8. Спасибо Гереку и Гомулке

Александр Летенко
               
                А.В.Летенко

                СПАСИБО  Э.ГЕРЕКУ И  В.ГОМУЛКЕ!
                (Из воспоминаний)
               
          В старые добрые времена я, как и многие молодые сотрудники Академии наук, способные более или менее связно излагать на публике свои и чужие мысли, с охотой сотрудничали со Всесоюзным и Всероссийским обществами по распространению политических и научных знаний, впоследствии переименованными в общества «Знание». Там были такие правила: если ты прочтёшь достаточное количество бесплатных лекций по их путёвкам, то можешь получить возможность поехать в лекционный тур. В этих турах можно было и подзаработать (до 200 рублей за неделю) и попутешествовать за государственный счёт по самым экзотическим местам Родины.        Таким  макаром мне удалось побывать и в уютнейших городках Западной Украины, и на шахтах Ташкентской области, и в аулах Адыгеи, и на островах Курильской гряды и в других местах, куда за собственный счёт уж никак не попадёшь.
         
          Эти поездки были весьма полезны ещё и потому, что в них оттачивался ничем не заменимый опыт публичных выступлений, необходимый любому учёному, нарабатывалась полемическая находчивость, которая только и может выручить, скажем, при неожиданных вопросах из зала. Из каждой поездки мы всегда привозили по целой пачке бумажек с вопросами, показывали их друг другу и обсуждали ответы, что здорово помогало, а иногда и просто выручало впоследствии.
 
          Могу сказать, что наиболее часто повторявшимся вопросом из зала у нас всех и повсеместно был такой: «А когда же, наконец, пустят автобус до райцентра?!». Но были и позаковыристее, на которые не сразу  и сообразишь, что ответить. К примеру, как-то в одном из домов культуры в Галиции мне был задан вопрос о результатах последних переговоров стран СЭВ по вопросу координации производства военной техники. Я ответил буквально следующее: «Переговоры прошли успешно. Если кого-то интересуют детали и подробности, прошу подойти ко мне после лекции, чтобы обсудить коммерческие условия передачи этой информации». Честно говоря, тут я был доволен собой, и рассчитывал, что в зале раздастся смех. Однако, неожиданно для меня моя шутка была встречена гробовым молчанием, и конечно ни один бандеровец ко мне после лекции не подошёл. До сих пор я думаю, неужели вопрос был задан на полном серьёзе? 

          Более всего мы любили ездить на Юг и Восток СССР, где люди были посытнее, подобрее и погостеприимней. А менее всего – в Поволжье и Предуралье, где  в залах собирались, прямо сказать, люди недоедающие, злые и откровенно недолюбливавшие «московских щёголей». Именно оттуда чаще всего вслед нам – лекторам – и прибывали жалобы и политические доносы, в обиходе именовавшиеся «телегами».

          Не миновала чаша сия и одного моего друга Мишу Гитуляра, с которым мы тогда вместе служили в Институте экономики мировой социалистической системы АН СССР, он служил в секторе Польши, а я в секторе Теоретических проблем международной интеграции.  Как-то поздней осенью 1970 года на одной из лекций, как помнится – в Перми, его из зала попросили в общих чертах охарактеризовать  общественно-политическую ситуацию в Польше. Дав объективную оценку тогдашнему экономическому положению Польши и текущей экономической политики польского руководства, Миша, ничтоже сумняшеся, заключил: «Сказанное мной выше позволяет сделать вывод о том, что Польша находится на пороге серьёзных перемен» и под жидкие аплодисменты удалился и из зала, и из Перми.

          И вот, в один из декабрьских четвергов или  пятниц (точно не помню!) 1970 года Мишу пригласил к себе наш секретарь партбюро В.М.Шаститко и с укором устроил ему выволочку, в том числе со словами: «Ну сколько раз вам говорить, чтобы вы не болтали лишнего в Поволжье!». Оказалось, что в наш Черёмушкинский райком КПСС пришла «телега» из Перми, с политическим пасквилем и требованием «более не присылать в Пермь доморощенных московских сопливых политических пророков типа Гитуляра». Владимир Михайлович сказал, что в понедельник Мишу ждут в райкоме на улице Кржижановского и будут «дрючить» за его безответственную политическую болтовню. Отдельно Шаститко  попросил Мишу самому без повода не признаваться, что он беспартийный, ибо за командирование беспартийных лекторов «дрючить» бы стали уже и его.

          Конечно, в течение двух дней - в предвкушении понедельничной встречи в райкоме - Миша сильно нервничал, что заметили окружающие. Действительно, последствия предстоящего события могли бы стать весьма неприятными для его научной карьеры.

          Но вот, как будто Господь тогда услышал его молитвы. Включив в воскресенье вечернюю телевизионную программу «Время», он просто-таки не поверил своим ушам. Первой же её информацией оказалось сообщение из Варшавы о том, что в субботу там собирался 7-й Пленум ЦК Польской объединённой рабочей партии и нам нём за ошибки в социально-экономической политике от поста Первого секретаря ПОРП был отстранён Владислав Гомулка и на его место избран Эдвард Герек. Можете себе представить как спокойно и с какой злорадной ухмылкой на лице он спал в ту ночь?

          Утром в понедельник Миша, наверное, был первым в Институте и наконец дождался В.М.Шаститко. Увидев Гитуляра, он сказал: «Ты иди к себе в сектор, а я сейчас позвоню в райком и узнаю, нужно ли тебе туда являться». Через некоторое время он пригласил Мишу к себе, сказал, что гроза прошла стороной и что в райком идти не надо, но в заключение заметил, что  болтать лишнего на лекциях всё равно  не следует.