Страна Живых. Консультации наставника Чжана

Кузьмин Алексей
2001 год

Врач Софья Владимировна пришла домой после дежурства в реанимационном отделении 103 больницы. Она прошла в комнату, кивнула маме, механически забросила в себя что-то съедобное, лежащее на столе. Она ужасно хотела спать. Но какая-то мысль не давала ей расслабиться.
«Я обещала… но что, … и кому?» - память белела чистым листом бумаги.
Софья Владимировна встала под душ, пытаясь смыть с кожи прилипчивый запах антибиотиков. «Лекарства… нет, не это… Консультация?» Она несколько раз вымыла волосы, но запах лекарств еще оставался, хоть и стал заметно слабее.
- Слабость! – вспомнила она. «Настя сказала, что ее Олег все еще слабый, а все же  пошел работать, как бы не сорвал адаптацию». Надо его проконсультировать. Сделать ЭКГ, тесты с нагрузкой, анализы взять, наконец.»
Она включила фен, стала сушить волосы. Очень хотелось спать, но в таком состоянии лечь с мокрыми волосами – верный путь к простуде.
«Да, возможен срыв адаптации, и в первую очередь пострадает нервная система. Настя опасается что у Олега не все в порядке с психикой. У него вроде, были устрашающие галлюцинации, судороги, все же травма мозга. И все это может вернуться, если он начнет уставать. Вот почему Настя беспокоится. А что мы можем сделать?»
Волосы высохли, Софья Владимировна пошла спать.
- Так ты не поела почти ничего! – забеспокоилась мама.
- Не волнуйтесь, завтра скоррегируем парэнтерально! – пробурчала в ответ дочка, - Я после смены, меня не будить!
- Софочка, это я, мама! – прошептала мама Софьи Владимировны, но дочка уже не реагировала. Реально, она отключилась уже несколько часов назад, когда сдала дежурство. Теперь она существовала, двигалась, и размышляла как зомби, большая часть мозга уже давно отключилась, истощенная двумя сутками непрерывного стресса. И только слабый огонек сознания трепетал, поддерживая связь с реальностью. И даже в таком состоянии Софья Владимировна размышляла, стремясь помочь Насте:
«Конечно, витамины, адаптогены, но это все ерунда. Теперь все зависит от внутренних ресурсов Олега. Он либо справится с нагрузками, либо сорвется, и быстро угаснет. Такое бывало с больными, долгое время лежавшими в интенсивной терапии. Организм теряет резервы тренированности, при возрастании нагрузки просто сгорает. Сколько раз такое бывало. Человек проходит сложнейшие операции, преодолевает осложнения, его вытаскивают с того света, выписывают… А он просто засыхает, как сорванный цветок.  Жаль, если получится так. Настю жалко…»
С этими мыслями она провалилась в сон. Но переутомление было слишком велико, и сказалось свершено неожиданным образом.
Биоритмы оказались сбиты столь основательно. что полностью выключить сознание не удалось. Перевозбужденный мозг отказывался впадать в торможение. Она и спала, и не спала одновременно.
- Не беспокойтесь, с Олегом все будет в порядке!
– Кто это? – Софья присмотрелась, около ее постели стоял человек в сероватом халате с широкой синей оторочкой. На голове у человека была странного вида шапка, в руке он держал нечто, похожее на кисточку чересчур большого размера.
- Называйте меня Чжан.
- Что вам нужно? Убирайтесь!
- Да-да, я сейчас ухожу, но несколько слов про Настю.
- Откуда Вы знаете?
- Все просто. Я лечащий врач Олега, и, как Ваш коллега, пришел поделиться кое-какими соображениями.
Софья Владимировна только сейчас заметила, что это доктор, и на шее болтается стетоскоп. На кармане медицинского халата висел бейджик, но Софья Владимировна никак не могла прочесть, что там написано.
- А Вы из какого отделения?
- Я консультант. Вообще, у меня образование по восточной медицине, но я имел возможность слушать лекции великого Шарко, Бехтерева, я у академика Сеченова стажировался!
- Сколько ж вам лет? Вы иностранец?
- Возраст не имеет никакого значения. А моя родина, действительно, далеко отсюда.
- Что-то я плохо соображаю, не выспалась, - Софья Владимировна попыталась потрясти головой.
- Ничего страшного! Послушайте меня. Постарайтесь успокоить Настю. Ей нечего волноваться. У Олега огромные резервы, а те галлюцинации, в которых я его консультирую – совершенно безопасны!
- Иностранец безопасен, - повторила Софья Владимировна.
- Вот и чудненько, вот и славно! Так успокоите Настю?
- Конечно. Чего там бояться. Я и сама теперь понимаю, что иностранец безопасен!
- Прекрасно! Кстати, я был знаком с Михаилом Афанасьевичем, у старика Фрейда я тоже учился, было интересно. Был на демонстрации доктора Мортона, так что мы почти коллеги! А Вам сейчас нужно поспать. К сожалению, не обещаю, что Ваш сон будет легким. Но через это надо пройти, если не хотите, чтобы у Вас оставались непроработанные комплексы, а то и фобии. Пусть лучше сейчас все уляжется…
- Уложим, если надо переведем, выпишем, - мысли Софьи Владимировны уже неслись вскачь.
- До свидания!
- К черту! – ответила Софья Владимировна, обычно не допускавшая таких выражений.

