Финское счастье

Ирина Романова 5



ОТ  АВТОРА

Это письмо я нашла  на  днях, разбирая  свои бумаги.  Как  оно попало  ко мне, уже не помню.
Я прочитала его, хотела порвать и выбросить, но потом решила отредактировать и придав литературную форму,  подготовила  для отправки.
Очень  надеюсь, что у  героини   всё  давно  наладилось и это письмо  немного  опоздало к своему  адресату..
Судя  по  тексту, написано  оно было давно, в  моих  бумажных дебрях  застряло лет на пятнадцать.
Я даже  слышала эту  историю.
Впрочем, подобных случаев здесь полно, они, как все несчастные  семьи, похожи.






Здравствуй, дорогая  сестра!

Прошел почти  год, как мы  веселились на  моей  свадьбе, помнишь, как  хорошо все начиналось.  Я  была  счастлива, что решила  изменить  свою жизнь.
Год мы  не  виделись и почти не общались, поэтому  я  решила написать тебе.

Постараюсь  подробно описать  весь этот   год, прожитый  в  замужестве в  тихой  и  спокойной  Финляндии.
Наберись терпения, письмо будет  длинною  в  двенадцать долгих  месяцев и  устройся  поудобней- будет  много неожиданностей.

Да, прошел  год, как  я  вышла  замуж и  уехала.
Год унижений, оскорблений и  издевательств- кто бы  мог подумать, что это  всё  случится  со мной.
Муженек мой, как  оказалось - алкоголик, хронический, с большим  стажем.
Когда я  сделала это открытие, когда до меня, наконец, это «дошло»,  у меня  был шок. Неделю  я  плакала, понимая, что никогда не  смогу  жить  с  больным человеком.
Надежды  на  тихую, благополучную семейную  жизнь, рухнули.

Вначале  совместной жизни я никак не могла понять его неадекватное поведение, делала скидку на разность менталитетов, культуры, непонимание и  языковой  барьер.
А потом  выяснилось, что  он просто  наглый манипулятор, лжец и  алкаш. 
Водку  он прятал  везде, где  только  можно её быстро достать и незаметно выпить, несколько  тайников  я  обнаружила в  его  машине,  в  багажнике,  где  лежит запасное  колесо, в  гараже было  несколько  пряток,  а дома всегда наготове коробка пива.
Приём алкоголя отработан годами - приехал  с работы, поставил машину, зашел  в  гараж и накатил пол бутылки водки с горла,  пришел домой и,  как ни  в  чём не бывало, выпил пива. Этим он постоянно  вводил  меня  в заблуждение, я  всё время  думала, что это  его с  двух-трех банок так попёрло.
Я ведь не знала, где  собака зарыта, на это потребовалось несколько месяцев.

Кошмар начался  летом, когда он  вышел в  отпуск. Пил он  каждый день, пустые  бутылки  были разбросаны  по  всему двору, под  каждым  кустом.
В июне  мы начали  строить небольшой  дачный домик, стройка продолжалась до зимы и  все  это  время  спиртное лилось рекой.
Работяги трудились, а он  бегал вокруг и чадил  перегаром, в  старом  сарае  было всегда  припрятано несколько бутылок водки, и так он догонялся  с раннего  утра и до  вечера. Почему-то ему доставляло удовольствие пить именно  втихаря, а не за столом.
И еще  делать  вид, что он трезвый.

В июле  я  решилась поговорить с ним, наивно полагая, что разговор  на такую больную тему что-то изменит.  Единственное, в  чём  он  признался, было  то, что проблема  существует и  пьёт он  лет пять. Я предлагала  обратиться  в  клинику, но  он только пообещал пить меньше.
Наш разговор ничего не  изменил,  он  усилил конспирацию и  всё  продолжалось по- старому-тайком покупал, прятал и тайком пил.

Через месяц  я  еще раз вернулась  к этой теме, но  за  такую  мою неслыханную дерзость  он  пообещал  выслать меня  из страны «без  выходного  пособия».
Больше  у  меня  такого желания  не  возникало. Я поняла, во-первых, что это безполезно, ибо  ещё ни  один  алкоголик не признался, что  это болезнь, и, во-вторых, я  решила, что это  его личное дело и лишать  человека  такой радости  я  не  имею права.

После такого умозаключения  я  почти  спокойно наблюдаю, как  в  лице  моего  супруга деградирует финская  нация.

