Китайцы об особом, третьем пути России

Алексей Богословский
Эта статья взята в Жэньминь Жибао онлайн и весьма показательна в смысле взгляда китайцев на нашу государственность

Бай Хэмин: Будет ли в России «беспартийная система»?

18 мая президент России Дмитрий Медведев в ходе пресс-конференции в «Сколково» отметил, что участие его в выборах зависит от политических партий, которые выдвинули его кандидатуру в 2008 году. В тот год его поддержали четыре партии, в том числе «Единая Россия», депутаты которой занимают 315 из 450 мест в Государственной Думе, и другие три партии, сотрудничающие с «Единой Россией». Поскольку в настоящее время председателем партии «Единая Россия» является Владимир Путин, а в 2009 году Дмитрий Медведев выступил с жесткой критикой в адрес работы партии, то вопрос с возможным расколом «тандема Медведева и Путина» в будущих президентских выборах, после слов российского лидера на пресс-конференции, немного прояснился.

Однако по-прежнему остается непонятной политика партий в России. Раньше этот вопрос не особо был актуальным, поскольку в СССР была однопартийная система, и лишь после распада Союза, в России возникло явление многопартийности. Статус партий, в качестве политических субъектов, точный и важный. Однако растущая популярность Владимира Путина в начале 21 века практически полностью поменяла правила игры. Будь то это в 1999 году, когда он был назначен на должность премьер-министра страны, или в 2000-м, одержав победу в выборах благодаря невиданно высокой поддержке населения, и став президентом, Владимир Путин никогда не состоял ни в одной партии. Во время президентства Владимира Путина на протяжении восьми лет, правящая партия «Единая Россия» полностью поддерживала его, однако не устанавливала четких политических связей с ним. И лишь к концу президентского срока, в 2008 году Владимир Путин, наконец, получил приглашение «Единой России», он сменил своего друга Бориса Грызлова на посту председателя партии.

Очевидно одно, что если Владир Путин решит принять участие в выборах в 2012 году, то он, несомненно, получит поддержку «Единой России», шансы на победу его по всей стране довольно большие. Однако поскольку на протяжении двух президентских сроков Владимир Путин не был членом партии, особое внимание следует обратить на вопрос: останется ли он председателем партии «Единая Россия» на третьем сроке своего президентства. Если Владимир Путин, действительно, перед вступлением в должность президента покинет партию, то он не только будет оставаться независимым беспартийным главой правительства, но и установит практику в России, когда президенты не состоят ни в одной партии (первый президент РФ Борис Ельцин также был беспартийным деятелем). В каком-то смысле, Россия нашла свой третий путь – «беспартийная система» - между многопартийностью на Западе и однопартийностью на Востоке.

На самом деле, название «беспартийная система» не всесторонняя. По конституции и на практике, Россия все-таки считается многопартийной страной, и в будущем ничего не изменится. Однако российские политики, в отличие от западных, действительно, по-иному смотрят на правление политических партий.

В 2009 году Дмитрий Медведев выступил с острой критикой в адрес «Единой России», в основном исходя с теоретической позиции. Президент страны заявил, что политические партии при демократическом строе являются всего лишь инструментом, а не методом, они не должны занимать высокое положение в политической жизни. Владимир Путин, которого постоянно поддерживает «Единая Россия», и который является ее председателем, несмотря на то, что не сказал в открытую о недостатках политических партий, на практике ограничил их полномочия. Он не только отказывается быть партийным президентом, но и ограничил полномочия «Единой России» в Государственной Думе. Те, кто вступает в «Единую Россию», являются наиболее состоятельными деятелями, они путем участия в партийных мероприятиях повышают свой социальный статус, однако возможностей их повышения до уровня, на котором принимаются политические решения, немного.

Фоном этого явления послужили размышления Владимира Путина и даже всей России о западной многопартийности. В начале 90-х годов 20 века заимствованная многопартийная система в России совсем не соответствовала реальным политическим потребностям страны.

В 1994 году произошел конфликт между президентом и Государственной Думой, который вошел в историю, как «расстрел Белого дома». После победы временного президента Бориса Ельцина, значительно выросли полномочия президента, власть Государственной Думы была ограничена.

