Зарисовка 3, театр

Елена Нева
 

   Театр -это моя страсть. Пожалуй, во времена студенчества в  Москве не осталось театра, в котором бы я не побывала. Сейчас их кажется в два раза больше.


Учась  в аспирантуре, мне повезло, родственники дали мне с дочкой  комнату в коммуналке, бывшей мужской гимназии на Чистопрудном бульваре, по соседству с театром «Современник»!
 

 За съем я платила 5 рублей, и счета за коммунальные услуги. Кроме нас было ещё 4 семьи, две пожилые женщины, алкоголичка с сыном, семья  шофёра из 4 человек.
   

Большая кухня с тараканами на потолке, да и ремонт, кажется, не проводился со времён открытия гимназии. Но разве об этом надо было думать, когда рядом, просто в соседнем доме был театр, да ещё один из лучших, а в нём обожаемые актёры и прежде всего Валентин Гафт.


Думаю, что я посмотрела практически все спектакли с его участием, ну или почти все. Валентина Иосифовича иногда можно было видеть из окна, спешащего или может быть просто идущего на репетиции.   И тогда я просто замирала .


И вот однажды, я собралась на Алису Фрейндлих, которая из Ленинграда, специально приезжала, чтобы сыграть Раневскую в пьесе «Вишнёвый сад». Это была ещё одна актриса, перед талантом которой я преклонялась.

 Костюмы к спектаклю делал  Вячеслав Зайцев /о нём я буду рассказывать отдельно в зарисовке «Мода»/ На скромную стипендию аспиранта, зимой, покупаю  свежие цветы и иду в театр, стараясь сберечь их от холода под пальто.


Конечно  приходя в театр, почти каждый вечер как на работу, я познакомилась с билетёршей.
О её роли в этой истории будет немного позже. 

Начался спектакль. Фрейндлих не производила особого впечатления, и я была немного разочарована, по-прежнему  осторожно держа букет и стараясь сохранить его свежесть.  И вдруг на сцену выходит Гафт в роли Фирса, старого слуги 87 лет!, текст небольшой, роль микроскопическая, но именно так вы узнаете величие актёра, я была потрясена, он перекрыл своим выходом всех на сцене,и я забыла, что пришла на спектакль ради Фрейндлих.


Я поняла, что цветы принадлежат Гафту. На поклон он не вышел, а потому пришлось обратиться к услугам знакомой билетёрши. Она обещала выполнить мою просьбу. Кажется на следующий день, придя на очередной спектакль,  я полюбопытствовала, передала ли Лена, так звали билетёршу, цветы.

На что услышала, следующую очаровательную историю.
-Стучусь в гримерную Гафта - дверь слегка приоткрыта
-«Валентин Иосифович, вам цветы»
-«От кого, от женщины или от мужчины?»
-«Женщины»
-«Симпатичной?»
-«Да»
-«Тогда давай» из двери показалась рука, ухватившая букет
Это всё так по - гафтовски, что я даже не сомневалась, а лишь умилялась, слушая её .


Потом, уже в Израиле, я позволила себе купить билет, когда он и Кваша привезли и показывали сцены из спектаклей, Гафт  ещё читал свои эпиграммы, а я с замиранием и обожанием слушала и созерцала, великого актёра.