1. Сунна
Ислам - целостное мировоззрение, охватывающее все области человеческой жизни. Фундаментальные принципы его были обоснованы Кораном. Однако за пределами откровений пророка осталось множество частных вопросов, с которыми неизбежно сталкивался в своей жизни каждый мусульманин. Чем он должен был руководствоваться, избирая путь среди многих соблазнов мира? Ответ на этот вопрос был дан сразу после смерти пророка: всякий правоверный, благочестивый последователь ислама должен иметь примером жизнь Мухаммада! Именно она является образцом и руководством как для всей мусульманской общины, так и для каждого отдельного человека. Этим объясняется то значение, которое, наряду со священным писанием, имеет в исламе священное предание – сунна.
Сунна – это собрание хадисов (значение слова можно перевести как «новость», «известие», «рассказ»), содержащих в себе описания проступков Мухаммада (фил), его высказываний (каул), а также примеров невысказанного одобрения (такрир). Каждый хадис состоит из двух частей: собственно информации, называемой матн, и иснада – перечисления людей, передававших друг другу из поколения в поколение текст матна, причем вторая часть не менее важна, чем первая, ибо именно она определяет степень авторитетности того или иного рассказа. Хадисы содержат в себе значительную часть принципов и идей ислама. Можно сказать, что исламский менталитет, исламский образ жизни и само мироощущение мусульман могло бы быть совсем иным, формируйся они без оглядки на сунну. Не случайно сунна почитается всеми течениями ислама как следующий после Корана источник сведений о том, какое поведение или мнение угодно Аллаху. Сунна объясняет Коран, а часто и весьма существенно дополняет его. Без обучения сунне немыслимо подлинное религиозное образование и воспитание.
2. Суннизм и его толки
Важность священного предания видна также из того, что подавляющая часть мусульман (около 90%) именует себя людьми сунны или суннитами. Из этого, впрочем, не следует, что между суннитами разных частей мусульманского мира не существует никаких различий. Напротив, образ жизни, моральные установки, правовые нормы и богословские доктрины в разных странах и разных общинах довольно существенно отличаются друг от друга. В суннизме множество толков и направлений, однако противоречия между ними не носят непримиримого характера. Главный объединяющий принцип здесь отрицательный. Он состоит в том, что мусульмане, причисляющие себя к суннитам, не разделяют идей шиизма (http://www.proza.ru/2018/07/15/655) и хариджизма (http://www.proza.ru/2011/03/08/326). Это самое важное. Существуют, конечно, и положительные объединяющие моменты, но они не столь явны. Основными формальными признаками принадлежности к суннизму считаются: 1)признание законности четырех первых халифов; 2)признание достоверности шести канонических сводов хадисов, составленных великими мухаддисами ал-Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи; 3)принадлежность к одному из четырех религиозно-правовых толков (махзабов) – маликийскому, ханафитскому, ханбалитскому и шафиитскому. К этому можно добавить еще один признак теологического характера, поскольку большинство суннитов в своих представлениях об Аллахе и его взаимоотношениях с человеком исходят из положений, обоснованных в ашарийском каламе. (Каламом в широком смысле называют всякое рассуждение на религиозно-философскую тему; толкование религиозных догм, основанное на разуме, а не следовании религиозным авторитетам; в узком смысле калам – это определенная богословская система).
3. Зарождение мусульманского богословия. Джабариты и кадариты
Мусульманское богословие зародилось в VII веке. Уже первые последователи ислама не могли не задаваться некоторыми вопросами, ясного ответа на которые нельзя было найти в Коране. Например, что такое единобожие и какова сущность природы Аллаха? Дело в том, что в некоторых стихах Корана образ Аллаха наделяется такими человеческими качествами, как зрение, слух, сила и тому подобное. Иногда говорится, что Аллах восседает на престоле, имеет лицо и руки. Все это давало верующим основания представлять Его себе в виде живого и разумного человекоподобного существа. И в самом деле, подавляющему большинству мусульман в первое столетие истории ислама Аллах виделся суровым самодержцем, беспощадно карающим грешников. В близкой связи с этим находился вопрос о качествах (атрибутах) Аллаха. Обладает ли Он зрением или речью? И если Он не обладает речью, то каким образом пророк мог слышать Его голос?
