Кинотавр для неравнодушных

Марина Еремина
Главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей  на одном из круглых столов в рамках XXII «Кинотавра» предложил рассмотреть соотношение двух картин мира. Одна из них дана в кинопроизведениях 15-20 актуальных молодых режиссеров России, которые представляют страну на международных фестивалях, получают главные призы на отечественных и безоговорочно поддерживаются критиками. Вторая существует объективно и подтверждается статистикой. Согласно ей, две трети граждан России не доверяют другим людям, половина – не доверяют никому, кроме своей семьи. Более 60% молодых людей считают, что в жизни от них ничего не зависит и к ней остается только приспособиться, смирившись. Фильмы молодых авторов подкрепляют статистику, в которых налицо тотальный кризис.
Что ж, XXII «Кинотавр» показал все многообразие творческих изысканий. И кризис наметился, и уход в светлое прошлое (!), и крен в криминальное чтиво. Впрочем, дадим слово тем, кто участвовал в процессе непосредственно:
Председатель жюри конкурса, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат государственных премий, режиссер, сценарист Александр Миндадзе: «Споры, их накал при обсуждении зависят от качества картины. О чем должно быть современное кино? Современное кино должно, прежде всего, не делать человека хуже и глупее, а относиться с уважением к зрителю. Кино не должно быть примитивным, но это не значит, что оно должно быть пижонски сложным, это значит, что оно должно быть, с одной стороны – внятным, с другой стороны – сложным и неоднозначным. И это кино должно быть еще и нескучным. Это зависит оттого, талантливый человек его делает или нет.
 - Сейчас у продюсеров одно мнение – неприбыльность социального кино. Как вы на это смотрите?
 - После тех разломов, которые произошли, после появления того поколения, которое выросло сейчас, как новая трава на газоне, никто на самом деле не знает, что прибыльно и что неприбыльно. Поскольку все наши опыты прибыльности и неприбыльности связаны с прокатом чужой продукции, в частности американской.
 - Каким Вы видите героя нашего времени? Кого бы Вы хотели увидеть на экране?
 - Герой нашего времени появляется с большим трудом. Он должен быть адекватен этому времени. Во всяком случае, это не Печорин, и не Олег Даль, и не Олег Янковский с его задумчивостью. Это другой человек…
 - Движение фестиваля к качественному мейстриму. Такое направление импонирует Вам?
 - Тенденции все похвальны, вопрос, что из этого выходит…
После просмотра нового художественного фильма Александра Миндадзе «В субботу» совместного производства России, Украины и Германии, который был продемонстрирован в программе «Специальный показ», стало не по себе. Фильм-катастрофа о субботе «незнания» - первом дне после аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. О молодом работнике горкома Валерии Кабаше (Антон Шагин), который тщетно пытается спасти своих близких, не сея паники.
Поделившись мнениями о картине, мы вместе с Александром Миндадзе были единодушны: если от подобных аварий страдают миллионы людей – значит, по нашему мнению, атомные станции должны уступить место более экологически чистым способам выработки энергии. Опыт Германии, решившей отказаться от строительства и эксплуатации АЭС в самое ближайшее время (после катастрофы в Японии) решительно доказывает – давно пришло время подумать о безопасности «мирного атома»! Благо имеется большое количество альтернативных источников энергии, которые просто отвергаются в силу экономических причин!
В отличии от фильма Миндадзе о конкурсных фильмах, их социальной функции можно спорить и спорить.
Президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Виктор Матизен: «Я скажу два слова. В этом году программа представительная, в том смысле, что она отражает хаос и сумбур в мозгах кинематографистов, которые воцарились после торопливой, небескорыстной и неумной реструктуризации кинематографа. То есть, каков кинематограф, такова и программа. Винить отборщиков здесь не в чем, они уверяют, что за пределами этой программы и кроме тех фильмов, которые будут показаны в Каннах и Венеции, ничего интересного не было. Я им верю. Это, конечно же, печально. По словам моих коллег, средний уровень программы заметно ниже, чем в прошлые годы. С моей точки зрения, некоторые работы просто не достойны, чтобы быть в программе основного конкурса национального кинофестиваля.
 - Какой фильм Вам понравился?
 - Документальный фильм Виталия Манского «Родина или смерть». Он абсолютно профессионален, к нему у меня нет вопросов. Отдельные моменты не как критику, а как зрителю понравились в конкурсных фильмах «Бабло», «Огни притона», «Безразличие», «Мой папа Барышников».
 - Вы не хотели бы снять свой фильм?
 - Я люблю делать то, что знаю и делаю лучше других. Я знаю, что могу писать такие вещи, которые другие писать не могут.
 - Что может поднять интерес к российскому авторскому кино?
 - Пока в фильмах режиссеров «новой волны» не будет катарсиса, люди на это кино ходить не станут.
Актер, режиссер, теле- и радиожурналист Александр Гордон на фестивале представил фильм «Огни притона». Мы встретились с Александром накануне закрытия:
 - Какие ощущения от «Кинотавра»?
 - Усталость. Я посмотрел несколько фильмов из конкурсной программы. Все фильмы очень разные, представляю, какая забота была у жюри, чтобы выбрать победителя. Я всем без устали говорю, что не смотря на то, что я не принял тот фильм «Вдребезги», я считаю его режиссера …. очень талантливым человеком. Но я вообще не принимаю конкуренцию в кино, как соревноваться? Задача фестиваля – определить тенденцию, тот угол зрения, под которым жюри смотрит фильмы.
 - Волнуетесь?
 - Когда снимаю кино. Мне нравится режиссерский труд, я бы занимался только этим, если бы была возможность.
Режиссер Филипп Янковский: «Я приехал на фестиваль накануне закрытия, чтобы поддержать Оксану (Фандеру) и фильм, в котором она участвовала («Огни притона» Александра Гордона – прим. ред.). Я думаю, что фестиваль год от года улучшается. Мы относимся к фестивалю как к работе. Я считаю, что фестиваль, прежде всего, нужен зрителю. И, прежде всего, сочинцам.
Популярный телеведущий, актер Сергей Светлаков приехал на закрытие фестиваля:
 - Я приехал специально к показу фильма «Бедуин», в котором принимал участие. Кино – это часть жизни, а я люблю жизнь.  С 13 октября вы можете увидеть меня в главной роли во всех кинотеатрах страны. Мы представим широкому зрителю фильм «Воспитанник».
Актриса Оксана Акиньшина как всегда отличилась нестандарным взглядом на кинематограф:
 - Какой конкурсный фильм стал вашим любимым?
 - «Вдребезги», наверное.
- На «Кинотавре» состоялся Ваш дебют в кино. Первые Ваши картины были связаны с Сергеем Бодровым-младшим. Сейчас что-то напоминает о тех временах?
 - Сергей Бодров – у меня в душе всегда.
 - «Кинотавр» удался?
 - Мне кажется, что была очень теплая и даже веселая атмосфера, даже по сравнению с прошлыми годами. Надеюсь, что приеду в следующем году.