Знаешь, чем  отличается  русский  алкаш от  финского?
Я проведу  параллель  на примере  моего  финского мужа, т.к.  его положение  и  статус немного  отличаются  от среднестатистического  алкоголика.
Он инженер на крупном заводе, начальник проектного  отдела, в отличии от русского алкаша, он много зарабатывает, поэтому  пьет  хорошую, качественную  водку,
утром,  с похмелья, обязательно  выпивает литр кефира или  молока, нейтрализуя яд, полноценно  и разнообразно питается. Поэтому  здоровье  у него просто богатырское и  он  даже не знает, в  каком  месте находится печень. Конечно, если  его  на  годик посадить на  русскую паленую  ацетоновку, процесс самоуничтожения пошёл  бы  быстрее, но ему  повезло - он  живет  в нормальной  стране, где  качество водки  гарантировано.

Финский   алкоголик в  лице моего супруга никогда не  будет  валяться под  забором, спать  в подъезде, занимать на  опохмелку или ”соображать на  троих”, он   не будет шляться  по улицам и горланить  пьяные  песни, наоборот, для  окружающих  будет изображать примерного  семьянина  и  ценного работника.
На  заводе многие догадываются, но  дипломатично  молчат,  он там в  авторитете и от него  многие  зависят.

Я просмотрела  его  банковские выписки  за  последние  три года и  еще раз  убедилась, что траты на  спиртное  занимают  львиную долю расходов, а  ездит  он  на  дряхлой машине, живёт в заводской  квартире.
Все его  родственники и дети знают  о проблеме, но не  вмешиваются, боясь  его гнева.
Дети, подозреваю,  натерпелись его  чудачеств, но вежливы и внимательны  с ним, братья и  сёстры  тоже  не лезут  в  его дела, ну не принято это здесь.
У каждого своя  жизнь  и  свои заморочки.
Бывшая жена, кстати, тоже чуть не  спилась, но вовремя ушла от него.

Я никогда не думала, что судьба подбросит  мне такое  испытание - жить  с хронически больным  человеком, смотреть по  утрам, как дрожат  его руки,  дышать испражнениями  его  винных паров и  осознавать свое  бессилие.
Я сама уже чувствую себя  бессловесным животным. Он подавляет  меня  и  морально, и  физически, убивая  во мне женщину и личность. Он   не замечает моих  страданий, он  вообще  меня  не замечает, я здесь  сама по  себе.
Быдло, с  которым  мне пришлось столкнуться в  своей жизни, настолько невежественно и  невоспитано, что, пожалуй, аналогов у меня  нет.
И те унижения, с  которыми я  столкнулась здесь, это  впервые  в  моей жизни.

Но это  только  начало, вступление - дальше  будет  интересней,  поэтому наберись терпения, приготовься жалеть меня и  сочувствовать.

Ну, а  чтоб  уж совсем страшно не было, скажу честно, что  были  в  моей  семейной жизни  и приятные  моменты. В прошлом году  я  два раза  побывала  в Лапландии.
Правда, удивительная природа  крайнего  севера и  весь  отдых был омрачен  беспробудным  пьянством  супруга, но я  старалась сама себя развлекать, и  в  компании его  коллег - вполне нормальных  финских мужиков, отпуск прошел относительно спокойно. Правда, отдыхать  в обществе своего алкаша больше не хочется, отбил  все желание сразу и навсегда, как топором.

Да, чуть не забыла. Расскажу  о любимом  финском празднике - Рождестве.
Для  меня  он случился, как  стихийное  бедствие. Мне  "посчастливилось" уже  два раза созерцать этот ритуал  в исполнении супруга, он  так  старался, что  я  теперь долго  буду  ненавидеть эти торжества.
Несколько дней в доме  стоит траурная  тишина, телевизор  смотреть запрещено, можно   только слушать рождественские песнопения, есть приходится противные  запеканки из картофеля, морковки и брюквы,  на  столе  лежит свиная нога килограмм на пятнадцать.
Так продолжается несколько дней, от  однообразной пищи на третий  день начинается понос, набирается вес, настроение на  нуле.
Хозяин все дни пьян и  угрюм, из дома не  выходит  вообще и не поощряет  мои попытки  вырваться на  свежий  воздух.

На работе ему надарили  литров  десять дорогих напитков в виде  виски, коньяков, водки, и  вот  он сидит, давится, и пьёт, пьёт, а  потом жрёт и так несколько дней, однообразно  и методично  он  набивает свою  утробу.
Наконец, почти  все жидкие подарки  уничтожены и нас  обещают выгулять- вывезти в город, ведь живём  мы  в  восьми  километрах от центра-пешком не набегаешься.
Первое  Рождество  мне было интересно, почему у народа такой  ажиотаж, радость, но так  в нормальных  семьях, там  всё проходит  весело, торжественно и мирно. У нас всё случилось  мерзко и скучно,  и, поэтому,  следущее Рождество  я  ждала  с  ужасом.
Мои ожидания  оправдались, «рождественская  коррида» длилась  три  дня, к  счастью, мне  удалось вырваться на  дачу, подальше из  берлоги больного зверя.

