпохи его молодости и старости! На том месте, где некогда располагалась богатая и цветущая страна, теперь в полном смысле слова простиралась пустыня: города лежали в развалинах, все население было угнано на чужбину. Но пророк знал, что история Иудеи не окончилась – пройдя через горнило распада и разгрома, она начинала теперь долгий путь к возрождению. И вот,   незадолго до смерти, он пишет  последнюю книгу, которую отправляет в Вавилон. Тон ее разительно отличался от всего того, что ему приходилось говорить прежде – на место суровым обличениям и горькой нелицеприятной правды, которую он всегда смело бросал в лицо народу, пришли слова надежды и утешения. Иеремия писал: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с Израилем и Иудой НОВЫЙ ЗАВЕТ. Он будет не таким, какой Я заключал с их праотцами, когда взял их за руку, чтобы вывести из земли Египетской. Хотя они нарушили Мой Завет, Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но Завет, который Я заключу с Израилем после тех дней, Я вложу в них самих и на сердцах их напишу его; и стану Я для них Богом, а они будут Моим народом. Не нужно уже будет им учить друг друга познанию Бога: все они от малого до великого будут знать Меня, говорит Господь, ибо прощу Я беззакония их и не буду вспоминать грехов их. Так говорит Господь, Который дал солнце для света днем, а луну и звезды для света в ночи, Который волнует море так, что шумят его волны; Яхве – имя Его».

«Священная Иудея» http://proza.ru/2010/07/14/189

Сирия, Палестина и Финикия http://proza.ru/2013/10/06/1576