Душа

Николай Мурашев
               
      
    Душа, что это такое?  Мы часто слышим и применяем это слово. При этом весьма смутно предполагаем – это объект или явление. Говорим: «Душа радуется» или «Душа ушла в пятки», или «Вся душа изболелась», или «Это душа-человек», «А у того человека душа чёрная, плохая».
   «Философский энциклопедический словарь»,  изд. Москва, 1983 г. дает следующее определение термину: « Душа – это психика, внутренний мир человека». Это по своему качеству классическое туманное определение: обо всём и не конкретно.      
   Современный «Большой энциклопедический словарь русского языка» этот термин толкует так:
              По представлениям современной лингвистики .
1. Это внутреннее состояние, моральная сила человека или коллектива.
2. Это внутренний мир человека, мир его чувств, переживаний, настроений и т.п.
3. Это совокупность характерных свойств, черт, присущих личности.
  Все эти определения также туманны по своей сути. Особенно умиляет здесь, в научном (!) определении, применение «и т.п.».
             
              По религиозным представлениям.
    Это духовная сущность человека, особая нематериальная бессмертная сила, обитающая в теле человека (иногда животных, растений). Более подробно об этом можно прочитать в статье «Религия и человек».

    Отсутствие ясности в понимании термина душа побуждает желание преодолеть существующую в русском языке туманность. Если читателю хочется того же – я приглашаю его к размышлению.
    В статье «Человек», опубликованной на этой авторской странице, говорится, что
информационная сущность человека является определяющей, то есть его основным качеством, что каждый из нас состоит из биоинформационной системы и информационно-интеллектуальной системы и по существу является макросистемой, что всякое действие человека, если оно не рефлекторное, является отражением качества его мышления.
    Широко известно, что речь человека является зеркалом его души. Это верно, но не полно,  поступки человека также являют миру его душу. В речи – это сущность отражаемой информации, а в поступках – сущность его действий, по которым появляется возможность оценки их качества или значимости для оценивающего человека.  Когда незнакомый Вам человек спит, молчит и не отражает информации или не проявляет каких-либо действий, что-либо сказать о его душе (оценить) Вы не можете. Когда Вы знаете человека, Вы можете судить о его душе, оценивать её, и даже больше того – прогнозировать его реакции на ту или иную информацию. Но оценка души – это оценка, а не её понятие. Оценка даёт ответ на вопрос «Какая по качеству душа?», но не даёт ответа на вопрос «Душа – это что?». Нам же нужно понять, что такое душа. Поняв это, мы сможем определить и её место в реальности.
   
    Итак. Речь и поступки отражают душу человека. Качество речи и поступков различно. Что же определяет качество речи? Конечно, качество мышления – интеллект человека и развитость программ его речевых действий. Качество поступков также зависит от качества мышления. А от чего зависит качество мышления? Верно! От саморазвития Разума. От его жизненных ценностей и интересов, которые он определяет как значимые для себя, от познаний и сформированного на базе этих познаний мировоззрения. От качества мышления зависит и «Поведенческий кодекс» человека, сформированный  его Разумом посредством анализа качества среды обитания.
    Немецкий философ Иммануил Кант говорил, что человек с одной стороны - это то, что создала Природа: вид живого существа, а с другой стороны – это то, что сделал он из себя сам. В цитате И. Кант не говорит о воспитателях и возлагает всю ответственность за общественную значимость человека на него самого – на его Разум.  И он прав.

