Хогарт

Константин Рыжов
Хогарт. «Странствующие актрисы, одевающиеся в сарае». Гравюра. 1738 г.

Родоначальник английской школы живописи Уильям Хогарт  родился в Лондоне  в ноябре 1697 г. в учительской семье. Не окончив начальной школы, он поступил в учение к граверу по серебру Эллису Гэмблу. Освоив в совершенстве это ремесло, Хогарт открыл в 1720 г. собственную граверную мастерскую. Но он мечтал стать художником и в 1724 г. стал посещать бесплатную художественную школу, основанную сэром Джеймсом Торнхиллом. Не смотря на свой, далеко уже не юношеский возраст, он добился быстрых успехов, как в живописи, так и в гравюре.

Сначала Хогарт позволял себе заниматься художеством  только в свободные часы, но затем, увидев, что его гравюры недурно продаются, стал с удовольствием сочинять  вольные композиции  вместо гербов и геральдических зверюшек. Первые живописные картины Хогарта появились в 1728 г. Сам он об этом времени писал так: «Затем я женился  и начал писать маленькие  салонные картинки от 12 до 15 дюймов высоты. Так как они были новинкой, то имели успех в течение нескольких лет и хорошо расходились». Так Хогарт обретает некоторую известность. Но поскольку работа над его миниатюрными полотнами требовала много времени, а доход они давали не очень большой, он резко изменил тематику своих картин. «Я обратился к совсем новому жанру, - вспоминал Хогарт, - а именно к писанию картин и созданию гравюр на современные нравственные темы - области еще не испробованной ни в одной стране и ни в какие времена».

Так возник первый сатирический цикл из шести полотен «Карьера продажной женщины», принесший художнику громкую славу. Серия воспроизводила историю деревенской девушки Мэри, приехавшей в Лондон, ставшей богатой содержанкой, а затем попавшей в тюрьму и умершей в ужасной нищете. Каждая из картин  изображала определенный  узловой момент истории: приезд Мэри в Лондон и встреча со сводней, Мэри в доме «покровителя», арест Мэри как девицы легкого поведения и так далее, вплоть до печального конца ее жизни. В 1732 г. Хогарт воспроизвел свои картины в гравюрах. Успех цикла был столь велик, что на гравюры сразу же нашлось 1200 подписчиков.  «Карьера продажной женщины» стала гвоздем сезона.  О ней говорили в гостиных богатых домов, на мотивы серии сочиняли стихи, а театр  Дрюри-Лейн поставил про нее пантомиму. В магазинах стали продаваться   чашки и тарелки  со сценами из хогартовских гравюр, эпизоды из жизни Мэри появились даже на веерах. За первой серией в 1735 г. последовала вторая: «Карьера мота», включавшая в себя  восемь небольших картин. Их героем  стал разбогатевший, погрязший в распутстве бездельник, закончивший свои дни в Бедламе.

Доходы от издания гравюр обеспечили Хогарту возможность сравнительно   независимого существования. Он мог больше не заботиться о хлебе насущном и всецело посвятил себя искусству. В конце 1730-х –  начале 1750-х гг. Хогарт выпускает новые серии своих сатирических картин и гравюр, завоевавших у англичан широкую популярность (в их числе «Спящие горожане», (1736), «Странствующие актрисы» (1738), «Модный брак» (1743-1745) (http://proza.ru/2011/07/05/183), «Прилежание и леность» (1747-1748), «Улица пьянства» (1751), «Переулок Джина» (1751), «Выборы в парламент» (1754)). Несколько своих картин художник создал вне серий (http://proza.ru/2011/07/05/186) (к их числу относится знаменитая «Девушка с креветками» (1764)).

Истинный сын Просвещения, Хогарт писал свои картины с нравоучительными, назидательными целями. Все его произведения отличают беспощадная наблюдательность и желчная резкость, широкое использование гротеска и других приемов комического. Но созданные им образы отнюдь не карикатурны. Это живые люди, характеры которых раскрываются через  мимику и многозначительный жест. Сам Хогарт так писал о своей манере: «Я старался разрабатывать свои сюжеты, как драматический писатель. Картина была для меня сценой, мужчины и женщины – моими актерами, с помощью определенных движений и жестов разыгрывающими пантомиму».

С картинами Хогарта в английскую живопись бурно ворвалась злободневная реальность. Как и его современники-литераторы, он любил повествовать о судьбах  своих героев обстоятельно, вводя в действие множество подробностей. Любой лист Хогарта – это отработанная мизансцена. Краткий, переходный миг действия представлен так ярко, что мы легко представляем, что последует за ним. Перед нами словно летучий момент развивающегося действия, в точности как  в театре. Выдвигая героев на передний план, художник заполняет остальное пространство второстепенными персонажами, которые вместе с тем никогда не остаются у Хогарта просто статистами. Каждый его герой играет определенную, заданную ему роль, является носителем достоинств или пороков, изображаемых  мастером.
Умер Хогарт в октябре 1764 г.

Классицизм    http://proza.ru/2010/07/18/213