Рука женская или мужская? Гендерная стилистика 5 о

Лариса Миронова
Вчера получила по рассылке вот такой текст (привожу отрывок из него, самую суть, а затем обсудим саму проблему - где чьё место):

«Мысли заслуженного рационализатора Стаса Садальского

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ.

Женщина должна быть второй - мужчина лидером. И дома и на работе (бизнесе).

Если женщина тоже претендует на лидерство - это закладывает конфликт.
Два медведя (два лидера) в одной берлоге (семье) не уживутся.

Уступчивость, все-таки, скорее, женское качество, чем мужское, потому уступать придется женщинам. Причем с радостью и удовольствием. И по честному, а не для вида.

Но на самом деле эта проблема возникает тогда, когда женщина не любит своего мужа, а хочет чего-то добиться, а то еще хуже - самореализоваться.

Для женщины существует только одна самореализация. Любить мужа и отдаваться этому полностью. И слушать его. И быть его ученицей.

Все остальное - борьба за лидерство, за признание женщины тоже (то есть вторично, по мужскому образцу) умной и прочее, означает только одно -женщина мужчину не любит.

Тут, конечно, женщины начнут язвить, а что такое, когда мужчина не любит?

Ну, раз вы сами спросили - то я отвечу. Если мужчина не любит, его тянет на сторону. И что еще хуже, тайно (в глубине души) восхищается другой женщиной. Но честно сказать не может - зачем ему скандалы?

Он не может быть правдив - от него требуют приятной лжи.

Но от женщины - которая любит, и отдается этому полностью, уйти невозможно и незачем. Ничего лучше этого все равно не найдешь.

Итак, главная мысль. Мужчина - лидер, женщина вторая и счастлива этим. Или как обычно. Как это обычно - все знают. И кто этого хочет?

Отвлекусь. Одна из особенностей мужчины, он по природе своей рационализатор и изобретатель. И потому все время думает - как все организовать, - чтобы работать поменьше. Женщины же более терпеливы и будут просто работать и терпеть, а вряд ли будут рацпредложения придумывать.

И это приводит к очень разным стратегиям по жизни..."
***
Каково это? В нашем продвинутом 21 веке.
А ведь ещё в 16 веке картина была совсем другой на Руси - женщины имели ровно те же права, что и мужчины, неравенство принес Петр Первый вместе с основами западной цивилизациии. Что же касается Запада, но женщина там всегда была закабалена, начиная с 11 века, начала Западной Европы как цивилизации (не культуры!). Ещё в 20 веке, в 70-х гг., во Франции женщина могла покидать свой дом больше чем на полчаса только с письменного разрешения мужа и не имена права голоса, а в Англии всё ещё пороли детей в школах (современные мужчины старше 50 лет это хорошо помнят.) И только после второй мировой войны, после Победы СССР над фашисткой Германией, Запад стал спешно внедрять ценности, принятые в СССР, чтобы не спровоцировать у себя социальную революцию. И вот, после развала СССР, либеральная Россия вдруг забыв про советское прошлое, принялась лебезить перед Европой, усвоившей уроки СССР, и клясться в приверженности к европейским ценностям, напрочь забыв о Родине их возникновения. В СССР женщина и мужчина были равны - в социальном плане, хотя при Сталине женщина имела уже не так много возможностей в политической жизни, как во времена Ленина. Но на среднем уровне женщин было гораздо больше, чем мужчин. И это по той причине, что назначали людей на высокие должности не по половому признаку, а по способностям к данному делу. И если женщин было меньше на высоких постах, то вовсе не потому, что они женщины, а потому, что мужчины оказывались более подготовленными. Давайте же разберемся в гендерном вопросе, а кто теперь на что имеет права в либеральной России, сформулировал выше Садальский.

***
Слово "гендер" по-английски означает грамматическую категорию рода, затем его изъяли из лингвистики и тупо перенесли в поле других наук - социологию, историю и др. И теперь без гендера редко обходится популярная передача на ТВ.  Зачем понадобился гендер (родовой термин )? Потому что термин "секс", собственно и обозначающий биологический пол ( род), стал употребляться в последнее время исключительно в узком применении к деятельности человека, связанной (или не очень) с репродуктивной функцией. Гендер же стал использоваться для описания социальных, культурных и психологических аспектов  "женского" и "мужского" поведения.
   И это было бы хорошо, если бы гендерная теория не взяла на себя слишком много: она, в порыве самозабвения, даже стала утверждать, что, "мужчинами и женщинами не рождаются, а становятся". И что если девочки и мальчики с пеленок будут носить одну и ту же одежду, будут играть в одни и те же игры, а родители будут называться не папа-мама, а по номерам, кто важнее, тот номер1, а болтливых бабушек вообще изгнать из семьи, дедушки же чаще всего сами вымирают, так и не дождавшись внуков, то разницы между детьми не будет никакой и им совершенно всё равно будет, с кем впоследствии "заниматься сексом". Детей же можно и купить у суррогатного родителя, или "родить" с помощью пробирки. Очевидно, что всё это движение направлено в одну сторону - радикальное изменение рода человеческого, превращение уникальной человеческой личности в пронумерованную единицу глобального мира.