    Давайте на этой базе попробуем проанализировать случаи применения нами термина душа.
Мы говорим: «Душа радуется».
    В этом словосочетании нам, без сомнения, понятен термин «радуется». Мы понимаем, что психика на какую-то информацию отреагировала определённым чувством. Но! Нельзя не обратить внимание на то, что информация в психическую подсистему могла поступить только или от биоинформационной системы, или от информационно-интеллектуальной системы: других взаимодействий эта подсистема не имеет. От биоинформационной системы информация могла поступить от центра наслаждения. В психической подсистеме она вызвала чувство удовольствия. Приятное чувство удовольствия в психической подсистеме разум воспринял как радость. От информационно-интеллектуальной системы психика реагирует на мысль. Не желая «афишировать» чувства психической подсистемы, разум может дать команду биоинформационной системе на сдержанное проявление эмоций. Когда такой команды не подаётся, губы человека по командам биоинформационной системы расплываются в улыбке, а то и возникает довольное похохатывание. Мы, традиционно, реакции биоинформационной системы не относим к  душе и именуем их как удовольствие. К душе мы относим лишь наши чувства, явившиеся реакцией психики на интеллектуальную информацию – на мысль. Но! Качество мысли, приятное для психической подсистемы, зависит от мировоззрения человека. Именно этот фактор является определяющим в понятии души и в формировании поведенческого кодекса человека. 
    Когда мы говорим о душе другого человека, то всегда оцениваем его речь и его поступки. Эта оценка является продуктом нашего мышления, в основе которого был критический анализ речевого проявления или поступка человека, осуществлённый методом сопоставления его мировоззрения и «Поведенческого кодекса» с нашим. При этом мы невольно проявляем качество своей души. Если оценка положительная, то наши мировоззрения и поведенческие кодексы близки. Если – отрицательная, то они разные.
   «ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОДЕКС» – это свод личных законов поведения человека, которые он сформировал в процессе своей жизни.

   Мы говорим: «Вся душа изболелась». Что же послужило причиной отражения такой мысли?
Опять-таки информация от какого-то события, которая в психике человека вызвала соответствующую реакцию. Реакция психики в биоинформационной системе снизила тонус организма, а в интеллектуальной системе вызвала драматическую ассоциацию.
    Отношение  Разума к драме у каждого человека своё и зависит от его мировоззрения и комплекса выработанных законов к её восприятию.  В качестве эксперимента, проверьте свои эмоции на следующие фразы: «Мне друг который год не пишет», «Мне сын который год не пишет». Вспомните массу профессий, в которых Разум так относится к драме, что психика человека остаётся почти спокойной.
    Рассмотрим пример, когда один человек оказывает помощь другому. Это реальное событие явилось отражением  мыслительной категории. В основе ее было мировоззрение человека. Возможно, это была одна из заповедей «Евангелия», а может  в поступке проявился закон  его личного поведения, который можно выразить фразой «Спешите делать добро»,  а может  «Человек человеку – друг». Если при этом человек, оказывающий помощь, испытывал чувство удовлетворенности самим собой, то это значит, что разум сделал его мышление достоянием психической подсистемы, породившей эмоции.  Человек, которому была оказана помощь, эту реальность оценил, сопоставив со своим мировоззрением и своим «Поведенческим кодексом», его Разум эту оценку сделал достоянием психической подсистемы, вызвавшей эмоции, после чего  он улыбнулся и сказал: «Спасибо, добрая душа!»
    ДУША – это интеллектуальное явление, создаваемое разумом человека на основании  его мировоззрения и «Поведенческого кодекса» и сопровождаемое  эмоциями.
Душа конкретного человека другими людьми оценивается различно, соответственно качествам их душ.  Ведь оценка всегда является собственностью оценщика.
    Душа – это информационное ядро личности.
    Свойством души является нравственность.
               
                *              *               *
    Уважаемые читатели! Статья о СЧАСТЬЕ была опубликована в рамках нашего совместного проекта с Нэлей Березной. Опубликование статьи о ДУШЕ является его продолжением. Отдавая отчёт в «сухой» непривлекательности текста моей статьи, я предлагаю прочесть на авторской странице Нэли Березной две миниатюры "Давай думать вместе о Душе", посвящённые пониманию этого термина. Ценность их состоит в том, что они явятся Вам на помощь при общении с детьми и внуками. Миниатюры излучают мудрость, любовь и ответственность автора перед читателями. Опубликованная в них фраза «Через слово созидается Душа» является замечательным открытием. Наш лозунг: "Быть добру!"