Безусые комбаты. Часть 4. Рота! С песней!

Сергей Даштамиров
Продолжение. (Читать с начала - http://www.proza.ru/2011/06/29/517)


4

Наконец, новоявленные курсанты, сияющие стрижеными затылками, медью блях и начищенными сапогами, застыли в ротном строю. Пахло новым обмундированием, одеколоном, кожей; все эти запахи перекрывал специфический запах сапожного крема, которым первокурсники щедро намазали тяжелые юфтевые сапоги.

Старшина повел роту на обед. Нелегко, с непривычки, было держать равнение в шеренгах, соблюдать интервал и дистанцию. То и  дело, кто-то терял ногу, спотыкался о впереди идущего; левый фланг постоянно отставал, и четвертому взводу приходилось почти бежать, чтобы выдерживать дистанцию. Первокурсники сегодня впервые надели настоящую курсантскую форму, но это был еще не воинский строй: вся учеба была впереди – военными они еще должны были стать…

- Р-р-а-з! Р-р-а-з! Раз-два-три! – считал старшина, давая возможность подобрать ногу.

- Р-рот-та! – посыпался «горох». Старшина еще несколько раз дал счет. Шаг стал стройнее.

- Рота! – по этой команде надо было переходить на строевой шаг, и курсанты с ожесточением барабанили тяжелыми сапогами по тротуару, стараясь подковками высечь искру из асфальта.

Их лица были напряжены и сосредоточены. Над строем стоял веселый звон, поскрипывали ремни. Новое хлопчатобумажное обмундирование, «хэбэ», плохо пропускало воздух и прилипало к потным спинам. Запах пота и пыли примешивался к остальным запахам курсантского строя.

- Запе-вай! – последовала новая команда старшины. Сотня звонких юных голосов взметнулась над строем, разрезая чистый, терпкий воздух ранней осени и уносясь ввысь к нежно-голубому небу:

- «Безу-сые комба-а-ты
Ве-ду-у-т своих орля-а-т…»

Петь восьмая рота умела: месяц, проведенный до этого в учебном центре, не пропал даром. Песня сплачивала роту; во время песни она становилась одним живым организмом, жила одним движением, одним дыханием, одним сердцем…

Сергей почти физически ощущал это и сейчас. Он ощущал мощь строя, чувствовал рядом плечо товарища, слышал его дыхание и голос. Песня моментально сняла напряжение и усталость – лица курсантов сияли.

Нежное, прозрачное на солнце золото осенних листьев медленно падало под ноги, кружась под звуки неслышимого вальса; и эти краски, эта скрытая музыка придавали еще большую праздничность сегодняшнему дню.

- Отставить песню!...Рота! Стой! – раздалась команда старшины, - Нале-во! Справа по одному, в столовую…бегом!...Отставить!

Это была самая противная команда: она означала, что все придется повторить сначала. До полного усвоения…

- По предварительной команде «Бегом» руки сгибаются в локтях, - разъяснял старшина, - по исполнительной команде «Марш»…

Эти разъяснения, уже давно знакомые каждому, стоящему в строю, делались таким нудным, дребезжащим голосом, что были похожи на издевательство…

- Бегом! – старшина сделал паузу, проверяя выполнение предварительной команды,
- Марш!

У входа в столовую было установлено большое, в рост человека, зеркало, и каждый, пробегающий мимо него, украдкой от других старался заглянуть в него, как он смотрится в форме?..

Казалось, все курсанты были на одно лицо – теперь даже давние друзья могли узнать друг друга, только подойдя почти вплотную. Зато от старшекурсников их можно было отличить без труда, и не только по сверкающей на солнце голове, но и по тому, как топорщилось на них обмундирование, как туго были затянуты поясные ремни – оставалось удивляться, как они еще умудряются дышать…

(Читать продолжение -http://www.proza.ru/2011/06/29/580)