***
Любуясь чарующей красотой зимнего леса,
я мог часами бродить по его заснеженным тропам...
***
По случаю, мне пришлось ознакомиться только с двумя работами «мастеров адвайты» это «Я есть то» Нисаргадатта Махараджа и «Истина есть» Пападжи, и этого оказалось достаточно для того чтобы навсегда утратить интерес к такого рода «учениям».
Шизоотия есть крайнее проявление иррационального сознания, выражающегося в трансцендентной утрате реальности внешнего Мира. Приведём примеры того как далеко может завести трансцендентное любомудрие в своих рассуждениях по интересующей нас теме. Посмотрим как истолковывает «учение адвайты», что есть «Я» и что есть «чистое бытие». (чего только не создаёт человеческое воображение на потребу страждущих).
Познакомимся с наиболее яркими перлами этого «учения»: «Мира нет – говорит Нисаргадатта Махарадж, один из последователей учения адвайты, - есть только вы. Вы создаёте мир в своём воображении; как сон… Вам не нужно знать все «почему» и «как», вопросам нет конца. Отбросьте все желания, держите ум в безмолвии…»
Главная сущность «учения» адвайты, как считает Нисаргадатта Махарадж, состоит в том, чтобы отрицать «существование всего, кроме самого себя». «…единственное, в чём вы можете быть уверены, - это в том, что вы есть. «Я есть» - несомненно. «Я есть это» - вызывает сомнения». «Я есть чистое бытие». «Я есть, и поскольку я есть, всё есть. Но я за пределами сознания, поэтому в сознании я не могу сказать, что я такое. Однако я есть… Я находится за пределами восприятия». И т.д. и т.д…
Природа, создавая нас, выбрала в качестве средств связи с нами, всего только пять каналов, дав пять органов чувств, через которые она и ведёт свой диалог с нами, постоянно ставя перед нами всё новые и новые проблемы и, таким образом, вынуждая
нас непрерывно совершенствоваться. Природа наделила нас и развитым головным мозгом с помощью которого мы можем решать поставленные ей проблемы и тем самым поддерживать жизнеопределяющий диалог с ней.
Таким образом, если Я заявляю, что «Я есть», то тем самым Я подтверждаю факт своего реального существования, факт того что Я нахожусь в здравом уме и твёрдой памяти. Это значит, что Я нахожусь в прямом диалоге с окружающей меня Природой относительно которой только и возможно идентифицировать своё Я. «Я есть» - это ответная реакция моего головного мозга на ВНЕШНЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ окружающей меня среды без которой не было бы моего ОСОЗНАНИЯ Я. Нисаргадатта не раскрывает содержания исходных понятий таких как «Я» и «есть».
Для него утверждение «Я есть» - «несомненно», для ПС, это утверждение бессмысленно пока не будут определены эти исходные понятия. Что означает "Я" и что значит "есть". Остаётся бессмысленным и такое понятие как «чистое бытие» .
Бессмысленно и бытие личностного – Я «за пределами сознания» и «восприятия», поскольку без восприятия и сознания не было бы и личностного – Я. «За пределами сознания» и «восприятия» есть только состояние глубокого сна без сновидений, это чисто биологическое, вегетативное существование, когда наше личностное - Я находится в состоянии полной заторможенности, утратив собственную самоидентичность.
Быть «за пределами сознания» - значит быть за пределами своего – Я, быть вне – Я.
Я – это осознание самого себя, а если нет сознания, то не может быть и осознания себя, т.е. не может быть и - Я. Вызывает только сочувствие когда философ беспомощно недоумевает по поводу того «что Я такое», забыв что он находится «за пределами сознания». Вот сущностный образец логики «учения адвайты». Сам факт отрицания всего, кроме «самого себя» и утверждение того, что «поскольку Я есть, всё есть», относятся не к проблеме самой философии, а являются исключительно проблемой их автора. Для философа адвайты весь Мир ограничивается только комплексом субъективных ощущений, ВЗЯВШИХСЯ НЕИЗВЕСТНО ОТКУДА, что заведомо исключает адекватное восприятие реальности.
«Всё есть, поскольку Я есть…,- говорит Нисаргадатта, - Каждый создаёт для себя Мир и живёт в нём…Всё, что нам надо сделать – это отрицать реальность нашей тюрьмы».(т.е. нашего Мира. автор). «В действительности вы никогда не рождались и никогда не умрёте…В действительности нет ни тела, ни Мира, есть только ментальная обусловленность, сноподобное состояние, которое легко развеять, подвергая сомнению его реальность».
Вот так ! Но кто подвергает сомнению реальность Мира и собственного тела? Надо предполагать, что это «Я», которое «есть чистое сознание». Но если «Я есть», тогда «всё есть, потому что Я есть», а если ничего нет, «ни тела ни Мира», значит нет и «Я»? Оказывается, что «даже пространство и время воображаемы. Я тоже не существую(!!?). Всё существование воображаемо». Эта «истина» из разряда запредельной шизоотии… Если мы пришли ДАЖЕ К ОТРИЦАНИЮ СЕБЯ, то дальше уже не о чем и говорить…
Подводя итог, Нисаргадатта говорит: «…Я потерял все свои привычные убеждения. Раньше Я был уверен во многих вещах, сейчас Я не уверен ни в чём… потому что всё моё знание было фальшивым». Это признание достойно уважения. И всё же, мы ещё раз обратимся к «мудрости» «учения адвайты» чтобы окончательно убедиться в том, что это «знание было фальшивым».
Не безъинтересно будет привести примеры некоторых высказываний «одного из самых известных современных просветлённых Мастеров адвайты» Пападжи (Шри Х.В.Л.Пунджа) по поводу того, что есть « истинное – Я» . Вот его определение : «Истинное Я – это то, что ты есть, ты есть то непостижимое, в котором возникают все переживания и концепции… Есть только Я. Я - океан, Я – вода, Я - волна,… Я – это не - ум, не – ум не имеет тела… «Я», возникающее из усилий эго – не истинное «Я». Истинное «Я» знает, что всё есть моё отражение – проекция…» И далее и далее в таком же духе… сплошной поток "сознания"...
Честно говоря, это откровение Пападжи меня не просветило и не продвинуло в понимании «истинного – Я». Но утешимся, последовав мудрому совету просветлённого . «Я ,- сказал Пападжи, - дам вам хороший совет – не слушать ничьих советов, в том числе и моих… Пребывайте в покое, не думайте, не прилагайте усилий. Истина извечно здесь. Она просто есть…» И это совет для страждущих и ищущих ИСТИНУ ?
«Не думайте, не прилагайте усилий…» - вот суть учения адвайты ! Антиинтеллектуальная и антинаучная. Я всегда считал, что постичь истину можно только через серьёзные усилия ума и глубокие философские раздумья. К сожалению, я не нашёл у выше названных мастеров адвайты той утончённости и проникновенной мудрости которая так выгодно отличает восточную философию.