Еще одной важной богословской проблемой, вызвавшей ожесточенные и продолжительные споры, явился вопрос о предопределении и наличии свободы воли у верующего. Коран давал на него неоднозначные ответы: в одних местах говорилось, что действия каждого человека предопределил Аллах, а в других – что каждый человек отвечает за свои поступки, так как он совершает их по собственной воле и желанию. Разные богословы по-разному толковали это положение. В первый век существования ислама наибольшее распространение среди мусульман получило учение о предопределении. Согласно ему, все поступки, мысли и убеждения каждого человека предопределены Аллахом. Еще до рождения каждого человека (а некоторые считали, что еще до сотворения мира) Аллах уже точно определил, какие дела совершит этот человек в течение своей жизни, какие мысли возникнут в его голове. Сторонники подобной точки зрения именовались джабаритами. Они признавали Бога единственным подлинным действователем, считали, что человек принужден к своим поступкам и не существует свободно. Но в таком случае следовало признать, что пребывающее в мире зло также имеет своим источником Бога. Можно ли было согласиться с подобным учением, подвергающим сомнению справедливость и даже мудрость Аллаха? Конечно нет! Решительными противниками джабаритов были кадариты, учившие, что человек, обладая свободной волей, является «творцом своих поступков» и потому несет за них полную ответственность.
4. Мутазилиты
Влиятельный кружок кадаритов сложился в первой четверти VIII в. в Басре вокруг Хасана ал-Басри (642-728) – крупнейшего богослова раннего ислама. Он был кади Басры (то есть судьей-чиновником, отправлявшим правосудие на основании шариата) при халифе Умаре II (http://www.proza.ru/2011/01/01/201). Собственные религиозные и политические взгляды ал-Басри отличались умеренностью. Но именно в его окружении сформировалась достаточно радикальная богословская школа мутазилитов, открыто порвавшая со многими ортодоксальными взглядами ранней эпохи ислама. Основоположником мутазилизма считается Васил ибн Ата (699-748). Некоторое время он был активным участником кружка ал-Басри, но потом разошелся с последним в определении человека, совершившего тяжкий грех (кабира) и создал со своими единомышленниками свой собственный кружок. (Слово мутазилит переводится как «обособившийся», «отделившийся»). Следует заметить, что спор, из-за которого произошел раскол, не был ни праздным, ни отвлеченным. Это был политический вопрос, который напрямую связывался с Омейядами. Узурпацию ими власти многие считали тяжким грехом. Но какой из этого следовал вывод? Некоторые (прежде всего, хариджиты) считали, что кабира ведет к отпадению от Бога. К грешникам, говорили они, следует относиться как к неверным и вести против них священную войну. Другие полагали, что тяжкие грешники все же остаются мусульманами и относится к ним следует как к заблудшим. Третьи воздерживались от суждения по этому вопросу, считая, что он находится вне человеческой компетенции.
В учении мутазилитов была сделана попытка не только дать ответы на все назревшие богословские вопросы, но и выработать целостное теологическое учение. В основе его лежало «пять основоположений», намеченных Василом ибн Атой и детально разработанных его последователями. Положения эти были следующие:
1) Справедливость. Мутазилиты учили, что Аллах не просто справедлив, но что Он есть сама справедливость. Из этого следовало, по крайней мере, два важных вывода. Во-первых, божественная справедливость предполагает свободу человеческой воли, ибо справедливый Аллах не мог лишить человека этого важного качества. Во-вторых, можно было утверждать, что Бог способен творить только «наилучшее», что Он не может быть источником зла.
