Дядя Ваня

Ирина Шульц
Сегодня, 21 ноября 2015 года, исполняется девятнадцать лет со дня смерти моего дяди- Народного Артиста Армянской ССР Грикурова Ивана Григорьевича.

Дядя Ваня  всю жизнь проработал в Ереванском Русском Драматическом театре имени  Станиславского.  Этот театр был широко известен за пределами Армении в середине прошлого века. Во многих городах Советского Союза с большим успехом проходили гастроли  театра, после которых в газетах Москвы,Таллина, Ленинграда, Риги и многих других городов, регулярно появлялись восторженные рецензии на спектакли.

Среди отзывов об игре актёров, всегда отмечалась блистательная игра в спектаклях Ивана Грикурова.

Статьи о народном артисте Армении Грикурове И.Г. печатались в газетах «Эфир» № 21(679) от 24.05.07г. и «Голос Армении» № 122(19492) от 16.11.06г. Зрители любили этого замечательного актёра.

Мы же, его близкие люди, помним этого замечательного  человека!  Мне хотелось бы рассказать о нём незнакомым людям и напомнить тем, кто его знал. Многие, с кем он работал на сцене,    помнят и говорят о нём душевные  слова, очень тепло вспоминает о дяде Ване главный режиссёр театра- Александр. Григорян.


 А вот о том, каким был Иван Грикуров в семье,  хочу рассказать я, его племянница.
Со своей   женой, Лидией Шульц, моей родной тётей, дядя познакомился в 18 лет. Это  случилось в 1930 году, а через год они поженились. Они были красивой и дружной парой!


Несмотря на несхожесть характеров, очень любили друг друга  и прожили вместе всю жизнь.
Моя тётя  закончила Рабочий факультет Тифлисского Государственного политехнического института в 1938 году,  получив диплом с отличием по специальности- горный инженер.
Много лет она проработала горным инженером в "Армвзрывпроме". Во многие объекты Армении  тётя внесла свой труд инженера взрывных работ.
Так уж случилось, что тётя Лида и дядя Ваня полностью заменили мне моих родителей.
Когда тётя Лида заканчивала институт, мою маму, её родную сестру по доносу арестовали, затем отправили в Казахстан.
Через несколько лет она познакомилась с моим отцом, там у них родились две девочки: моя старшая сестра Марта и я. Ни отец, ни сестрёнка не вернулись из этих лагерей. Отца своего я никогда не видела, а он погиб, так и не узнав, что у него родилась дочка.

Меня в возрасте полутора лет мама привезла к тёте с дядей. Мама ещё долгих 9 лет вынуждена была жить вдалеке от меня, так как ей не разрешали жить в столичном Ереване. Меня возили к маме только на лето...

Отца мне заменил дядя Ваня. Он очень любил меня, я испытывала к нему глубокую и нежную привязанность. Но природная закрытость мешала мне сказать ему слово "Папа", вероятно я считала, что таким образом как бы предам память своего  биологического отца.
А дядя так ждал всю жизнь от меня именно этого слова... Тётя с дядей и бабушка были моей второй семьёй. Меня в семье любили, баловали. Но мне постоянно что-то мешало сказать дяде с тётей о том, как сильно я их люблю. Слишком поздно раскаиваться и всё же прошу у вас прощения...

Оглядываясь назад, я понимаю, какой замечательной и крепкой семьёй они были!
Несмотря на разницу характеров и совершенно разную сферу деятельности, это был союз любящих людей, основанный на преданности и взаимном уважении.
Своего ребёнка они потеряли ещё в первые годы совместной жизни, но эта трагедия только сплотила их.

Иван Григорьевич был очень интересным мужчиной и, конечно же, вокруг было много женщин, желающих заполучить его.  Но ни одной из них не удалось увести его из семьи.

Тётя с дядей прожили вместе ровно 63 года и три дня.

Думаю, что для актёрской среды один брак на всю жизнь - это очень редкое явление.
Каждый вечер дядя Ваня был занят в спектаклях, по утрам в театре были репетиции, а в свободное время он изучал английский язык, увлекался музыкой, много читал.
Жена поддерживала его во всех начинаниях, а все бытовые проблемы взяла на себя, но всегда могла рассчитывать на помощь мужа в любом деле.

  Они так и прожили в коммунальной квартире до конца жизни. Последние годы оказались невероятно тяжёлыми: 'экономическая блокада Армении,  веерное отключение электричества,  голод,  холод, темнота...  Огромные очереди за любыми продуктами, даже за хлебом!
Но и в этих нечеловеческих условиях, они как могли, заботились друг о друге. Когда в феврале 1994 года тёти Лиды не стало, это стало настоящей трагедией для дяди Вани!
Горе своё дядя носил молча. После её ухода он прожил ещё полтора года.

Помню, как незадолго до его смерти, мы пошли с ним на почту за пенсией. Представляете, как же тяжело было у него на душе, если он не смог больше нести эту боль в себе и сказал о своём горе работнице почты?!
При этом, из глаз у него медленно скатились две слезы.
Она же-равнодушно скользнула по нему взглядом, и ничего не ответила...


На фото: Лида и Ваня 1931г. Тбилиси, 1972г. Арзни  (Армения).