Предисловие

Сергей Гусев 27
Когда кто-то узнавал, что эта книга готовится к печати, чаще всего спрашивали – а поче¬му именно сто? Что, тульскому спорту исполнилось сто лет? Спешу сразу ответить. Ему значительно больше. А также значительно меньше. Если иметь в виду большой спорт – голы, очки, секунды, то он по-настоящему начался уже при советской власти, как к ней ни относись. А если желание мериться силой, то этому спорту насчитывается не одно, а очень много столетий. Ведь стремление побеждать, быть в чем-то лучше, искуснее, заложено в человеческой природе. Но только когда-то побеждали мамонтов и соседнее племя, а теперь – коллег-соперников из другой команды.
Тогда почему именно сто? Не двадцать, не пятьдесят, не сто пятьдесят, в конце концов? Да потому что именно за этот исторически очень малый период спорт из просто телесного удовольствия как-то вдруг стал неотъемлемой частью жизни, общественным явлением. Всего за сто лет он разросся до удивительного многообразия, которое не снилось устроителям олимпийских игр. Рассказать кому на заре двадцатого века, что женщины будут боксировать не хуже мужчин, а страсти по английской игре фут-боол смогут останавливать войны и революции, не поверили бы.
Сто лет спорта – это и сто лет жизни. Нашей с вами, а также наших родителей, бабушек и дедушек. Всех тех, для кого истории про забитые до отказа во время гонок трибуны трека, лыжные походы с противогазом на боку  были частью жизни. Повседневной жизни.
Одной из главных задач при написании книги было создать не хронику побед, поражений или выигранных секунд, а рассказ о человеческих судьбах и людях, сумевших добиться невозможного – признания всего мира. В конечном же итоге – рассказ о нашей истории. Так что книга эта – о том, как мы бок о бок со спортом прожили те самые сто лет.
Здесь, конечно, далеко не вся книга – лишь наиболее интересные, на мой взгляд, очерки, которые могут представлять интерес за пределами города. Они в основном касаются людей, просто людей, о которых хотелось оставить память.
Хотя, если кто заинтересуется – некоторое количество экземпляров у меня еще осталось. Ну это так, для совсем уж любителей)))