Светлые откровения Валентина Малютина

Евгений Раевский
Евгений Раевский. «Подснежник цветком возродился»,
или Светлые откровения Валентина Малютина

Не говорить с человеком, с которым можно говорить, –
значит потерять человека; говорить с человеком,
с которым нельзя говорить, – значит терять слова.
Умный человек не теряет человека и не теряет слов.
Конфуций

Каждый человек живёт одну жизнь… но и один день, и именно этот каждый день надо прожить прекрасно, и, несомненно, из таких вот ярко прожитых дней и складывается большая прекрасная жизнь, а настроенья и раздумья есть главный жизненный движитель одаренного человека:

«И я уверен, Вы найдёте,
Найдёте трепетный тот след.
Весна! Чего же Вы все ждёте?
А я? Я устремляюсь в бег…»
Общественный деятель, учёный, руководитель большого предприятия и вдруг такой фантазёр и романтик. Откуда только в стихах Валентина Александровича Малютина столько незаёмной, неуёмной юности:

«А годы, словно стая журавлей –
Летят, крича о чём-то в синем небе.
Они кричат о юности моей,
О данном Богом в детстве чёрном хлебе…»
Перед нами не только поэт, перед нами философ, педагог, тонкий мыслитель, человек редкого оптимизма, живущий с Верой, Надеждой и Любовью:

«Чем больше в мире я живу,
Тем больше разных слов я знаю,
И больше чьих-то масок надеваю,
Но истину не вижу наяву…»
Так пишет наш автор в своей книге «Настроения и раздумье», но я осмелюсь не согласиться с автором, потому что поэзия сама по себе – тема, обращаясь к читателям в стихотворной форме, наш поэт имеет свой голос, который невозможно прикрыть никакой маской. Возможно, автор призывает нас к полемике, к спору, а в здоровых спорах и рождается та самая великая истина…
Вдумайтесь, дорогие читатели, перед нами очень эффектное, самобытное раздумье-откровение:

«Осень костром догорает,
Лист под ногами шуршит.
В сердце моём что-то тает,
Что-то с природой роднит…»
Великая французская писательница Жорж Санд написала такие слова: «Одинокий человек – не более как тень смертного, а тот, кто совсем не любит, одинок везде и со всеми».
Но Валентин Малютин не одинок, он обладает великим даром – любить и любит сам, поэтому он и посвящает свои произведения родным, близким, друзьям и приятелям. Удивительно, что поэт вспоминает в своем посвящении даже прабабушку-адыгейку, фамилии которой он не помнит, поистине – откровенному человеку, тем более поэту, всё по плечу и ничего не страшно.

«Беседую с тобою по ночам,
Когда ко мне во сне ты прилетаешь.
Быть может, ты об этом и не знаешь,
Что сны теперь – замена светлым дням».
Не чужды автору и темы гражданского звучания; темы, повествующие о русском патриотизме, разговор о героях международного демократического движения, чувствуется, что автор преклоняется перед их мужеством, силой и неистовством:

«Как Данко, ты грудь для людей разорвал,
И алое знамя высоко поднял…»
«Легко критиковать автора, но трудно – оценить его», – так написал великий французский моралист и просветитель маркиз Лик де Вовенарг, афоризмы которого, отличающиеся глубокой наблюдательностью и знанием, очень высоко ценились самим Вольтером. Памятуя об этом, мы часто вспоминаем строки великого поэта: «Люблю отчизну я, но странною любовью…» И вдруг:

«Я родину люблю своей любовью,
Я с ней и в ней, и нас не разорвать,
И видится за горизонта далью
Всё, что хочу ей сердцем пожелать…»
Не правда ли, господа читатели, это звучит ёмко, искренне, в полный голос, современно и актуально.

«Ещё рубеж, ещё черта и горизонт вдали,
И так же ты – моя мечта всё время где-то впереди».
Громкий, яркий голос мечты, тепла и добра, в таких строках настоящее светлое, живое, я оставляю последующие строки этого стихотворения без комментариев.
Чувства, звуки, мечты, перед нами проходит зрительно Судьба поэта, его жизнь, его прошлое, настоящее и будущее.
Великий национальный русский поэт Сергей Александрович Есенин говорил: «Человек без поэзии – как природа без цветов». Хотелось бы, чтобы эти цветы цвели вечно в сердце каждого русского человека.

«Когда рубеж времён я прохожу,
И прошлое выходит мне навстречу…»
Образно, свежо, не правда ли? Поистине, космические шаги поэта и гражданина, такие строки многого стоят:

«Чтоб доброты всегда хватало
На все сердечные дела…»
Доброта! Сердечность! Как не хватает нам этих качеств в наше многоликое время.
Переходя к мистике восприятия доброго и светлого, вспоминаю слова великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: «Сознание своей доброй жизни – достойная за неё награда. Научись радости творить добро. Делай добро тайно и красней, когда про него узнают» (Л. Толстой. «Круг чтения»).
Именно с таким вот философским пониманием добра читаются книги Валентина Малютина. Перед нами радуги добра, мечты и света – стихотворения, написанные в часы любви и откровений.

Публикуется по общероссийской писательской газете «Русь».– 2008, № 30 (33)