Делакруа. Резня на Хиосе

Константин Рыжов
Делакруа. «Резня на Хиосе». 1824. Париж. Лувр.

Частное событие, отдельная сцена увековечено здесь Делакруа как вечное состояние, как величественно трагический образ  неустанной борьбы  человека против порабощения. На равнине, дымящейся от пожаров, согнана для расправы небольшая группа оставшихся в живых греков. Обреченные, полуобнаженные и обесчещенные, они становятся воплощением благородства и страдания. Несчастные томно склоняют головы; старая женщина  возводит очи, призывая на помощь небесные силы; справа распростерлась молодая мать; ползающий по ней младенец тщетно ищет грудь. У всех полуоткрыты уста, они безропотны, но непокорны. Высоко над ними  вознесены завоеватели-злодеи, жестокие  и суровые насильники с каменными сердцами. Только девочка в изнеможении тщетно умоляет одного из них о пощаде. Картина буквально во всем была новаторской. Здесь не было ни ложного пафоса  академистов, ни красивых жестов, ни главного героя. Еще никогда и никому не удавалось передать жестокость  так правдиво и вместе с тем так изысканно красиво. Полотно поражало синтезом совершенного и ужасного, прекрасного и безобразного, разорванной композицией и темпераментным рисунком.  Цвет не следовал пассивно за формой, как это было в картинах классицистов, а сам  играл одну из ведущих ролей.

ДЕЛАКРУА http://proza.ru/2011/07/14/260