Галина Шляпина. Поэзия балета

Евгений Михайлович Барыкин
               
Вот уже одиннадцатый сезон Галина Шляпина – прима-балерина
Пермского театра оперы и балета. Её имя открыла для себя
прихотливая московская публика на Всесоюзном конкурсе
артистов балета в 1980 году. Она покоряла изысканным рисунком
арабеска, невесомостью в полёте, редким драматическим даром.
Жюри присуждает ей первое место.
Как ни странно, до недавнего времени Галина Шляпина была
известна больше за рубежом, где часто гастролирует Пермский
балет. Ей аплодировали зрители Латинской Америки и Италии,
о ней писали австралийская и новозеландская пресса, её горячо
принимали в Польше, Болгарии, Австрии, Голландии...
Балерина закончила Пермское хореографическое училище, чьи
выпускники известны повсюду: Надежда Павлова, Станислав Исаев,
Любовь Кунакова, Ольга Ченчикова, Марат Даукаев, Геннадий
Судаков - вот созвездие молодых имён в отечественном балете,
среди которых Галина Шляпина - признанный мастер.
Нельзя сказать, что в годы учебы она отличалась покладистым
характером, доставляя педагогам массу хлопот. «Бывало всякое, -
рассказывает Галина. – Однажды, на третьем году обучения,
решив, что из меня ничего не получится, я до того расстроилась,
что собрала свой чемодан и хотела уехать домой, в Ижевск.
А наш педагог по классике – Галина Константиновна Кузнецова –
успела меня перехватить, даже плакала, уговаривала продолжать
учиться.
     - Девочка, ты же балерина, но ты этого еще не знаешь, -
сказала она и добавила: - Ты даже чемоданчик держишь, как
балерина...
     Меня поразили её слова, и я прониклась уважением…
к своему чемодану. Потом он долго ездил со мной на гастроли…
     На выпускных экзаменах она танцевала вальс Наташи Ростовой
(на музыку Сергея Прокофьева из оперы «Война и мир»),
а в скором времени пермский зритель увидел её в партии Фригии
в балете "Спартак". Уже тогда её исполнение насыщено драматизмом,
а техника поражает отточенностью и фантастической скоростью. 
В партии Одетты из "Лебединого озера», где, казалось бы,
стремительность противопоказана, заключительную коду
второй картины она проводит с такой душевной и физической
экспрессией, что по-новому прочитываешь смысл знакомых
движений: в Одетте-лебеде стремится обрести свой истинный
облик Одетта-девушка.
Большой школой для балерины стало содружество с балетмейстером
Николаем Боярчиковым, чьи спектакли - всегда событие
в отечественном балете. Шляпина исполняет все ведущие партии
в его пермских постановках, а балет "Ромео и Джульетта"
на музыку  Прокофьева ставился им в расчете на индивидуальность
балерины. За исполнение партии Джульетты Галина Шляпина
удостоена Государственной премии.
"Признание - это хорошо, - говорит Заслуженная артистка РСФСР
Галина Шляпина. - Признание помогает быть взыскательной к себе
каждый день…"
В дни Московской Олимпиады, когда Пермский балет участвовал
в Культурной программе, выступление Галины Шляпиной в балете
"Жизель” заворожило иностранных и советских зрителей. Её
героиня была созданием двух стихий – танца и любви.
Праздничному настрою Олимпийских игр весьма подходил и
красочный, темпераментный танец Китри - Галины Шляпиной
в балете "Дон Кихот". И в каждой партии сложнейшие
танцевальные па Галина преодолевала с неизменным
совершенством, но главное не это, а то, что лучшие её
создания напоминают поэтическую  импровизацию. У неё -
"лёгкое дыхание" - так можно определить словами русского
писателя Бунина одухотворённое творчество балерины. Ей всё
впору: и огромное сценическое пространство Кремлёвского
Дворца съездов, и скромный пятачок сельского клуба, и
роскошные подмостки театра на Бодэнском озере в Австрии,
и модерновые залы Австралии.
Её искусство не порождает мучительного восторга и слепого
поклонения. Её искусство демократично, оно - о человеке,
о его готовности к прекрасному.  Не в этом ли кроется
притягательность таланта Галины Шляпиной?

              Из публикации в  “Moscow  news  information”  - № 59, 1981 г.

Фото - Юрий Барыкин

     Галина Шляпина - Народная артистка России (1981),
     лауреат Государственной премии РСФСР (1977).
     По окончании Пермского хореографического училища (педагог
Г.К.Кузнецова) в 1970-1981 гг. работала в Пермском театре.
     В 1981-90 - солистска в Московском Классическом балете.
     Первая исполнительница партий: Наталия Николаевна («Пушкин.
Размышление о поэте», 1986), Изольда («Лики любви», 1987) -
в постановке Н.Д.Касаткиной и В.Ю.Василёва. Первая русская
исполнительница хореографической миниатюры «Веберн, опус № 5»
(1982, балетмейстер М. Бежар).
      Др. партии: Одетта-Одилия, Ева («Сотворение мира»), 
Бесноватая («Весна священная»), Джульетта («Повесть о Ромео
и Джульетте»), Натали («Натали, или Швейцарская молочница»),
      Обладательница I премии Всесоюзного конкурса артистов балета
и балетмейстеров в Москве (1980).
      Снималась в телебалете «Лунный вальс» (1986). Творчеству
балерины посвящён телефильм-концерт «Танцует Галина Шляпина».
      В 1990-94 гг. работала в США.
      С 1994 г. - в труппе «Имперский русский балет» (Москва).
      В настоящее время - педагог-репетитор театра «Русский балет»
В.Гордеева и театра «Кремлёвский балет».