Плаги-адЪ

                                      П л а г и _ а д Ъ
                              _________________________________
                     Плагиат в Интернете – или Интернет в плагиате



От этого никто не застрахован: вдруг, случайно, неизвестно где и неизвестно под чьим именем – вы встречаете ваш кровный текст, выношенный, взлелеянный… И, если верить своим глазам, вы как автор уже не имеете к нему ни малейшего отношения…

Что же делать в такой ситуации?
Во-первых, не поддаваться негативным эмоциям – берегите себя для будущих свершений.
Во-вторых, всё на свете происходит зачем-нибудь. Возможно, судьба подбрасывает вам как писателю некий ценный опыт – или ставит перед вами жизненно важную задачу.
Например, учиться отстаивать свои права, не теряя лица.

Я драматург Ольга Зверлина* и с моими текстами было уже несколько казусных историй, некоторые забавны. Вот и решила поделиться накопленным техническим опытом: где, что и как.
Отмечу сразу: автор тексту нужен не только для того, чтобы тешить авторское самолюбие. Текст, скопированный и опубликованный анонимно, находится в зоне риска как бесхозный, и любой может покуситься на него, исковеркав, обкорнав и, в итоге, исказив авторский замысел.
Литературный текст – это единство формы и содержания, а не лего-конструктор для скучающих графоманов, которые почему-то всегда уверены, что лучше автора знают, «как лучше».

                               1.   К а к   о т ы с к а т ь   п л а г и а т   в   И н т е р н е т е

Разумеется, факт плагиата или анонимного копирования может быть обнаружен случайно, как чаще всего и бывает. К примеру, я натыкаюсь на подобные «сюрпризы», когда прочёсываю сеть в поисках новых постановок моих детских пьесок.
http://teatr-snov.narod.ru/PROZA/DR/Spisok.html

Но на самом деле есть простой механизм, позволяющий «приглядывать» в сети за своими текстами. Это поисковики. Я обычно пользуюсь Яндексом и Гуглом одновременно – результаты порой отличаются на порядок. :)
Искать бесхозные копии своих «текстовых сокровищ» можно по названию: некоторым плагиаторам лень даже название поменять. И вообще, я заметила, что любители чужой интеллектуальной собственности порой даже не подозревают, с какой лёгкостью могут обнаружить «понатыренное по углам» поисковые системы.
Но эффективнее искать произведение по какой-либо характерной цитате. Именно ваш уникальный авторский текстовый мини-блок (в разумных пределах – не более одной строчки) следует заключить в кавычки и отправить в окно поискового запроса: кавычки обеспечат неделимость цитаты. Кстати, подобным же способом любой рядовой публикатор анонимного текста может быстро выяснить, кто на самом деле его автор и откуда всё это украдено, а не прикидываться несведущим сиротой.

Автор есть у каждого текста.

И вот – результаты поиска: наряду с вашими родными законными публикациями – «публикации-зайцы». Ещё хорошо, если одна-две… а то ведь может быть и сразу несколько.
Сразу удостоверьтесь, что на обнаруженной странице нет вашего имени и ссылки на оригинал: по-хорошему, у добросовестного пере_публикатора рядом с вашим текстом должно присутствовать и то, и другое – в этом случае волноваться не о чем. Причём, наличие имени автора – лучше ссылки: текст с авторским именем никак не похож на бесхозный, а вот на ссылку читатели могут и не обратить внимания: делать им больше нечего, как по неизвестным ссылкам кликать. :)

Потенциальных копировальщиков можно заранее известить об условиях использования ваших текстов. Лично я в конце всех своих сетевых публикаций пьес помещаю стандартный блок:

«Разрешается копировать тексты только при упоминании имени автора и обязательной ссылке на первоисточник. В случае некоммерческих постановок – убедительная просьба известить автора. Любое коммерческое использование текстов – только по договорённости с автором».

Но – вернёмся к нашим баранам... то есть, копировальщикам.
Если в найденном вами тексте нет вашего имени и ссылки на оригинал, хуже того – в качестве автора фигурирует другое лицо, пора наводить порядок.
Не теряйте головы – начинайте действовать.

                               2.   К а к   с о б р а т ь   в е щ _ д о к и

Скажу сразу: я не сторонник судебных разбирательств и во всех случаях стараюсь договориться по-хорошему, лучше – приватно. Но даже в процессе обычной переписки с провинившимися лицами вам могут понадобиться вещественные доказательства их проступка: скрины и файлы.
Они подчеркнут серьёзность ваших намерений.
а) Сохраняем страницу с ворованным текстом опцией браузера «Сохранить» (на случай, если дело дойдёт до юристов, а воришка свои следы уже «заметёт»).
Этот сохранённый файл всегда можно будет открыть в браузере.
б) Также сохраняем в избранном ссылку на саму страницу: кто знает, сколько раз в ходе переговоров вам придётся проверять, удалён ли наконец ваш текст из чужого «огорода».
в) Также делаем «скрины» – фотокопии страницы. Важнее всего запечатлеть начало и конец текста так, чтобы обязательно читалось название сайта и было очевидно наличие рядом с текстом чужого имени (или просто отсутствие вашего).
Скрины можно использовать как иллюстративный материал при переписке с оппонентом или даже на время разбирательства разместить их в своём блоге.
•   К а к   д е л а т ь   с к р и н ы :
Нажимаем на клавиатуре кнопку «Print Screen» (она обычно вверху, в правой части), открываем имеющуюся под рукой графическую программу (я пользуюсь Adobe Photoshop), создаём новый файл, делаем «паст» и сохраняем картинку. Лишнее по краям можно обрезать, оставив только содержимое страницы.
Все вещ_доки лучше хранить на своём компьютере в специальной папке – с оригинальным названием «Плагиат», к примеру. :)