   Так вошел в жизнь и претендует на доминирование новый термин "гендер", выражающий не природное, а социокультурное  межполовое различие. Иными словами, "мужское" и "женское" - это биология, данная от природы, а "мужественное" и "женственное" понятия, созданные в обществе, и они трансформируются вместе с измененями самого общества.
Но в русском языке пол и секс(род) - разные понятия, в отличие от английского, где это одно и то же. Поэтому слово пол практически ( хотя и не совсем) идентично английскому слову гендер.
   Сейчас однако главная проблема не в том, что находить всё новые гендерные различия, а в том, чтобы преодолеть слишком прямолинейное толкование этого понятия.

  Что же показали гендерные исследования в языке?
1. Система ценностей и взгляд на мир производятся с позиций мужчины, с приоритетом мужской логики и мужского начала;
2. Понятие "человек" и "мужчина" идентично во многих европейских языках ( в белорусском и русском оно может означать ещё и слово "муж", "возлюбленный" ).
3. Образ женщины порядком дискредитирован; Феминистская лингвистика активно занимается выявлением гендерных ассиметрий я языке;
4. языковая личность ( мужская и женская) никогда не совпадают; мужская манера говорить, воспринятая женщиной, оценивается мужчинами как проявление агрессии со стороны говорящей ( повышенная громкость, резкость интонация, манера бесцеремонно прерывать собеседника в глазах самой говорящей могут быть просто выражением её личного гендернего стиля; ) Даже использование сложных конструкций считается также чисто мужским стилем речи: женщина должна говорить просто.
5. объектом изучения становится вопрос о манифестации пола в языке; кроме того, целью гендерных исследований  является изучение речевого поведения полов, описание особенностей женского и мужского речевого рисунка; в принципе любая область лингвистики может быть рассмотрена с позиций гендера.

   В русском языке аналогом гендера является пол. западное секс-секс у нас выглядит как пол-род. Феминистская  лингвистика выявила ассиметрию в языке, её андроцентричность. В основе исследований положение о том, что язык - не просто продукт общественной жизни, но и средство формирования мышления и ментальности. Сейчас главной проблемой однако стало не дальнейшее исследование гендерных особенностей, а преодоление прямолинейной интерпретации гендера. Тут важно понимать, что гендерные представления человека о себе и о других всё время меняются. Слово гендер в английском языке - глагол, то есть он отражает постоянно идущий процесс; рассмотрение языка в данном аспекте выдвинуло на передний план проблему языковой личности, различий речи мужчины и женщины с этих позиций. Ряд исследователей сошлись на том, что речевое поведение женщины отличается неуверенностью, меньшей агрессивностью по сравнению с мужчиной, большей гуманностью и  ориентировано, в основном, на партнера. Мужчины в диалоге более агрессивны, менее склонным к компромиссам, в качестве лексических единиц  можно рассмотреть цвета, которые предпочитают мужчины и женщины - бежевый, сливовый, абрикосовый часто встречаются в речи женщин и крайне редко в речи мужчин.  На морфологическом уровне у женщин больше частиц - ох! ах! На синтаксическом в женском языке много разделительных вопросов, что наделяет предложение особой смысловой нагрузкой. Эти вопросы помогают женщине создать впечатление робости, даже когда на 100% уверена в себе, и это придает мужчине вес, он расслабляется, заранее будучи уверенным в своём превосходстве и... тут он и попадает в капкан. К особенностям женской речи относится и повышательная интонация там, где её надо бы понизить, частое употребление эвфемизмов, что помогает избегать снижения речи, ну и консерватизм - женщины не имеют привычки блистать неологизмами, в отличие от мужчин. Женщины шутят гораздо реже мужчин, вплоть до того редко, что даже есть шутка: остроумной женщине красота не нужна.
     Все исследователи замечают, что женщину чаще перебивают в разговоре, у женщин более вежливый стиль речи, хотя и более напористое речевое  поведение. Требования женщина высказывает в виде просьб. женщина в разговоре чаще извиняется, чем мужчина.  Мужчина чаще дискутирует, оспаривает мнение, игронирирует комментарии. Количество мужских реплик в диалоге больше, чем женских. Мужчина в большей степени ориентирован на свои высказывания,  женщина - на высказывания партнера.
    Письмо женщины и мужчины тоже различно: женщины более склонны употреблять клише, оценочные выражения, усиливают речь частицами, наречиями, прилагательными;  любят употреблять словосочетание "очень хорошо"...
    Женский текст больше напоминает эмоциональную речь в состоянии напряжения; в мужском тексте меньше описаний и почти нет эмоций, которые не согласуются с "мужским типом".
   Различия,как видим, есть, но и они какие-то не универсальные. И чаще всего те или иные особенности  речи мужчин и женщин связаны не с гендером (полом), а с конкретным опытом жизни, уровнем образования,  психическим складом, характером,
 ролью в социуме и др. Так что утверждать, что есть незыблемая связь гендера и речи индивида, вряд ли строго научно. Связь, конечно, есть, но она всё-таки плавучая.  Мужчин и женщин, т.о., следует изучать в конкретном контексте. Разные стили поведения и речи у мужчин и женщин вырабатываются, как правило, под воздействием конкретных ситуаций. У женщин просто не хватает времени для собственного развития и карьерного роста. Ведь ей надо всё успеть до 25 лет, в том числе, и выйти замуж. Старая, некрасивая женщина никого не интересует, ей закрыты все пути. Отсюда и интеллектуальная ущербность женщины по сравнению с мужчиной. А между тем, природой женщине дано больше возможностей, гораздо больше, чем мужчине - хотя бы сравним голосовой диапазон, тут мужчине отведен узенький мало окрашенный интервал, женщина же имеет просто огромные возможности в этом плане. А ведь голос - это важнейший инструмент воздействия на окружающих. Голос сильнее логики.
 
