Вот горшок простой

Рагим Мусаев
        Она окружает нас повсюду. Горшки, кувшины, плошки, миски, блюда, крынки, жбаны… Ее присутствие так же естественно, как потребность в сне и пище. Мы настолько привыкли к керамике, что не замечаем ее. И мало кто из нас, поднося к губам блестящую глиняную кружку с водой, задумывается о том, что из подобных кружек люди пьют уже несколько тысячелетий.

        Сложно сказать, когда люди научились работать с глиной. Судя по всему, было это не давно, а очень давно. Еще сложнее сказать, когда был изобретен крутящийся гончарный круг, позволивший лепить изделия более правильной и сложной формы. Зато точно известно, что поливать глиняные изделия глазурью придумали неизвестные мастера где-то на Древнем Востоке…

        Горшки и плошки, покрытые цветным глянцем, лучше держали налитую жидкость и, помимо прочности, приобрели эффектную внешность. Ближайшая родня поливной посуды – глазированная (муравленая) черепица, некогда покрывавшая православные храмы, печные изразцы и обычная облицовочная плитка.

        При кажущейся простоте создание самого обычного горшка таит немало секретов. Глину для лепки готовят от одного до двух лет. Ее выдерживают на воздухе, вымачивают в воде, просеивают, удаляя лишние вкрапления, и многократно мнут. Чтобы сделать дно горшка совершенно ровным, его срезают с гончарного круга обычной ниткой.

        Готовность изделия к обжигу определяют по звуку, издаваемому просохшим горшком при ударе по нему деревянной палочкой. В зависимости от сорта глины и вида изделия обжиг в печи длится до нескольких суток, при этом температура медленно повышается до красного, а потом и до белого каления изделия.

        В нашей шкатулке с керамическими драгоценностями десятки непохожих экспонатов, созданных разными мастерами в разное время. Изысканные и простоватые, вытянутые и пузатые, угловатые и причудливые, блестящие и матовые…

        И самое главное: экспонаты нашей коллекции не пылятся на полках. Они постоянно находятся в работе, помогая все новым и новым ребятам пониматься вверх по лестнице художественного мастерства.