Да, есть  у нас  уже и памятные даты, в прошлом году на годовщину помолвки супруг  ударил  меня по лицу, просто на ровном  месте, это было  в первый раз, поэтому  от неожиданности я схватила  тапок и припечатала  ему  прямо  в глаз, пообещав  вообще прибить, если такое  ещё повотриться. Он не  ожидал  отпора и притих.

Чуть не забыла,  расскажу как  супруг наказал меня за то, что неправильно легла  спать. На  дачу он  купил узкий  диван, спать  с такой  огромной тушей пьяного мяса ужасно тесно,  а  дышать вообще нечем, про жуткий  храп  вообще  молчу, ну  вот,  я ночью переполза к окну и получился  банальный «валет». Шоу началось  в  шесть  утра, поплатилась  я  за  свободолюбие, попало мне по  всем  частям  тела, я сопротивлялась как могла, пиналась и  царапалась, но  разные  весовые  категории и литр уничтоженной накануне водки помутили  разум  супруга окончательно.

Нагнала  я на тебя  страха, подумала ты, как  я несчастна в  своем  замужестве.
Но  кто бы  мог подумать, что все так  обернётся. Мне здесь ужасно, одиноко  и  грустно, с ним  у меня  нет абсолютно никакого духовного родства, если  что-то давно и пошевелилось  в душе, все  убито и растоптано.
Я его ненавижу, но  попала  в зависимость и ничего не  могу  сделать.

Здесь, в Финляндии, русские  жены не имеют ни прав, ни голоса, находятся  в полной зависимости  от  мужей два первых года до получения  постоянного статуса.
И чтобы остаться  здесь жить, многие терпят издевательства.
Других  вариантов нет. Счастливый  брак здесь - редкое  исключение, только  отъявленные  негодяи и отбросы едут  за женами в Россию, нормальным  мужикам хватает  своих.

Хочешь знать, чем закончилось «утреннее  шоу»? С воскресенья до  четверга  я  просидела  в  комнате  на втором этаже, я не спускалась  вниз, не  ужинала, не  общалась  с этим зверем и даже не  видела  его. В доме было темно и зловеще тихо.
Он сидел  в  своем  кабинете и зверел  все больше. К концу недели передал  мне записку, в  которой  сообщил, что  в  субботу мне надо быть готовой  «с вещами на  выход», он  меня  решил  сам депортировать на родину, решив, что мое  проживание  в  его доме закончено.
Я  пришла  в его кабинет и высказала все, что  о нем  думаю, раз  пять  он меня  вышвыривал, бегая туда-сюда, обсудили  раздел имущества, все  выходило  в  его пользу, в  понедельник  обещал подать на развод. Я понимала, что  это шантаж.

Надо было  как-то  спасать ситуацию, такой  сценарий меня  не  устраивал и тут  я  сознательно позволила  окончательно  унизить  себя, вернее,  я сама  решила так.
У меня  не было  вариантов. Я выслушала  все  упреки, что никогда не  сказала  ему слова любви, что  сплю спиной, холодна и неприступна, а  какая тут, к  черту, любовь, когда  ненавидишь  человека.
 
Может и ты думаешь,  что  я такая  строптивая? А как иначе, я  и так  сдала  свои позиции, пошла  на такие  компромиссы со своим  естесством. Изображать  из  себя  смиренную  овцу я  не  собираюсь, вернее, не  умею.

По воскресеньям  я  выслушиваю  длинные тирады  о том, что долго  сплю, а  он  сидит  и ждёт, когда  я проснусь. Ну,  у меня-то не горит, это  алкаши рано  подрываются, обычно, чтоб опохмелиться холодным пивом.
Ему  ведь не понять, что  я  вообще не хочу просыпаться и  вылезать из-под  одеяла, чтобы не видеть  его противную харю.

А недавно он  устроил  мне сквозное проветривание. Утром он был злой, что  в  спальне холодно и он простыл, а когда  ушел на работу, открыл внизу  все окна и  входную  дверь, когда я  спустилась  на  кухню, по дому гулял холодный  зимний ветер. Я сделала вид, что ничего не произошло, провокация не  удалась.