2) Единобожие. Прежде всего это положение подразумевало строгий монотеизм. В этом последователи Васила ибн Аты были единодушны со всеми мусульманами. Однако мутазилиты понимали единобожие гораздо глубже и шире многих ортодоксов. Из единственности Аллаха, по их мнению, следовало, что Он ни в чем и никак не может быть уподоблен никакому тварному существу. Ведь если признать у Бога какие-либо извечные качества, то придется допустить, что наряду с Ним существуют и другие существа, воплощающие эти качества! Между тем, единство Бога должно означать отсутствие в Нем какой-либо множественности и, следовательно, каких-либо качеств или атрибутов (таких как слух, зрение, речь и т.п.). Небесный владыка представлялся мутазилитам в виде бесплотного и невидимого духа, обладавшего лишь двумя качествами – знанием и волей (а некоторые отказывали Ему даже в воле!). Подобная трактовка божественной природы приводила в противоречие со многими устоявшимися взглядами. Так, например, из того, что Аллах не обладает качеством (атрибутом) речи следовало, что Коран не может быть чем-то извечным – иначе, он тоже существовал бы наряду с Аллахом. Значит Коран сотворен! Мутазилиты сходились на том, что слово Аллаха было создано во времени, сотворено в буквах и звуках, а подобия его записаны в Писаниях как рассказы со слов.
3) «Обещание и угроза». Мутазилиты полагали, что Аллах обязан осуществлять Свои обещания и угрозы. Он не может нарушить то, что сделал обязательным. И поскольку Он обещал «покорным» рай, а «непокорным» грозил судом, то ничто – ни «ходатайство» Пророка, ни даже «милосердие» Всевышнего не в состоянии изменить характер воздаяния за совершенные человеком деяния. Аллах в учении мутазилитов превращался в некий символ закономерности мира, неспособный нарушить установленного Им Самим порядка вещей. (Так, если Аллах знает, что какому-то человеку назначено умереть в возрасте 80 лет, то Он не может умертвить его до этого или оставить живым хотя бы на миг, после того как отпущенный срок миновал).
4) «Промежуточное состояние». Согласно этому положению мутазилитов, мусульманин, совершивший тяжкий грех, выпадает из числа верующих, однако не становится неверующим (как об этом учили хариджиты), находясь в некоем «промежуточном состоянии» между ними.
5) «Повеление одобряемого и запрещение неодобряемого». Это положение ориентировало последователей ислама на активный образ жизни. Одними только делами веры и добродетельной жизни не заслужить рая! Мусульманин обязан всеми средствами (включая насильственные) способствовать торжеству добра и бороться со злом.
5. Шариат и четыре суннитских мазхаба
Учение мутазилитов, при всей своей смелости, долго не привлекало к себе общественного внимания. Теологические споры были уделом небольшого числа ученых богословов. Массы мусульман гораздо больше касались моральные и правовые нормы, регулирующие их повседневное поведение. Как известно, жизнь каждого мусульманина подчинена законам шариата (буквальный смысл этого слова - «прямой», «правильный путь», «закон», «предписание»). Шариат - это комплекс закрепленных Кораном и сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные принципы и религиозную совесть всякого мусульманина, а также выступают источником конкретных норм, определяющих их поведение.
Над разработкой норм шариата в течении длительного времени работало несколько школ законоведов и знатоков фикха (фикхом в исламе именуют доктрину о правилах поведения мусульманина; мусульманское право в самом широком смысле). Из нескольких богословско-правовых систем в суннитском исламе канонизировано четыре мазхаба (в буквальном переводе слово это означает «путь», «учение», «доктрина», «школа»), разработанных Абу Ханифой, Маликом ибн Анасом, Мухаммадом аш-Шафии и Ахмадом ибн Ханбалой. Страстные споры между сторонниками различных мазхабов продолжались столетиями. В конце концов все четыре правовые школы согласились считать друг друга ортодоксальными.