                               3.   П е р в ы й   к р у г   а д а   –   н а р у ш и т е л ь

Первым делом нужно связаться с горе-публикатором. Ищите его контакты: е-мейл, возможность через сайт отправить ему личное сообщение или написать комментарий. Порой приходится самому регистрироваться на подобном сайте, чтобы схватить за хвост недосягаемого чужакам «контактёра». Лучше вступать в переговоры приватно и вежливо, а не в открытом комментарии, да ещё с «наездами». Кстати, в комментарии очень часто нельзя вставить ссылку (работает защита от спама), а ссылка на ваш оригинал является весомым  аргументом. К тому же – уязвлённоё самолюбие публично пристыженного человека часто ведёт его к абсурдным и непоследовательным поступкам, что во вред не только ему, но и вам.
Нужно, кстати, учесть и сетевые реалии: сам публикатор действительно может не знать, кому принадлежит текст, потому что скопировал его через вторые-третьи-четвёртые руки (я приведу подобный пример ниже). А поискать автора поленился.
Поверьте: главное для вас – не наказать, а доказать свою правоту.
И ваша цель — не скандал, а утверждение своих авторских прав и наведение порядка.

При личной переписке письмо следует составить вежливое, изложить картину ясно и кратко:
– кто вы  (имя, род занятий, если необходимо)
– в чём проблема
– ссылка на страницу с нежелательным текстом
– ссылка на ваш оригинал (обязательно с названием)
– просьба удалить текст (или добавить к нему ваше имя и ссылку на оригинал – на ваше усмотрение)
Можно добавить небольшое отступление о том, как волнует вас эта ситуация и как оскорблены ваши лучшие чувства (если вам это необходимо).
И в конце – опять ваша полная подпись (повторение – мать учения :)

Только если вы не можете изыскать реальной возможности связаться с нарушителем (е-мейл не указан, комментарии и личные сообщения заблокированы) или он не отвечает на ваши послания — следует обращаться к модераторам или администрации сайта.

                               4.   В т о р о й   к р у г   а д а   –   м о д е р а т о р ы

На большинстве сайтов есть модераторы, в их обязанности входит наводить порядок в публикациях пользователей сайта. Если модераторов нет – нужно писать администратору сайта.
На приличных сайтах внизу каждой (или хотя бы главной) страницы указан е-мейл для связи. И (или) присутствует страница «Контакты»: часто на ней загружается окно для сообщения.
На неприличных же сайтах к модераторам не пробиться, е-мейл не указан и окна для связи отсутствуют.

В большинстве ситуаций ваша проблема снимается уже на первом-втором уровне переписки, и можно вздохнуть с облегчением. Но бывают и не слишком приятные исключения. Например, добиться удаления чужих текстов, размещённые в заметках социальной сети  «В контакте» можно лишь в случае отправки реальной почтой ( цитирую) «…списка объектов интеллектуальной собственности, размещенных незаконно, списка URL-адресов их электронных копий (гипертекстовых ссылок), а также копий правоустанавливающих документов на объекты интеллектуальной собственности…» на адрес «ООО «В Контакте»: 191015, Санкт-Петербург, ул. Тверская, д. 8, лит. Б»
http://vkontakte.ru/techsupp.php?fid=1&act=t&tid=299994&p=

•   Р е а л ь н ы й   п р и м е р .
Недавно я обнаружила на многочисленных сетевых ресурсах безымянный «новогодний сценарий», сделанный за моей спиной из моей же мини_пьески:
Ольга Зверлина* «Случай с Ангелом»
http://teatr-snov.narod.ru/angel.html

Проведя расследование, я выяснила, что все публикаторы получили этот текст через сайт рассылок, где он был размещён неким Х под его же именем (кстати, имя в сети – вещь, зачастую, тоже фиктивная). Потратив несколько недель на переписку, я легко договорилась практически со всеми сетевыми публикаторами (что-то более 20 человек) об удалении искорёженного текста: при этом некоторые охотно заменили его моим исходным.
Упирались лишь модераторы сайта рассылок: на мою внятно изложенную просьбу удалить текст - они односложно отвечали мне в духе «не знаемо, каки-таки файлы и как их делитают». Пришлось процитировать им правила их же собственного сайта об авторском праве и функциях модератора, а также пригрозить обращением к владельцу домена. В итоге, на второй неделе переговоров текст был удалён – но оставалось ещё 7 тысяч подписчиков сайта, получивших рассылку с плагиатом, которым следовало разослать опровержение. Не сразу, но правда всё-таки восторжествовала: мне удалось добиться этого, обратившись к владельцу домена.

