У истоков Славянки. Федор Кадичев

Николай Губин
       Вот уж чем удобен писателю Интернет, так это возможностью в любую минуту получить нужную справку или собрать статистические данные. В любой области. Будь то собственное литературное творчество или  производство зеленого чая на душу населения планеты. И надобно сказать, достоверность у полученных данных, как правило, довольно высокая. А потому я интернет - цифрам верю значительно больше, чем интернет- словам.. Вот уж где полное отсутствие достоверности!  Прямо караул какой-то! Все друг у друга списывают целыми абзацами, нимало не заботясь о содержании предлагаемого читателю  материала. И называется это литературное воровство хитрым, придуманным словом «рерайт», благо технические возможности интернета к такому виду творчества весьма располагают. Нет нужды сидеть в библиотеках и делать тучные выписки, а можно сразу вставить в текст любую цитату и  спокойненько ее обработать в своем литературном стиле. Огромная экономия времени образуется! Вот и пользуются, да еще и первоисточники правят. Собственно, первоисточник в нашем случае был , есть и будет в единственном числе. Это ныне здравствующая дочь композитора Аза Васильевна Агапкина, с чьих  слов и написаны все исследования по маршу ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ. Так ведь и ее поучают отдельные "мудрецы". Мол, не то Вы наговорили в своем интервью  той или иной газете или журналу. На самом деле было совсем не так, а вот так, как написал я, признанный в сети авторитет и большой мастер рерайтерских фантазий. Смешно конечно, но факты имеются.
     Когда я задумал статью о Федоре Михайловиче Кадичеве и стал накапливать рабочий  материал, я столкнулся с интернет - рерайтерской продукцией, что называется, нос к носу. И с удивлением увидел, что она не только  щедро преумножает разную белиберду, но и не менее щедро замалчивает  очевидные и неоспоримые факты, потихонечку вытесняя  историческую истину ложью.
    Родился в бедной крестьянской семье талантливый мальчик,  Федя Кадичев, и суждено ему было в 28 лет стать крестным отцом знаменитого на весь мир русского военного марша ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ. Случилось это в уездном городе Тамбове, где он по рекомендации самого Рахманинова преподавал в музыкальном училище, и куда приехал поступать такой же как он бывший музыкантский воспитанник Василий Агапкин.
Была ли тамбовская встреча двух военных музыкантов случайной, или вдумчивый педагог намеренно пригласил талантливого трубача к себе в класс, не так уж и важно. Важнее другое.  В прошлом военный валторнист Федор Кадичев, прошедший солидную московскую школу театральных оркестров и сумевший получить высшее музыкальное образование, не мог не стать для Василия Агапкина  безусловным авторитетом и  достойным  примером для жизненного подражания. Несомненно, что именно с опытным композиторским пером  Федора Кадичева и связаны первые поправки мастера в клавире будущего легендарного марша.
И вдруг этот знаковый для Агапкина  человек  по  воле рерайтерских фантазий  становится фантомом, и на его месте возникает другой, - военный флейтист Яков Богорад, содержавший в то время частное бюро инструментовки  в городе Симферополе. И вот уже  порхает по интернету глупенький и беззаботный мотылек новой легенды, настойчиво пытающейся заменить в подсознании читателя теперь уже самого автора марша все тем же Яковым Богорадом. Кому и зачем понадобилось пачкать память почтенного и уважаемого в русской музыке инструментовщика, совершенно непонятно. Недорогими услугами «Бюро инструментовки в Симферополе» пользовались крупнейшие композиторы того времени, и играть в загадки с историей Якову Богораду было абсолютно  незачем.
Допустим, что именно Кадичев, долгое время живший в Москве и хорошо знавший российский нотоиздательский рынок,  посоветовал горящему нетерпением молодому коллеге прибегнуть к услугам вполне доступной по ценам провинциальной фирмы «Богорад и Ко». Но в редакторских поправках Богорада, господа рерайтеры, усматривать авторские указания попросту неграмотно и неприлично. И уж совсем нехорошо приплетать к истории создания марша не выдерживающую никакой критики легенду о хранящих память войны 1905 года берегах  симферопольской речки Сливянки, название которой якобы трансформировалось в название будущего знаменитого марша.Гораздо правильнее считать основной причиной создания марша официальные мероприятия по празднованию 300-летия Императроского Дома Романовых и 100-летия Бородинского сражения, в которых военный музыкант Василий Агапкин, конечно же, участвовал лично. И меня, как исследователя, всерьез заинтересовало именно второе. Такая мотивация к написанию военного марша исторически оправдана и вполне могла иметь место.
А вот Федор Кадичев - это действительно исток, и вернуться к творческой биографии ярчайшего представителя музыкальной культуры Тамбовщины с  точки зрения российской военной музыки, породившей марш ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ, просто необходимо.
Объективности ради попробуем обойтись хронологией с краткими комментариями.