6. Абу Ханифа и ханафиты
Абу Ханифа (699-767). Знаменитый факих (богослов-законовед), основатель ханафитского мазхаба. Родился в Куфе в семье богатого торговца щелком. Получил блестящее общее и богословское образование. При жизни считался самым авторитетным богословом Куфы и Басры. С Абу Ханифы и его сочинения ал-Фикх ал-акбар начинается письменная традиция в мусульманском богословии. В этой книге были сформулированы основные положения исламской догматики: о единобожии, об атрибутах Аллаха, о Коране, как о слове божьем, о всемогуществе Аллаха, о свободе воли, о пророческом достоинстве, о греховности людей, о добрых делах, о вере, о предопределении. Последователи Абу Ханифы – ханафиты. Коран принимается ими как источник права целиком и безоговорочно. Сунна понимается как независимый источник, но только после тщательного отбора хадисов. Мазхаб ханафитов допускает многостороннее применение обычного права, что позволяло упрощать деловые отношения с иноверцами и получать значительные послабления в быту. Благодаря такой терпимости, мазхаб ханафитов получил широчайшее распространение в мусульманском мире. Его последователи проживают в Анатолии, на Балканах, на Северном Кавказе, в Причерноморье, Поволжье, Средней Азии, Афганистане, Индии, Индонезии. Ханафитами были ханы Золотой орды, Великие Моголы и султаны Османской империи.
7. Малик ибн Анас и маликиты
Малик ибн Анас (713-795). Знаменитый факих. Родился в Медине в семье мастера по изготовлению стрел, сам был торговцем шелковыми тканями. С раннего детства Малик обучался кораническим знаниям у своих родственников, прежде всего, у дяди Абу Сухайла Нафи, который слыл выдающимся знатоком хадисов. Со временем Малик стал самым авторитетным факихом Медины и ее духовным руководителем (имамом). Он составил свод ал-Муватта, включавший хадисы, высказывания и решения сподвижников Мухаммада, сгруппированные по определенным правовым темам. Последователи Малика – маликиты – считали основным источником права Коран и сунну, которая рассматривалась ими как продолжение Корана. В настоящее время маликитский мазхаб является господствующим в Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии, Кувейте и Бахрейне.
8. Мухаммад аш-Шафии и шафииты
Мухаммад аш-Шафии (767-820). Знаменитый факих. Родился в Газе (Палестина) в семье военачальника из рода курайшитов. Когда он был еще младенцем, его мать овдовела и перевезла Мухаммада в Мекку к знатным родственникам отца. Здесь аш-Шафии постоянно находился среди выдающихся ученых-богословов, знатоков языка хадисов и фикха. В возрасте 20 лет он переехал в Медину, чтобы учиться у Малика ибн Анаса. После смерти в 795 г. учителя аш-Шафии вернулся в Мекку и был назначен наместником в Наджран. Но потом его низложили и выслали за близость к шиитскому имаму Йахйе. В возрасте 35 лет аш-Шафии выступил как независимый муджтахид (ученый-богослов, имеющий право высказывать самостоятельное решение по важным вопросам фикха) сначала в Багдаде, а потом в Мекке. Он старался объединить некоторые принципы ханафитского и маликитского мазхабов, упростив их и сняв взаимные противоречия. В 814 г. из-за столкновений с халифом ал-Мамуном, порицавшем его за склонность к шиизму, аш-Шафии уехал в Египет, где сразу занял высокое положение в ученых кругах. Умер и похоронен в Каире.
Основное сочинение аш-Шафии – семитомный труд об основах фикха Китаб ал-умм. Он был первым систематизатором источников права. Коран и сунна рассматриваются его последователями шафиитами как единый источник: сунна дополняет Коран, но не дает дополнительного материала для сравнения или выведения среднего решения. Учение шафиитов получило распространение в Сирии и Ираке, обрело твердые позиции в Египте. В настоящее время оно является господствующим в Сирии, Ливане, Палестине и Иордании, имеет многочисленных последователей в других странах.