   Сравнивать мужчин и женщин вообще ненаучно, если мужчин ещё можно хоть как-то усреднить по центру, там как раз статистический бугор - на середине между плохим и хорошим, когда и того, и другого примерно поровну, то женщины не просто разбросаны по всей оси, они ещё и концентрируются на её концах - дают примерно одинаковый максимум особей на плюсе и минусе. Если каким-то методом выделить самого дурного человека, то им непременно окажется женщина, если выделить самого лучшего в мире человека, то им также окажется женщина. Между женщинами самими гендерных различий гораздо больше, чем между мужчиной и женщиной. Поэтому говорить о женщинах надо всегда конкретно - кто именно эта женщина, - что делает совершенно бессмысленным всякие квоты специально для женщин, всякое их процентное представительство в неких органах. При иной подборке, когда попадутся как раз те, кто дает максимум на минусе, то лучше бы их там совсем не было.

    Чтобы показать, каково принципиальное различие между женщинами на плюсе и их товарищами по полу на минусе, приведу два примера:
    Женщина с плюсового конца оси - это Богородица, Жанна Д,Арк, королева Маргарита Навааррская...
    Образ женщины с полюса "минус" прекрасно выписан в коротеньком рассказе историка русского авангарда Н.И. Харджиева, он называется "Мой первый роман".
    " Этой прелестной сероглазой девочке, единственной дочери известного благотворителя, было, как и мне, 10 лет. Наклоняя тонкие пальчики к ладони, она горделиво пересчитывала своих женихов, одним из которых был и я. Однажды она поцеловала меня среди кустов цветущей сирени и даже прижалась ко мне всем своим телом. И всё-таки я её возненавидел. Ни один из её сверстников не мог бы раздавить живую жабу, а она смогла - раздавила голой пяткой.
   - Ты дрянь, сказал я не своим голосом и ударил её по щеке. Она засмеялась, это был смех взрослой женщины.
   - Ты дрянь, - повторил я и ударил её яростно. И тогда она завизжала как собачонка, попавшая под колесо телеги."
     Этот коротенький рассказ - на самом деле, настоящий роман в одну страницу. Здесь целый мир двоих. Действующие лица - дети, сверстники, но они ведут себя, как взрослые. Девочка смеется, как взрослая женщина, а мальчик по-взрослому возмущается проявленной жестокостью. Однако поступок он совершает как раз мальчишеский - бьет девочку. Достаточно было бы слов, после чего следовало бы уйти и никогда больше не подходить к ней ближе, чем на пушечный выстрел. Вряд ли она переменится к лучшему с возрастом, разве что научится сдерживать свою негодяйскую натуру...

   Женская литература - это в обиходе плохая литература. О чем пишет женщина? Ну конечно, о разных женских глупостях... Но о "женских глупостях" как раз лучше всего написали Толстой и Бунин, а вот о мужчине никто пока хорошо не написал, т.к. автор-мужчина пишет о себе, а автор - это уже нечто женское, потому что всесторонне выражать себя в письме первой начала женщина ( в своих дневниках и письмах). Кроме того, чтобы о ком-то хорошо написать, надо этого кого-то сильно любить. Мужчина-автор - сильно любит только себя самого. Так что, нравится это кому-то или нет, но хорошо написать о мужчине суждено, конечно, женщине, именно ей и только ей.
   Итак, нет никакой такой женской и мужской литературы, а есть плохая и хорошая литература, и авторами той и другой могут быть как мужчины, так и женщины.
   Лучший автор середины 20 века, на мой взгляд,  - француженка Маргерит Дюрас.