Добрый клоун

Ольга Дороженко
    Приходит к доктору человек и жалуется на депрессию.
   - Сходите в цирк, - советует эскулап, -  там выступает очень веселый клоун и Вашу депрессию, как рукой снимет!
   - Мне не поможет, - возражает пациент.
   - Почему?
   - Я и есть тот самый клоун!

   Слушая этот грустный  анекдот, я вспомнила  клоуна из своего детства.
   Моя мама учительствовала в младших классах. Ее жених погиб в сорок втором, а  отец  пропал на войне без вести. После войны вышла замуж за офицера. Поселились в северной  Нерехте. Муж, попав под хрущевское сокращение, запил. Обидно было фронтовику, молодому капитану, прошедшему всю войну, израненному,  пережить эту несправедливость. Как выжить? Трое детей.Теща. Мирной специальности нет. Нашли выход - переехали к его родственникам в Миллерово, что  на Верхнем Дону. "Гуртом и батьку легче бить".
   Отец с трудом устроился кассиром на железной дороге, зарплату  пропивал. Мама задергалась в поисках работы. Учителем нигде не брали, пошла в продавщицы. Она тосковала по школе и много мне рассказывала о ней.
   Рассказы про ее учеников-первоклассников становились со временем все ярче. Даже я знала всех ее учеников  по именам. Просила:
   - Мама, расскажи еще про хулигана Ваньку Хитрова или отличницу Люсю Диброву!
   На вопрос:
   - Кем ты хочешь стать? - я  уверенно отвечала:
   - УЧИТЕЛЬНИЦЕЙ! 
   Продавцом я не хотела быть ни за что! В конце лета  учителя, как кинозвезды, шествовали в городской Дом пионеров. Августовский педсовет! Мы с подругами глазели на наряды. И я тайно мечтала,что когда-нибудь буду такой же модной учительницей.
   По соседству жила старая заслуженная учительница Клавдия Федоровна. Жила скромно. Никто к ней не ходил, кроме учеников.
   Однажды она пригласила меня в гости, угостила вкусным варением и конфетами, расспросила, что мы учим в третьем классе. У нее была одна комната,  чистая, уютная, на стенах висели картины.   Поразило обилие книг - целая библиотека. Она стала давать мне книги и внимательно слушала мои рассказы о прочитанном. Так я подружилась со  своей именитой соседкой. Когда отец бушевал дома, я тихонько скреблась в двери
Клавдии Федоровны, она читала мне книжку и гладила по волосам. Теперь я не просто хотела стать учительницей. Я хотела стать Клавдией Федоровной.
   Но ни с кем не могла сравниться Нина Ивановна - моя первая учительница, самая умная  на свете. Никто в нашем классе, никогда не сказал плохого слова про Нину Ивановну.  И я хотела стать Ниной Ивановной.
   В четвертом классе, в  конце учебного года, Нина Ивановна объявила нам, что приезжает цирк и мы всем классом скоро пойдем на представление. Я никогда не была в цирке. Цирк - какое волшебное слово! Скорее бы "СКОРО"!
   Мама сшила мне красивое ситцевое платье. Вот и настал долгожданный день. Я проснулась в пять утра, услышала шум дождя за окном.  Это был не дождь, а "кара Божья", как говорила бабушка. Казалось, что ливень никогда не кончится и я никогда не пойду в цирк, никогда не увижу дрессированного медведя на велосипеде, веселых собачек и доброго клоуна. Но в восемь утра уже сияло "солнце в целом свете". В новом платье я выпорхнула из подъезда. Вдруг грязный тяжелый резиновый мяч больно ударил меня в плечо. Сосед Юрка заливался смехом, стоя в мутной луже. Платье было безнадежно испорчено пятнами жирной грязи. В слезах я вернулась домой. Бабушка всплеснула руками, приговаривая привычное "Свинья всегда грязи найдет", "Не надолго псу красное яичко".  Пришлось идти в цирк в старом школьном платье.
   Представление началось: гимнасты кувыркались, музыка гремела, зрители хлопали, все ходило ходуном. И вот наконец  появился добрый, с улыбкой до ушей, клоун. Подпрыгивал, падал, жонглировал, играл на губной гармошке - в зале все хохотали и аплодировали.
    И вдруг клоун подошел ко мне, дал в руку палочку и громко сказал, что она волшебная, - выполнит любое мое желание. Вывел меня на середину зала. Все захлопали еще громче. Я, впервые в жизни, была в центре всеобщего внимания. Добрый клоун протянул мне шарик, и только я его взяла,  как шар громко лопнул.  Я огорчилась, а все засмеялись.  Клоун спросил  ласковым голосом:
   - Кем ты, девочка, хочешь стать, когда вырастешь?
   И тихо мне на ухо шепчет ответ:
   - Врачом.
   Я ему шепчу:
   - Учительницей.
   Тогда он еще громче спросил:
   - Так кем ты хочешь стать, когда станешь БООООЛЬШОЙ?
   А сам  при этом злобно шипит мне на ухо:
   - ГО-ВО-РИ - врачом! - и больно щиплет меня за руку.
   Я молчала.
   Тогда  мой мучитель еще радостнее прокричал:
   - Ты, наверное, девочка, хочешь стать врачом, когда вырастешь?
   Зал молчал.
   И тогда я,  глядя  клоуну в глаза, как  Зоя Космодемьянская фашисту, громко и четко, как учила меня Клавдия Федоровна, ответила:
   - Когда я вырасту, то я обязательно стану УЧИТЕЛЬНИЦЕЙ!
   Тогда  КЛОУН в разноцветных  штанах отвел меня на место, дал волшебную палочку другой девочке, и задал ей тот же вопрос:
   - Кем ты хочешь стать, ведь ТЫ же УМНАЯ девочка, когда вырастешь?
   - ВРАЧОМ, -  улыбаясь, ответила девочка, и сразу выскочили собачки-санитары, представление продолжилось, все захлопали и были счастливы