Но он нашел  еще  одну причину  для  скандала. Обидки начались  из-за его нежелания слушать  в доме  русскую речь. Около часа разъяренный  зверь воспитывал меня, изображая на пальцах, что такое  семья, бесновался и повторял одно и тоже, с пеной  у рта и перекошенным от злости лицом. Теперь нам  нельзя  в  его присутствии говорить на родном  языке. А с нового года это должно  стать правилом, за нарушение  которого мы будем наказаны, представляешь?

Я понимаю, что так долго продолжаться не  может и на  сколько хватит мои сил, не знаю. Развод приближается, он понимает, что  я  полностью от него завишу и это дает  ему полную  власть над ситуацией. У меня  нет права голоса. Он ломает  меня  каждый день и думает, что приуспел. Он  плохо знает меня.

Письмо  моё получается таким длинным и подробным и  ты  его обязательно прочтёшь, чтобы  мне потом не объяснять, какое оно, «финское счастье».
Представляю картину, если  я  вернусь. Ох и позлорадствуют кумушки.
Но  я  не  для  того  уехала, чтоб  возвращаться, этот  вариант  даже не  обсуждается.
И если не сложилась  семейная  жизнь, то это не повод для уныния.
Я  выдержу, я сильная.

Хотя, права была твоя  одноклассница, которая  предупреждала меня, что  может  случиться  всякое, но я, дура  самоуверенная, ответила тогда, что не  может быть подвоха. 
Ведь такое  впечатление человек производил приятное, да и знакомы  мы  были почти год, мне даже  в голову не  могло прийти, что  такой на  вид добрячёк, спокойный, образованный, а внутри, как  оказалось, пропитые  мозги, ненависть  ко  всему  русскому, жадность, невежество, злость и полная  бездуховность.

Больше  всего я ненавижу  выходные  дни, когда этот зверь дома, мне приходится  терпеть это инородное  тело и делать  вид, что  все  хорошо,  он пьет  втихаря, а я  занимаюсь  своими делами.
Всю неделю он  работает, вечером  спит, сидя в  кресле, потом переползает  в  кровать, я  где-нибудь  в  сторонке  читаю, учу язык, время  пролетает незаметно.

Прикол недели- по  крыше дома  бегал заяц. Как он  туда попал-непонятно, но  пометался туда-сюда и  спрыгнул в сугроб. А белки бегают  по двору, я  их прикормила и они потешно  дерутся, бегают по  стенам, природа  здесь совсем  рядом.

А недавно  он  опять разбушевался. Сорвал ночник   со  стены, швырнул  об  пол.
Виновата, как  всегда,  я -  вежливо попросила принести  мне  телефон в  спальню.
Он положил  его на поднос и внёс,  как  официант, а потом  швырнул поднос об  пол. Теперь  до меня дошло, что если он  «не в  себе», то ему надо что-то грохнуть,  желательно  об пол или  стену. Он тут решил  перерыв  сделать и  дней десять не пьёт, так  от злости просто дрожит,  стараюсь не попадаться  ему на глаза.

Февраль прошел относительно  спокойно. Поэтому рассказывать  особо не  о  чем, разве  только о том, как у нас  распределились обязанности. Он работает, а  я  веду  домашнее хозяйство. На мне  стирка,  глажка, уборка дома, готовка. Неплохо   он  меня  использует- бесплатная   домработница.
В магазин иногда  ездим  вместе, но  чаще он  сам покупает продукты и  часто получается  так, что покупает  всё  только  для  себя, мои  вкусы его не интересуют. Но  я  не  ропщу, мне хватает.

Весной у  супруга  началось обострение, в  апреле  он разбил мой телефон, пришлось купить  новый и открыть  номер на  свое имя.
Мое непокорство его взбесило не на  шутку,  рабыня вышла  из-под  контроля.
Больше  всего  он боится, что  я  вынесу  сор из избы  и в городе узнают правду  о нём. Он  старается держать меня  в  полной изоляции от подруг,  соседей.
Я здесь как на  вольном  поселении общего режима.

Первое мая  мне запомнится надолго. Ему  опять не понравилось, что  я поздно проснулась, к  десяти  утра  он  уже был пьяный, все произошло на даче.
Ты только не  волнуйся, я  вот  сейчас сижу и думаю-  рассказывать мне  всю правду или ограничиться  общими фразами.  Да, пожалуй, не  стоит  мне пугать  тебя.
Расскажу, не  вдаваясь  в  подробности. Как-то неловко грузить  тебя.