9. Халифат ал-Мамуна. Эпоха михны
Важным этапом в развитии суннитского богословия стало правление халифа ал-Мамуна (813-833). Халиф (http://www.proza.ru/2011/05/15/257) живо интересовался религиозными вопросами и много размышлял над тем, как достигнуть примирения между суннитами и шиитами. Одно время он прямо поддерживал шиитскую партию. Потом с прошиитской политикой было покончено, однако к правоверному суннизму ал-Мамун тоже не вернулся. Вместо этого он начал оказывать государственную поддержку учению мутазилитов, так как считал их доктрину наиболее приемлемой для всех течений ислама. В 827 г. халиф официально принял мутазилитский догмат о "сотворенности Корана". Это положение импонировало ему по многим причинам. Ведь если считать Коран сотворенным, то следует принять и возможность того, что Бог может сотворить его вновь. И кто другой, как не глава общины должен принимать по этому поводу компетентные решения? Мутазилиты не раз подчеркивали, что правитель, имеющий прямую связь с Богом, имеет право отвергнуть религиозный закон в том виде, в каком он был принят и признан до этого.
Ортодоксальные мусульмане, конечно, не могли принять такого подхода к священному писанию. С их точки зрения Коран был несотворенным «словом Бога» и являлся предвечным атрибутом Его бытия, он не мог быть изменен никем, и мусульманская община в своей жизни должна руководствоваться не решениями главы, а только предначертаниями, содержащимися в вечной книге Бога.
Противостояние между ортодоксами и мутазилитами приняло чрезвычайно напряженный характер. В историю суннитского ислама это время вошло как михна («испытание»). В 833 г. ал-Мамун потребовал, чтобы все богословы признали тезис о «сотворенности» Корана. Отказ воспринимался как проявление нелояльности по отношению к халифу. Непокорные традиционалисты подвергались различным репрессиям вплоть до тюремного заключения. Поддержку мутазилитами оказывали также халифы ал-Мутасим (833-842) и ал-Васик (842-847). Конец михне положил в 849 г халиф ал-Мутаваккил (847-861), который круто изменил религиозную политику и вернулся к правоверному суннизму. Сначала он запретил всякие прения о Коране, а в 851 г. мутазилитский догмат о "сотворенности Корана" был прямо признан еретическим. Верховный кади, мутазилит Ахмад ибн Абу Дауд, был смещен со своего поста. С тех пор учение «о несотворенности» Корана стало одной из главных догматических основ суннитского ислама.
10. Ахмад ибн Ханбал и ханбалиты
Эпоха михны оказала сильное воздействие на все стороны исламского богословия. Прежде всего, в борьбе с мутазилитами сформировался четвертый мазхаб – ханбалитский, самый строгий из всех. Он был разработан школой Ахмада ибн Ханбалы.
Ахмад ибн Ханбал (780-855). Знаменитый факих. Родился в Багдаде. В молодости изучал хадисы и фикх. Много путешествовал. Благодаря глубоким познаниям, благочестивому образу жизни и связям Ахмад ибн Ханбал приобрел широкую известность. В первый же год михны он подвергся преследованиям. За категорический отказ признать тезис о «сотворенности Корана» Ахмад был приговорен к бичеванию, а затем провел около двух лет в тюрьме (833-834). Халиф ал-Мутасим освободил его из заключения и позволил жить в Багдаде. Благодаря проявленной твердости авторитет Ибн Ханбалы был настолько высок, что его называли «спасителем ислама». Вокруг него сплотились все багдадские традиционалисты. Уже при жизни Ахмад считался одним из главных систематизаторов традиционного вероучения. Его последователи ханбалисты решительно выступали против всяких нововведений. Авторитет сунны был поднят ими почти до авторитета Корана. Ханбалисты утверждают, что любое положение Корана надо принимать на веру как абсолютную истину, не задаваясь вопросом «как?» и отрицают возможность любого рационалистического истолкования догматов веры. Мазхаб ханбалистов разработан исключительно на основании Корана и сунны. Он получил распространение в Ираке, Хорасане, Сирии, Хиджазе. В дальнейшем идеи ханбалистов нашли свое развитие в ваххабизме. В настоящее время ханбалитский мазхаб официально принят в Саудовской Аравии.
