Семидесятый. Брежнев и Брандт

Николай Старорусский
В августе из самолета, приземлившегося в Шереметьеве, вышел канцлер ФРГ Вилли Брандт. Это не был – для обеих сторон – один из обычных визитов. Со времени окончания Войны прошло всего 25 лет – как сейчас от Чернобыля.  Но Война еще ближе и тяжелее затронула всех.

Помнится, первые фразы звучали покаянно
- И вот я здесь, на этой земле…
А дальше начались длительные и тяжелые переговоры.

В то время были такие избранные пропагандисты – «лекторы ЦК». Они владели большей информацией и  могли себе позволить небольшие вольности. Выступали они в больших аудиториях. Так вот, говорилось, что Брандт несколько раз порывался прервать переговоры и уехать. Но его отводили в соседний зал к накрытому столу – для релаксации.

А проблемы накопились серьезные. Мирный договор с Германией – которым должна заканчиваться война – так и не был подписан.

Как видно из материалов Ялтинской конференции, союзники, особенно Черчилль, сомневались, есть ли у Германии будущее; предлагалось и разделить ее на много мелких частей. Именно твердая позиция Сталина: «у Германии будет будущее» и привела, в конечном счете, к теперешней единой стране.

Кстати, Ялтинские материалы полезно прочесть еще с одной точки зрения. Часть встреч проходила только между лидерами, без членов делегаций, причем вопросы для обсуждения выбирались по согласованию прямо в начале встречи. То есть суфлировать Сталину никто не мог. И советский лидер очень достойно  провел все такие встречи.

После войны Германия была поделена на оккупационные зоны, причем из уважения к генералу де Голлю такую зону дали и Франции. Берлин был в советской зоне, но там размещались органы управления всех союзников.

В 1949 году в одностороннем порядке союзники преобразовали свои зоны в новое государство – ФРГ. Оставшаяся часть – советская зона, можно сказать, почти автоматически  превратилась в другое государство – ГДР. Далеко не очевидно, что строить в Германии социализм входило в советские планы. Так, Берия выступал против в 1953 году. Скорее могло оказаться как в Австрии, где после заключения в 1955 году Государственного договора оккупационные войска ушли. Но поляризация началась, и не по советской инициативе.

Вскоре было создано НАТО, и туда приняли ФРГ. Помню, в 1954 году, после подписания Парижских соглашений, многие жители в нашей стране  начали опасаться новой войны.

Советская оккупационная часть Берлина естественно стала столицей ГДР.  Остальные же части Берлина, путь  к которым проходил через территорию ГДР, оказались в особом положении. Они образовали город-квазигосударство Западный Берлин. Желанная принадлежность его к ФРГ абсолютно исключалась позицией СССР. Зависимость Западного Берлина являлась существенным  рычагом  влияния как на ФРГ, так и на США. Оставались проблемы признания послевоенных границ и другие.

Решившись на замену мирного договора другими, менее громкими, Брежнев сделал важный шаг навстречу. Вероятно, оправданный. 12 августа был подписан Московский договор о неприменении силы и сотрудничестве с ФРГ.

По нему значительно облегчались фактические связи Западного Берлина и ФРГ при формальном сохранении статус кво, признавались послевоенные реалии, был открыт путь к одновременному вступлению ГДР и ФРГ в ООН.

Стоит отметить, что ранее Брандт был правящим бургомистром Берлина и его причисляли к ястребам, т.е. жестким политикам. Думаю, что именно твердая позиция СССР в 1968 году заставила Брандта реально оценить возможное и действительное.



Кстати, поглощение одного члена ООН другим – аншлюс – случившееся позже – юридический нонсенс. Как и осуждение граждан одного государства по законам другого. Могло образоваться новое объединенное государство. Впрочем, ООН как международной организации уже давно нет.

Старшее поколение, помнившее предвоенные годы, усматривало аналогию с Договором 1939 года и опасалось продолжения ее в виде войны. Пропагандисты всех уровней объясняли, что соотношение и расстановка сил не такие, как перед войной. Что же, на тот момент это было верно.

Конечно, много и другого произошло в том году. Появились первые автомобили Жигули и серийные Волги нового вида. Высажены две наши  автоматические станции на Луне, с радиоуправляемым Луноходом и доставкой грунта на Землю. Также совершила мягкую посадку на Венере наша станция с научной аппаратурой.

Под Новый год Л.И.Брежнев впервые лично обратился с приветствием к народу.
                _________________

Для справки: до того первый канцлер ФРГ Аденауэр приезжал в Москву в 1955  для вызволения еще оставшихся пленных. Он, как и Брандт, не был вовлечен в нацистскую активность. Брандт (нем. - пожар)– легализованный псевдоним военного времени.

Фото: в Шереметьеве. kp.ru