У него был  острый психоз и  я  опять попала  под раздачу. Но в этот раз я не  стала молчать и  скрывать. Я поехала  в больницу и освидетельствовала  побои, получив  на руки  справку. На  другой  день  меня  отвезли в дом  безопасности, там  я  пробыла  пять дней. Со мной  встречались психологи, был  переводчик, мне популярно рассказали, что здесь  насилие  в  семье  наказуемо и  я  могу завести   на  него уголовное  дело.
Психолог сказала  мне, что  мой  супруг  в первую  очередь садист, а потом  алкоголик. Судя  по  его методам, это так и  есть.

Несмотря на мерзкое настроение от  случившегося, я  была среди людей, я почувствовала, что не  одна. Я вынесла  сор из избы, я  уже точно знала, что иду  ва-банк,  развязка близка.
Это был  шаг  к  свободе.
Когда меня привезли домой, вернулся  муженёк из очередной  командировки  и с победоносным видом  выложил  на  стол заявление на  развод.
У меня  тоже был козырь и теперь была  моя  очередь крыть.
От вида  моей  бумажки  у него  начался  столбняк, он понял  сразу, что я  просто так  не  сдамся, уголовное дело, наказание и расходы за  моральный  ущерб ему просто гарантированы.
Он просил прощения, он  так  испугался, что  его карьере конец, но  затаив злобу, начал  совать   всякие  договора, которые  я должна  была подписать таким образом, что потом  моя  справка  потеряет  силу.
А я собрала  все его бредовые  писульки  и  отнесла в социальную службу, показала  адвокату и психологу. Вывод они  сделали одинаковый- бумаги  составил больной  человек и  подписывать их  категорически нельзя.
Вобщем, они  стали  компроматом, который  я  начала  собирать на него.
Я вышла на  тропу  войны, в  которой  должна победить.
Других  вариантов нет.

Заявление на развод он порвал, но  мое сосуществование  с ним от этого легче  не  стало. Он уезжает один  на дачу, меня игнорирует, я езжу к психологу и рассказываю, как идёт  моя  жизнь. От  её советов  мне помощи нет, но хоть  какое-то общение, тем более уже  справляюсь  без переводчика.

Мне предстояло пережить  его очередной  отпуск  и мы  уехали на дачу. Здесь  все  было как обычно- весь день его беспробудное пьянство,  я облагораживала  сад и  огород и  стоически терпела,  делая  вид, что меня  всё  устраивает.
Я знала, что в августе  заканчивается  разрешение на прибывание и его продление  требует наличие брака. Три недели кошмара закончились и мы  вернулись домой.
А через неделю пошли  в полицию заполнять бумаги.
В тот же  день вечером, зайдя в магазин, я  увидела  социального работника.
Она  спросила  как дела, и это  стало поводом для  расторжения  брака, я нарушила негласный  запрет на  общение  с людьми - на следущий день он подал на  развод.
Решение  его было окончательным. По этой причине я получила право на проживание всего на пол года, после  окончания я  должна  уехать из  страны.
Это была  его месть. Свой ответный ход я  обещала сделать  в ближайшее  время.
Я нашла хорошего  адвоката, у меня  была  куча компромата и  я  сделала заявление  в полицию о насилии  в  семье.
Зло должно быть наказано  и  я добьюсь, чтобы он получил по заслугам..
А еще жертвам насилия разрешение на прибывание дают  автоматически, есть  такой закон, но  его особо не  афишируют.

Я познакомилась  с  соседкой, с  которой  мне было строжайше запрещено общаться.
Мы  ходили  купаться, гуляли на берегу озера и  много разговаривали.
Я рассказала ей  все подробности своей семейной жизни,  она оказалась  классной  тёткой, помогала  советами и  всячески поддерживала меня.
Я подала заявление на  квартиру и через месяц переехала  в город.
Соседка  помогла  перевезти  мои кутули.
Квартира  оказалась  уютная и просторная, с  большим балконом. Купили  новую мебель и потихоньку  обустраиваемся.
Теперь мы  живём самостоятельно  и  у меня  все замечательно.
Ужасный год моей  семейной жизни закончился.
Развод  через несколько  месяцев, здесь дают пол года на  обдумывание, такой закон.
Эту гадину я  больше не  вижу и не  слышу, но впереди  у  меня  суд, где придется с ним  столкнуться. 
Что будет потом, я  не  знаю, но просто  уверена, что никуда  не  уеду.
На днях иду учится на  курсы, жизнь меняется  в  лучшую  сторону, у нас  часто бывают   гости- у  меня  много подруг, я  пеку пироги и  вечерами  мы все вместе пьём чай.

Надеюсь, что теперь ты приедешь и мы замечательно проведем  время.
А мне не нужно будет рассказывать и  ворошить прошлое, теперь ты  знаешь, какое оно, «финское  счастье».

До скорой  встречи, сестричка!

июль 2011.
Хельсинки.