                           5.  Т р е т и й   к р у г   а д а   –   « д о м и н у с »   и л и   в л а д е л е ц   д о м е н а

У всякого сайта есть адрес – то, что в обиходе мы называем ссылкой. Она обязательно состоит из доменов первого и второго уровня, но может включать и третий.

•   П е р в ы й    у р о в е н ь   (доменная зона):
.ru – Россия
.ua – Украина
.kz – Казахстан и т.д.
.com – трактуется двояко, как “обычные” (common) домены и как коммерческие организации
.gov – госучреждения
.edu – образовательные учреждения
- и т.д.
•   В т о р о й    у р о в е н ь :
google.com
yandex.ru
mail.ru
narod.ru
spb.ru
- и т.д.
•   Т р е т и й   у р о в е н ь   (субдомены):
teatr-snov.narod.ru
zbrod.spb.ru
zverlina.rusedu.net

Так вот, нас интересуют домены второго уровня.
Если плагиат всё ещё расположен на некоей странице
http://www.zetry.ru/view.php?content=18&view=15

значит, нас интересует владелец домена
zetry.ru

Как его найти? Обращаемся в службу Whois Servis.
http://www.whois-service.ru

Найти её легко: стоит лишь набрать в поисковой строке wh – и Яндекс мигом выбросит список предложений, в котором whois будет на первом месте.
Попадаем на Whois Servis, помещаем название домена zetry.ru в поисковую строку – и получаем всю возможную информацию о домене и его владельце.
(КАРТИНКА вверху)
В данном случае имя владельца, как и его телефоны, скрыто (правовые тонкости ближнего зарубежья), зато е-мейл есть.
Пишем письмо. Одно, другое, третье… Ответа не получаем.
Тупик? – ещё нет.
Пробуем связаться с владельцем хостинга.

                               6.    Ч е т в ё р т ы й   к р у г   а д а   –   х о с т и н г

Все сайты где-нибудь, да расположены. Домен-доменом, а чисто физически файлы, образующие сайт, куда-то загружать нужно. Эти услуги – платно или бесплатно – предоставляет хостинг.
Как узнать, на сервере какого хостинга базируется сайт с искомым доменным именем?
Смотрим на странице всё того же Whois Servis (см. картинку выше) – есть две строчки:

nserver: ns1.trust-host.ru.
nserver: ns2.trust-host.ru.

Вот он, адрес хостинга: 
trust-host.ru
Отправляем это название в поисковое окно Whois Servis
Получаем информацию о владельце и е-мейл для связи.
Пишем…

В случае с беззаконным zetry.ru я так и не получила ответа и плагиат всё ещё красуется на прежнем месте. Но отрицательный результат – тоже результат: учитесь в чём-то и проигрывать. Я же себя проигравшей не считаю: текст не удалось удалить лишь в одном из более чем 20-ти мест – зато вышла эта статья.
И потом, у нас существуют ещё и законы. Суды, юристы.
Да и вообще - кто знает, куда может привести автора нить плагиата?

                               7.   П я т ы й   к р у г   а д а   –   ю р и с т

Если речь идёт о крупном плагиате, с которым не удалось справиться «домашними средствами» и на котором кто-то явно делает деньги у вас за спиной, имеет смысл обратиться к юристу. Интернет-прецеденты  с незаконным использованием в Интернете объектов чужого авторского права уже были, истцы выигрывали. Думаю, статистика по этому вопросу постепенно наберётся.
А способы коммерческого использования «чужого»  могут быть разные.
•   П р и м е р .
Ваши тексты, предоставленные читателям в бесплатном доступе, кто-то копирует и у вас за спиной размещает на файлообменнике, зарабатывающем рекламой. Размещает, казалось бы, корректно, под вашим именем, но – в момент скачивания текстового файла чужой дяденька начинает зарабатывать на вашем «контенте» свои грязные рекламные деньги, не говоря уже, в окружении какой низкопробной инфы это происходит.

Вообще, юрист – удовольствие небесплатное, и в делах, связанных с авторским правом, важно оценить шансы на успех, чтобы не остаться в накладе.
Если дело сулит весомую компенсацию – разумный юрист за него возьмётся.

                               8.   Ж а р ч е   в с е х   а д Ъ с к и х   к р у г о в   ж а р и т   в а ш   б л о г !

И потом, не забывайте, что вы – человек пишущий. Если в суд тащиться лень, но вам так и не удалось справиться с оппонентами методом мирной почтовой дипломатии – отправьте их на «доску почёта»: напишите заметку о плагиате, с примерами, именами, ссылками и принт-скринами, разместите её на всех своих сетевых страницах. Так вы занесёте плагиаторов в чёрный список сетевых анналов.

Пусть весь Интернет знает своих «героев».
:)

                                                              Ольга Зверлина*, драматург


_____________________________
* Наличие вашего имени в теле статьи - один из способов страховки от тупого копи-паста. :)
_____________________________


Рецензии