11. Великие мухаддисы
С другой стороны михна поставила вопрос о необходимости кодификации пророческого предания. Действительно, поскольку главным признанным авторитетом для обоих сторон оставалась сунна, каждая партия стремилась истолковывать свидетельства хадисов в свою пользу. Между тем, к началу IX века традиционный материал разросся до колоссальных размеров. Число хадисов исчислялось сотнями тысяч. Наряду с подлинными рассказами времен пророка, в ходу было множество поздних выдумок и подделок. Следовало провести критический анализ всех хадисов и составить их авторитетное собрание. Эта грандиозная работа была проделана в конце IX в. шестью великими мухаддисами: ал-Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи. Из них наибольшим почитанием пользуются сборники ал-Бухари и Муслима.
Мухаммад ал-Бухари (810-870). Знаменитый мухаддис (знаток предания). Родился в Бухаре. Начав изучать хадисы с 10-летнего возраста, ал-Бухари проявил незаурядные способности и необыкновенную память. Позже он задался целью собрать все «достоверные» предания о высказываниях и поступках Мухаммада. В течение многих лет ал-Бухари путешествовал, постигая науку о хадисах, по разным провинциям Халифата (он посетил Хиджаз, Египет, Ирак, Хорасан). Как сообщают источники, он слушал хадисы более чем у тысячи шейхов и проверил около 600 тыс. рассказов, которые были тогда в ходу, а кроме того, еще 200 тыс., которые он сам записал у своих учителей и информаторов. Из этого громадного количества преданий ал-Бухари отобрал в качестве «безупречных» всего лишь 7397 хадисов, из которых и составил свой канонический свод ас-Сахих. Здесь впервые все хадисы были классифицированы по сюжетам и разбиты на 97 книг и 3450 глав, причем каждая глава посвящена особой теме.
Ас-Сахих ал-Бухари уже современниками был признан выдающимся руководством по фикху и со временем занял первое место среди собраний суннитской традиции. Для подавляющего большинства суннитов ас-Сахих ал-Бухари является второй книгой после Корана.
Муслим (817/821 – 875). Известный мухаддис. Родился и умер в Нишапуре. Автор свода хадис ас-Сахих, пользующегося большим авторитетом. Муслим, подобно ал-Бухари, много путешествовал, изучая и собирая хадисы. Утверждают, что ему было известно около 300 тыс. хадисов, но в свой труд он включил только 12 тыс. Его книга содержит, в сущности, тот же материал, что ас-Сахих ал-Бухари, но основана на других источниках. Она делится на 52 раздела, каждый из которых включает в себя подборку хадисов, соответствующую данной теме.
12. Ал-Ашари и ашаритская школа калама
Наконец, михна дала толчок к развитию ортодоксальной теологии. Формой калама, утвердившей себя в качестве признанной суннитской доктрины, стало учение ал-Ашари.
Ал-Ашари (873-935) Знаменитый теолог, основоположник ашаритской школы калама. Родился в Басре. Учился у своего отчима, который был тогда главой мутазилитов Басры. В 912 г. ал-Ашари отошел от мутазилизма и переехал в Багдад, где и умер. Он был автором более чем ста сочинений, из которых сохранилось только два. В отличие от мутазилитов, ал-Ашари признавал существование у Бога реальных и вечных атрибутов. Он настаивал на «несотворенности» Корана, как вечного слова божьего, но вечность эту он относил только к смыслу Писания, а на буквы и чернила, которыми написан Коран, смотрел как на человеческое творение. Ал-Ашари не принимал фатализма джабаритов, но и не соглашался с концепцией полной свободы человеческой воли. Аллах, учил он, создал человека вместе с его способностью совершать как добро, так и зло. Если человек устремляется к добру, Аллах помогает ему; если же он направляет свои помыслы ко злу, Бог покидает его, оставляя заблуждаться.
Конспекты по истории человеческой культуры http://proza.ru/2011/06/02/190
Арабский халифат http://www.proza.ru/2013/01/30/336