Что ж, сколько людей, столько и мнений. От себя могу добавить, что Министерство культуры, при поддержке которого создаются многие фильмы, должно внимательнее относиться к тому, какие фильмы идут под их вывеской. Что они несут? И правильно ли это с эстетической, мировоззренческой, моральной стороны дела. Для кого снимаются данные фильмы? Нет, я убедительно против цензуры и насилия над авторами. Но ведь всему же есть предел. И с отборщиками я не согласна. Ради чего они работают – ради количества конкурсных картин, или их качества? Соглашусь с Виктором Матизеном - категорически не все они пригодны для фестиваля. Может быть, в следующий раз выставить меньше, но действительно лучших отечественных лент?
В любом случае, «Кинотавр» как и всегда стал событием для нашего города. Мы увидели своих любимых режиссеров, актеров, знаменитостей. И это конечно уже не мало. Но все чаще мне, как сотруднику «Кинотавра» прошлых лет, вспоминаются времена легендарный деятелей культуры Олега Янковского и Марка Рудинштейна. Слава Богу, мне удалось поработать под их началом. Что это? Киношная ностальгия? Или тоска по тому духу непреходящих ценностей, которые несли флагманы российского фестиваля?

Впервые опубликовано в газете "Платановая аллея" №11, июнь 2011 г.