1884 - родился в бедной крестьянской семье в деревне Сазоново Митьковской волости   
Юхновского уезда Смоленской губернии.
1892-1899 - в восьмилетнем возрасте был определен учеником в музыкальную команду   
 Первого Донского казачьего полка, расквартированного в Москве.
1897-1907 - студент Московского   филармонического училища по трём специальностям: валторне, фортепиано, теории композиции.
1898 -  за¬числен в класс валторниста, композитора и дирижера, профессора Эккерта.
1899-1904 - помощник капельмейстера Сумского гусарского полка,
1907 - закончил училище по специальностям педагогического фортепиано и теории композиции, получив звание свободного художника.
1908 - валторнист оркестра Большого театра Москвы.
1909 – приглашен Рахманиновым на должность преподавателя Тамбовского музыкального училища по классу медно-духовых инструментов, фортепиано и теоретическим дисциплинам, где проработал до самого ареста.
1917 г. - организовал Союз оркестровых музыкантов Тамбова /профсоюз работников искусств / и был его председателем.
1919-1922 - дирижер симфонического оркестра, профессор Тамбовской консерватории, В его репертуаре сочинения Гайдна, Моцарта, Вебера, Р. Штрауса,других композиторов-классиков.
1924 - за большую музыкально-просветительную, педагогическую и общественную работу присвоено почетное звание Герой Труда
1929 - избран депутатом Горсовета.
1940 - репрессирован по подлому навету, ныне реабелитирован полностью.
1943 - скончался в ссылке.
Композитор Кадичев – автор 8-ми опер /  «Каляев», «Чудо-трактор». «На рассвете», «Kочегар Янк», «Сигнал», «Свинцовая армия» и др./, 8 симфоний, симфонических увертюр «Россия» в 1917, «Россия в 1918», «15 лет Октября», поэмы «Ленин», соч. для фортепиано, пьес для голоса и других сочинений.
Среди учеников Кадичева - автор марша «Прощание славянки» В. Агапкин, доцент Киевской консерватории Н. Добросердов, преподаватели Тамбовского музучилища заслуженный работник культуры В. Ревелев и С. Романов; валторнист ГАБТа Н. Кадичев, трубач оркестра театра им. Станиславского Е. Некрасов и многие другие.
До самого ареста дирижер Кадичев был наставником капельмейстеров военных оркестров Тамбовщины.
Как видим, в музыкальной культуре Тамбовского края имя Федора Михайловича Кадичева весьма примечательно. Факты творческой биографии говорят сами за себя.
Отсюда и вывод.
У истоков марша «Прощание славянки» стоял серьезный композитор, образованнейший военный капельмейстер и педагог, воспитанный на лучших традициях отечественной оркестровой службы Алябьева и Римского–Корсакова. И обращаться к Якову Богораду кроме как за недорогими каллиграфичесими услугами у студента Тамбовского музучилища Василия Агапкина не было ни малейшей нужды. Никаких исследований музыкальной истории войны 1905 года студент Агапкин не осуществлял, а вот в грандиозных мероприятиях, посвященных 300-летию Императроского Дома Романовых и 100-летию Бородинского сражения участвовал лично, что и пробудило в юноше желание создать собственное произведение на героико-патриотическую тематику. Отсюда и обращение к бетховенскому ЭГМОНТУ, с его глубоким философским осмыслением героики в музыкальном творчестве. И здесь влияние композитора и педагода Федора Кадичева несомненно.
Перечитал публикацию и нашел ее весьма привлекательной для рерайтерского творчества. Прошу, господа рерайтеры, не стесняйтесь. Материал добротный. Интернет-факты куда надежнее интернет-фантазий и домыслов. А факты таковы:  в 1912 году "Прощание славянки" было изложено  в клавире не как марш, а как кавалерийская рысь, т. е. в простой двухчастной форме (А-Б). В таком виде это произведение и было напечатано Агапкиным в 1914 году в Москве. Стало быть, никаких изменений в текст за эти два года не вносилось. И откуда выпорхнул лживенький интернет - мотылек, бякающий крылышками об авторстве Якова Богорада, совершенно непонятно. Тут даже совместную работу над Trio при всем желании никаким боком  не приклеить, не то что соавторство в сочинении целого классического русского пехотного марша.
Ведь так, господа рерайтеры?
Это уже потом начались настоящие чудеса.
Подхваченная армейскими трубами огромной страны, обласканная всенародной любовью, оплодотворенная перьями лучших инструментовщиков для  духового оркестра, двухчастная кавалерийская рысь быстро превратилась в легендарный армейский марш беспрецедентно высокого накала и неисчерпаемой глубины простых человеческих чувств.
И в этом его бессмертие.


Липецк
2011 г