Иностранец оказался совершенно прав. В том сне, который последовал после его ухода, события последних двух суток, спрессованные, отсортированные причудливым образом, несколько раз прокручивались в ее сознании. Более того, сознание выстраивало боковые цепи событий, давая рассмотреть ситуации, демонстрирующие, что бы произошло, если бы она отреагировала иным образом. Некоторые варианты были просто устрашающими. Такой разбор был хуже любого фильма ужасов, ситуации прокручивались в разных вариантах, снова и снова.

Мама вскочила среди ночи, прибежала в комнату дочери. Та металась, и кричала:
- Адреналин! Скорее! Развести на двадцатку, в подключичку!
Мама схватила дочь за плечи, начала трясти:
- Соня, проснись. Проснись, дочка! Что же это за работа за такая, ты дома, да проснись же!
Соня села в постели, открыла глаза, посмотрела на мать:
- Что случилось?
- Соня, я не знаю, но ты так кричала во сне…
Софья Владимировна кивнула, и глядя на мать широко открытыми глазами, скомандовала:
- Поставьте полиглюкин!
И снова вырубилась, на этот раз уже совсем без сновидений.

Через несколько дней Софья Владимировна столкнулась с Настей. Та шла с плановыми анализами из хирургии, взгляд озабоченный, осанка усталая.
- Настя!
- Да, доктор!
- На минутку, помнишь наш разговор?
- Да, что вы посоветуете? Я очень беспокоюсь, правда. Это как жить на вулкане. Я же помню, как у него было плохо!
- Успокойся. Я проконсультировалась с одним специалистом… он сказал, что могут быть галлюцинации, видения, но это следовые дела после травмы, это нормально!
- Нормально? – Настя с сомнением покачала головой, - А если к Вам приходит старик с кисточкой…
- Длинной такой, да?
- Ну да, с такой, на бамбуковой рукоятке…
- И в шапке такой странной…
- Софья Владимировна, это не нормально!
- Следовые явления после травмы, все это пройдет… со временем!
- А вот у меня травмы, допустим, не было…
- И у меня тоже. Так этот старик в халате не к нам ведь приходит, верно?
- Верно, - подхватила Настя, - он Олега консультирует…
- Иностранец не опасен! Это совершенно безобидная галлюцинация, не стоит обращать внимания. И, кстати, не надо больше никому про это рассказывать.
- И я так думаю, - согласилась Настя, - так Вы считаете, что Олег поправится?
- У него огромные внутренние резервы, тебе совершенно нечего опасаться!
- Ну, слава богам! Действительно, если всего бояться, то и жить не стоит. Спасибо, доктор! – и Настя понесла анализы дальше, в лабораторию.