Воспоминания умирающего, или Двенадцать лет спустя

Локсий Ганглери
«Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие.»
Ф.М. Достоевский


Вместе с тобою, читатель, мы возвращаемся в тот самый момент, где прервались на пороге развязки http://www.proza.ru/2011/02/17/1384 . Давно уж хочу я продолжить, неизменно пытаясь подступиться к прерванному предмету.
Но словно воспоминания отбивают мои попытки или перо предает меня.

Итак, перед нами тот час и квадрат, когда, где полусонные приморские сумерки плавно перетекают в полуночную мглу.
Мы танцуем на открытой веранде. Ночной бриз залит музыкой, голос Дэвида Сильвиана и звездная бездна над головой… одним словом, я совершенно не заметил, что веранда открыта не только звездам, перила отсутствуют, а внизу - три метра пустоты и строительный мусор.

Я полетел вниз, лицом и локтем в бетон. Через некоторое время, друзья перенесли меня на дорогу, и стали искать… не знаю, деньги, врача, «скорую»… Единственное, что могло бы помочь, это - нейромобиль.

Надо сказать, что в Кобулети, в полтретьего ночи, остановить такси практически невозможно. А вызвать «скорую», и уж тем более, нейромобиль, – невозможно даже теоретически: ближайший парк нейромобилей – в Тбилиси, а оттуда – часа три очень быстрой езды. Реально – больше. Лично меня "не хватит" и на час: дыхание и пульс почти отсутствуют, большая потеря крови, в мозгу – опасные гематомы...

Что делать?


* * *

…Некогда перед Моисеем и его народом раздвинулось Чермное море, чтобы дать ему уйти от преследования фараона Нехао: по молитве, Моисею открылось то древнее прошлое или далекое будущее, когда Чермного моря не существовало – и он смог пройти по морю аки по суху.


16 июля 2001 года, около трех часов ночи, у обочины дороги без сознания лежал мужчина лет тридцати, лоб которого был рассечен и лицо залито кровью, а правую руку трудно было опознать: сломанная в локте, она была больше похожа на окровавленную плеть…
И вдруг - густой и влажный мрак прибрежного проспекта расступился, и в расщелине проступил нейромобиль.

Дело в том, что накануне вечером у местного жителя случилось кровоизлияние в мозг, и на нейромобиле его везли в Тбилиси, в Неврологию. Так что, человек, не верящий в Промысел, не увидит, наверное, в этом появлении чуда; он назовет случившееся совпадением, случайностью. Инсульт уж точно – не чудо.

С другой стороны, больной был без сознания. А машина мчалась с бешеной скоростью. А в нейромобиле не слышно и не видно ничего, что вокруг. Так что, к пострадавшему на обочине чудо-машина, в общем-то, не имело ровно никакого отношения!.. Скажите мне: кто или что мог заставить ее не то что остановится - изменить маршрут?!

...Но вот, машина остановилась недалеко от того места на трассе, где меня уложили.
Кто посмел остановить нейромобиль? – Водитель? Полиция? Врачи? Родня умирающего – того, ДРУГОГО, что в нейромобиле?!

Не может быть, абсурд!

Или, все-таки, чудо..?

Единственный человек, который может остановить ТАКУЮ машину, это - сам умирающий. Так и случилось.

Но как? И почему?! Быть может, известный доктор и целитель Аслан Хабази ПРОСТО почувствовал, что кому-то рядом очень плохо? Ведь хороший врач чувствует это даже во сне, в обмороке. Оказалось - даже при смерти!...

Всё это знает один лишь Бог. Факт же состоит в том, что человек в тяжелейшем состоянии вдруг пришел в себя и спросил (sic!): что там, на трассе? В ответ на информацию, умирающий сказал так: «Выживу я или нет - на всё Воля Всевышнего! а моя - хотите просьба, хотите завещание: прежде, отвезите этого парня, а за мной заезжайте попозже...».


...Что тут сказать – нам или скептикам?! Сам факт коммуникации при кровоизлиянии – уже немалое чудо. А человек, будучи при смерти, отдающий жизнь свою за ближнего - вот так, запросто; без условий и пафоса?! да еще какому-то неизвестному типу, который валяется, почему-то, посреди ночи на обочине дороги...

У врача не было ни сил, ответить на эти вопросы, ни времени: он просто спешил спасти ближнего.
Это не пафос - это мгновения уходящей жизни! нам бы так...

Не сомневаюсь, что только благодаря таким делам и людям жизнь на Земле еще продолжается. И остается еще время до Страшного Суда. А Свет светит во тьме и тьма не объяла Его.


* * *

…Мне предстоял еще очень долгий и трудный путь: месяцы под капельницей, недели в реанимации. Кризисы и чудеса. Осложнения и операции – за полгода я перенес восемь весьма сложных операций, из них две – двойные. Был даже чин Соборования в Михайловской больнице: он спас меня из совершенно патовой ситуации: меня ведь уже выписали. Понятно, зачем...

И все же, начало было положено в ту ночь на прибрежной дороге, врачом и целителем Асланом Хабази. Царство ему Небесное!


С того дня прошло уже десять лет. И каждый год, когда у нас собираются родня и близкие, и когда пьют за меня, всякий раз поднимают бокалы и за доктора Хабази. Однажды мой кузен, тамада, сказал мне такой тост:

«Есть ли смысл у жизни, нету ли смысла у жизни, – начал тамада тоном лектора по распространению, – науке это неизвестно. А вот тебе, - вдруг тамада обратился ко мне, - тебе это хорошо известно. Должно быть очень хорошо известно: ведь твоя жизнь – даже не просто Божий дар: за нее другой человек принес в жертву самое ценное и великое - свою жизнь. Такую полезную и всем очень нужную жизнь: ведь к батони Аслану ездили больные чуть ли не со всего черноморского побережья!..
И вот, теперь ты в долгу не только перед Господом Богом и Неизвестным солдатом, а еще и перед известным врачом и всеми теми людьми, которых Аслан Хабази мог спасти, но не успел – всем им ты обязан своей жизнью.
Обязан по-настоящему, лично и реально! И всегда это помни, дзмао!»