Владимир Путин сталкивается с такой же щекотливой ситуацией. Несмотря на то, что по всей России он может с большим количеством голосов быть избранным, сложившаяся после распада СССР состоятельная олигархия может внести помехи в демократический процесс. Богатые олигархи концентрируют свои сбережения на определенных избирательных участках, открытым путем становятся парламентариями, таким образом, получают иммунитет и преимущества в работе. Будучи страной со сложной обстановкой, региональными различиями и противоречиями, России сложно будет на протяжении длительного времени претворять в жизнь систему, которая не соответствует положениям в стране. В связи с этим России необходимо ограничивать полномочия региональных парламентов, укреплять власть президента в прямых выборах по стране, лишь, таким образом, удастся поддерживать безопасность и единство государства.

Автор: Бай Хэмин, ученый Института международных отношений
 
  Переслать    Сохранить    Напечатать Источник:<<Жэньминь жибао>> он-лайн

А теперь добавлю кое-что к мнению китайцев. Понятно, назвать современную Россию беспартийным государством открыто им несколько неловко. Всё-таки официально у нас выборы и демократия цветут. Столь же вежливы ссылки на олигархическую угрозу, ведь официально народ у избирательных урн нас не может быть угрозой, напротив, проблема в нежелании народа обеспечить должный объем явки избирателей и проголосовать за предложенные ему партии. Можно понять китайскую стыдливость, ведь однопартийная система в КНР и многопартийная система в Индии или иной стране предполагает некоторую официальность ответственности власти перед конкретными лицами. Генсек партии или просто член партии на выборной должности отвечает перед членами партии своим партбилетом. Заняв свою должность, представитель партии отвечает за проведение программы партии, которую партия предложила избирателям. Зато беспартийная личность отвечает прежде всего перед безликой группой поддержки, которая не желает оформиться в официальную партию, а именуется скромно - функционер такой-то партии, симпатизант-олигарх по фамилии Н., преданный генерал Икс, член прежней администрации президента Игрек. Официальное понятие свои-чужие в смысле политического оформления - партия А за Путина, партия Б за Миронова выглядит несколько неопределенно. То есть, Единая Россия юридически оказывается орудием группы поддержки, а не членами единой команды, перед которой президент ответственен. Если группа поддержки недовольна или разонравилась, то её можно сменить сверху или сверху перестроить. Это и есть особый российский путь, который, судя по шумихи в печати после событий в Норвегии, кое-кто не прочь сделать общеевропейским путем.

Однако, интересное, что данная политика вполне устраивает китайцев. Хотите управляться закулисно некой группой поддержки - управляйтесь, нам это не мешает. Китайцы - люди рациональные. В статье говориться о беспартийности, как способе укрепления власти президента, но о беспартийности, как способе выражения интересов народа ни сказано ничего. Зачем зря языком молоть и дураками выглядить? Лично для себя кое-какие инструменты влияния рядовых партийцев на высшее руководство страны китайцы предпочли оставить. Так сказать, на всякий случай, чтобы не погрязнуть в безликих интригах за кулисами официальной власти. Но, как вы понимаете, российской власти ни опыт Запада, ни опыт Востока не указ.

Кстати, система двоевластия - Путин и Медведев, Сталин и Троцкий, Горбачев и Лигачев, Иван Грозный и Симеон Бекбулатович - при всей неустойчивости имеет параллели в истории. Два военноначальника в войске, два городничий - это традиция монголо-татарской орды, которая потом была перенята на Руси (см мою статью на этом сайте Мангазея и Туруханье, в Мангазее, как и в массе других городов было два городничих, а при Иване Грозном два воеводы в одном войске было нормой). Кстати, случайно ли сейчас кое-кто пытается рекламировать идею некой научно-технической опричнины? Случайно ли монголо-татарскую практику двух властей - командир и комиссар - применили в Гражданской войне? Одна голова хорошо, а две лучше - это хоть на герб ставь. Российское сочетание безликости и многоликости, ответственности и безответственности - наше, родное, монголо-татарское. Китайцы давно научились сосуществовать с подобными соседями и ничему не удивляться.